«Северный поток – 2»: для Белоруссии и Украины ситуация разная
Вокруг газопровода «Северный поток – 2» (СП–2), несмотря на его официальное завершение, по-прежнему кипят страсти. Не сумев остановить его строительство, ряд стран Евросоюза, а с ними и Украина, продолжают нагнетать обстановку. Происходит всё это в условиях сложной ситуации на европейском газовом рыке, где цена на голубое топливо взлетела до исторических максимумов. В сложившейся обстановке паника наблюдается не только у потребителей, но и у стран-транзитёров российского газа. Пожалуй, единственной страной, где на официальном уровне сегодня предпочитают не говорить ни о цене на газ, ни о СП–2, является Белоруссия. Хотя еще совсем недавно ситуация была совершенно иной.
Стоит напомнить, что еще в 2020 году президент Белоруссии Александр Лукашенко жёстко критиковал Россию за то, что она поставляет газ в республику по высоким ценам. В Минске считали, что российское топливо должно попадать в страну по цене не выше той, которая существует в Смоленской области. Власти Белоруссии не придавали значения, по какой формуле рассчитывается данная цена и какие субсидии для этого применяются в России, заявляя, что стоимость газа для республики не позволяет говорить о равноправных отношениях внутри Союзного государства.
Тогда же в Минске всё чаще звучали слова о том, что строящийся СП-2 вполне может быть использован Россией не только для экономического, но и для политического давления на республику. Подобные заявления, конечно, нельзя сравнивать с тем, что звучало и продолжает звучать из Киева, однако они не могли не удивлять Кремль. Даже после того, как в 2021 году Минск и Москва договорились о том, что цена на газ для Белоруссии не будет повышаться, вопрос о будущем белорусско-российском газовом сотрудничестве, в том числе и в области транзита, многим в республике по-прежнему кажется актуальным. Особенно на фоне того, что сегодня происходит на газовом рынке Европы и роли в этом «Северного потока – 2».
Как известно, строительство СП–2 официально было закончено 10 сентября. Ни санкции США, ни постоянные жалобы Украины, Польши и иных американских сателлитов не смогли остановить реализацию проекта. В настоящее время осталось завершить необходимую сертификацию, и газ по новому газопроводу начнет поступать в Германию, а оттуда – в другие страны Евросоюза. На протяжении всего периода строительства в Киеве называли СП–2 политическим проектом, который призван усилить давление на Украину. Даже окончание строительства и смена позиции США по данному вопросу не оказали существенного влияния на украинские власти, которые опасаются, что после окончания в 2024 году заключённых договоренностей «Газпром» если не полностью, то до минимума сократит транзит газа через украинскую территорию. В таком случае ГТС Украины окончательно превратится в ржавый металлолом, не нужный никому.
В этой связи в Киеве не оставляют попыток при помощи Вашингтона и Брюсселя навязать «Газпрому» новый транзитный договор. Так, еще 11 сентября глава офиса президента Андрей Ермак заявил о том, что Украина ждет от Германии и Соединенных Штатов гарантий транзита газа, «закреплённых на бумаге». Более того, по словам вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной, Киев после начала работы СП–2 хочет получить компенсации в рамках соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Параллельно министр энергетики Украины Герман Галущенко фактически пригрозил ЕС перекрыть «надёжный, гибкий и независимый маршрут» газа в Европу. Всё это происходит на фоне постоянно растущих мировых цен на голубое топливо и отказа Киева заключать прямой договор на его поставку с «Газпромом». Подобная позиция украинских властей уже привела к росту цен на газ для населения и грозит серьёзными проблемам для местной экономики.
Иная ситуация наблюдается в случае с Белоруссией. После белорусских событий 2020 года Минску и Москве удалось прийти к общему понимаю дальнейшей стратегии интеграции в рамках Союзного государства, что подтвердилось согласованием союзных программ и договоренностями по поставкам углеводородов в республику. Белоруссия в 2022 году будет получать газ по цене в $128,5 за тысячу кубометров, после чего стороны намерены создать единый газовый рынок СГ. На фоне нынешних цен на газ, которые подбирались к $1000 за тысячу кубометров, подобные условия должны полностью устраивать Минск. Однако и сегодня в Белоруссии по-прежнему слышны опасения относительно будущего белорусско-российского сотрудничества в газовой сфере, в том числе и в связи с запуском СП–2.
Отмечается, что в случае полноценной работы СП–2 Белоруссия может получить удар по своей экономике, если не будет следовать политике «Газпрома», а с ним и Кремля. Речь в данном случае идёт о возможном сокращении транзита газа по идущему через республику газопроводу «Ямал – Европа» мощностью около 33 млрд кубометров в год. Через него «Газпром» поставляет топливо в Калининградскую область, а также Литву, Украину и Польшу и далее в Германию. В последние годы общий транзит российского газа через республику составляет около 40 млрд кубометров в год, что приносит Минску весьма неплохую прибыль.
Заставляет некоторых нервничать и то, что по опубликованному российской компанией договору с «Газпром трансгаз Беларусь» на транзит газа в 2021 году до конца года транспортировка голубого топлива через республику значительно сократится. Снижение поставок придётся на последний квартал, когда и планируется начать эксплуатацию СП–2. Для сравнения: в III квартале объёмы должны составлять 8,842 млрд кубометров, а в IV – 1,923 млрд. Это позволяет говорить, что «Газпром» так или иначе начнёт сокращать свой транзит через Белоруссию и превратит данный вопрос в предмет политического торга.
Однако в данном случае следует учитывать, что экстраполировать российско-украинские газовые отношения на Белоруссию некорректно в том числе и в связи идущей работой по интеграции в рамках Союзного государства. Более того, сокращение транзита газа через Белоруссию может негативно сказаться и на самом «Газпроме», так как российская компания является собственником белорусского участка газопровода «Ямал – Европа» и напрямую заинтересована в его работе.
Кроме того, белорусско-польское направление остается довольно выгодным из-за его логистики и цен на транзит (средняя цена в $7 за тыс. кубометров против порядка $35 через Украину). К тому же из-за так называемого третьего энергопакета ЕС, а также растущего потребления газа на континенте в ближайшие годы белорусский транзит будет необходим «Газпрому» для выполнения взятых на себя обязательств.
Дополнительно нельзя забывать и о существующих и растущих с каждым днем проблемах Польши и её угледобывающей промышленности из-за стремления ЕС сократить потребление «грязных» энергоносителей. Кроме того, Варшава много лет противодействует СП–2 по большей части из-за того, что хочет превратиться в основной европейский газовый хаб. Если же все поставки газа пойдут не по «Ямал – Европе», а через «Северный поток – 2», то Варшава может в этой гонке проиграть Германии, особенно с учётом нестабильной ситуации с поставками американского СПГ. Поэтому вполне вероятно, что Польша будет заинтересована в продолжении поставок газа по традиционным коридорам, а значит белорусский транзит сохранит свою актуальность. При этом украинское направление в данном случае будет играть второстепенную роль.
Таким образом, нынешняя ситуация на газовом рынке и окончание строительства СП–2 выглядят для Белоруссии и Украины по-разному. Киев всё больше приближается к ситуации заоблачных цена на газ и превращению своей ГТС в груду металлолома. Белоруссия же пока может спать спокойно. В самом худшем случае Минск может потерять небольшую часть транзита, но сохранит низкие цены на российское голубое топливо.