Сергей Нарышкин: Распад и раздел Украины неизбежен

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации, глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин пришёл к выводу – крах украинской государственности неизбежен.
«Не случайно всё чаще возникают дискуссии о будущих границах целого ряда государств Восточной Европы – эти дискуссии порождены самой жизнью и последними событиями на европейском континенте. По-настоящему думающие и образованные люди не могут не задаваться вопросом о будущем европейских границ. При этом, как мне кажется, комплексная система взглядов на эту проблему должна включать в себя и точный исторический анализ, учитывать процессы и тенденции, которые привели сопредельные территории в состав несостоявшегося государства Украина», – отметил С.Е.Нарышкин во время выступления 13 февраля 2025 года в Доме Российского исторического общества, где состоялся круглый стол «От Харькова до Ужгорода: история конфликтов и территориальных компромиссов», посвящённый исторической принадлежности территорий, которые в советское время были отнесены к Украинской ССР.
Сергей Евгеньевич напомнил, что территория Украинской ССР сформировалась только в советский период. До этого её попросту не существовало как единого административного образования. Поскольку такие квазигосударственные формы как «центральная рада» или «диктатуры гетмана Скоропадского» нельзя считать государствами, кроме того, создавались они в гораздо более скромных границах. А что касается Украинской ССР, то она больше походила на «лоскутное одеяло», созданное из территорий сразу нескольких соседних государств.
И только после распада Советского Союза у Киева появился шанс начать строительство собственной государственности с нуля. Однако киевские власти не воспользовались этим шансом, потому что были заняты личным обогащением за счёт населения. Очень скоро украинские президенты стали заигрывать с украинскими неонацистами, а затем, преследуя собственные выгоды, выбрали для своей страны «роль петрушки на чужой руке», после чего Украина окончательно и безвозвратно растеряла все качества самостоятельного государства, добровольно согласившись быть «прокси на службе британо-американских кланов», отметил директор СВР.
Однако все рассуждения об украинских территориях на фоне прогнозов о скором распаде Украины требуют точного исторического анализа, подчеркнул Сергей Нарышкин.
«Например, откуда в Мукачево взялись венгры? Их же туда не Сталин завёз. Закарпатье являлось частью Венгерского королевства с XI века. Только после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне эта область ненадолго вошла в состав Чехословакии, а уже в 1945 году по итогам переговоров с чехословацким правительством перешла в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Советское руководство не завезло туда венгерское население, а присоединило территорию вместе с людьми, населявшими эти земли.
Сейчас Польша присматривается ко Львову и, в общем-то, небезосновательно. Бывший город Лемберг по сей день славится прекрасными образцами польской архитектуры. Галиция и Волынь стали частью Украинской ССР в 1939 году по итогам польского похода Красной армии. До этого националистическое руководство Польши осваивало эти территории с особым усердием: туда были переселены десятки тысяч отставных польских военных, так называемых осадников, получивших обширные земельные угодья. Этим, в частности, объясняется и ожесточённая неприязнь к полякам со стороны тогдашних и нынешних украинских националистов», – рассказал Сергей Евгеньевич.
Ещё одна территория, отошедшая к УССР после 1940 года – это Бессарабия и Северная Буковина, и они до сих пор представляют интерес для Румынии.
В 1991 году румынский парламент заявил о недействительности итогов референдума о независимости Украины в части, касающейся Северной Буковины, уезда Герца, уезда Хотин и в отношении уезда юга Бессарабии.
О том, что вероятность раздела территорий бывшей советской Украины между сопредельными странами достаточно высока, указывает и возросшая активность папского престола.
«Не секрет, что Ватикан вынашивает планы по восстановлению своего влияния в Восточной Европе и противодействию Православию за счёт поглощения Польши и Украины», отметил глава СВР.
По мнению руководителя Геополитической обсерватории по ключевым проблемам России Санкт-Петербургского государственного университета, экс-министра иностранных дел Австрийской Республики Карин Кнайсль, которая продолжила дискуссию, все происходящие сегодня политические процессы на территории Европы – это следствие Первой мировой войны, а конкретно Трианонского, Версальского и Севрского договоров, которые и являются «основой сегодняшней напряжённости».
По словам сопредседателя Российского исторического общества, научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, вся Центральная и Восточная Европа на протяжении длительного времени была регионом «с весьма неустановленными границами и постоянно возникающими конфликтными ситуациями».
«Итоги Первой мировой войны в большой мере затронули Восточную Европу. На развалинах империй, которые исчезли: Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской, возникли Чехословакия, Югославия, Польша, прибалтийские страны. Это оказалось недолговечным. Спустя многие десятилетия Чехословакия разделилась на два государства, Югославия распалась, сегодня целый ряд новых государств на месте Югославии. Эта территориальная неупорядоченность в регионе, признанная всеми, уже сразу после Второй мировой войны порождала конфликтные ситуации между странами этого региона и стала причиной того, что происходит в наши дни», – подвёл итоги дискуссии Чубарьян.
Заглавное фото: Круглый стол «От Харькова до Ужгорода: история конфликтов и территориальных компромиссов» в Доме Российского исторического общества