ссылка

Три ипостаси князя Александра Невского: искусный дипломат

Князь Александр Невский
Увеличить шрифт
А
А
А

Блестящие победы Александра Невского над шведами в устье Ладоги в 1240 году и над рыцарями Тевтонского ордена в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере в 1242-м снискали ему славу выдающегося полководца. Древний автор «Жития Александра Невского» свидетельствует: с той поры «нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского, и до гор Араратьских, и об ону страну (другую сторону) моря Варяжьского (Балтийского), и до великого Рима».

Ледовое побоище
Ледовое побоище

После чего наступил черёд дипломатии. Орден «прислаша (послов) с поклоном» [в Новгород], – пишет летописец. Они сказали князю: «Что есмы зашли [в] Водь, Лугу, Плесков (Псков), Лотыгалу (Латгалию – часть Латвии) мечем, того ся всего отступаем, а что есмы изоимали мужей ваших, с теми ся разменим: мы ваши пустим, а вы наших пустите». Мир с немцами был заключён на весьма почётных и выгодных для русских условиях.

Однако примерно в это же самое время, в 1237 году Русь испытала на себе другой удар, доселе невиданной силы – от монголо-татарских орд. Армия завоевателей была поистине неисчислимой, блестяще организованной, обладавшей самым передовым оружием: стенобитными орудиями, зажигательными снарядами, огненными стрелами (ракетами) и огнемётами. Под её ударами 45 из 75 русских городов, встав на путь сопротивления, полностью прекратили своё существование. Летописец свидетельствовал: «множество мёртвых лежаша, и град разрушен, и земля пуста. Люди избиша от старца до сущего младенца. Только дым и земля, и пепел…». Сохранить страну и уцелевших людей её можно было только одним способом: признав свой вассалитет по отношению к Золотой Орде.

Штурм русского города монголами

Отец Александра, великий князь Ярослав Всеволодович, был вынужден отправиться по вызову в Орду за подтверждением прав на княжение. Был благосклонно принят в Сарае, ближней столице монголов, расположившейся примерно в 130 километрах севернее современной Астрахани в районе села Селитренного. Хан Батый выдал ему свою грамоту, но за ярлыком, полноценным свидетельством великокняжеских прав, повелел ехать в Каракорум.

Весь путь от Новгорода до дальней столицы монгольской империи простирался на 7 тысяч километров – год пути по меркам той эпохи. Проделан он был, по сути, зря: согласившись с решением Батыя, хана Улуса Джучи (Золотой Орды), мать великого хана Гуюка хатун Туракине пригласила Ярослава к себе и угостила со своих рук едой и питьём (оказала честь, от которой нельзя было отказаться); семь дней спустя князь скончался.

Великий князь Ярослав Всеволодович в Орде
Великий князь Ярослав Всеволодович в Орде​​​​​

Его сыну Александру четырежды придётся проделать этот путь: в 1249–1250, 1252, 1257–1259 и 1263 годах; в том числе и до Каракорума. Монголы прекрасно владели искусством «разделять и властвовать»: в первый раз Александр получил ярлык на «княжение Киевское, и всея Руси» (что было явной фикцией, поскольку «мать городов русских» лежала после их нашествия в руинах). А княжество Владимиро-Суздальское отдали его брату Андрею, что формально якобы совпадало с завещанием их отца Ярослава.

Так рассудил хан Гуюк (вопреки решению Батыя изначально сделать Александра фактическим правителем Руси), что в итоге навлекло на Русское государство великую беду: князь Андрей не смог выстроить отношения даже с Сараем и оттуда в мае 1252 года вышла карательная экспедиция золотоордынских войск под командованием «царевича Неврюя», как он назван в русских летописях.

Это был самый опустошительный поход на Северо-Восточную Русь после нашествия Батыя 1237–1240 годов. Монголами вновь были разорены многие русские города, в том числе Переяславль-Залесский, малая родина Александра Невского; в Орду уведено «бещисла» людей, коней и скота.

В том же 1252 году Александр принял на себя тяжкое бремя всей полноты власти над Русью, получив после фиаско Андрея ярлык на великое княжение Владимиро-Суздальское. Что отнюдь не означало автоматического подчинения ему всех русских князей: на территории его княжества, равной Англии, располагалось 18 мелких княжений, «боярских гнёзд», и правитель чуть ли не каждого из них сам тянулся в Сарай и Каракорум, «женясь и братаясь», по слову историка, приобретал право «знать Орду».

«Святой князь Александр Невский и хан Сартак в Орде». Художник Филипп Москвитин (2002 г.)
«Святой князь Александр Невский и хан Сартак в Орде». Художник Филипп Москвитин (2002 г.)

Монгольских ханов устраивала, с одной стороны, такая разобщённость русских князей, которая не давала им возможность сплотиться и сообща противостоять захватчикам. С другой – они признавали высокий авторитет Александра Невского: великого князя всегда поддерживал хан Батый, а по его смерти в 1255 или 1256 году – его сын хан Сартак, а потом Батыев внук хан Улагчи, которого Александр даже упросил простить мятежного Андрея, удравшего после нашествия «Неврюевой рати» сначала к тестю, Даниле Галицкому, а после его, Данилы, неудачных антимонгольских интриг – в Швецию.

Благодаря такой поддержке Александр Невский смог со временем заменить дань натуральную (дачу десятины от всего, включая людей) на её денежное выражение, а затем и прибрать её сбор вместо татаро-монгольских «численников» и баскаков к своим рукам. При этом часть «выхода», как именовалась дань, оставалась у князя и использовалась им, наряду с другими доходами, на восстановление разрушенных нашествием городов и выкупа русских людей из басурманского плена.

Александр Невский. Миниатюра из Лицевого свода. Справа: Александр Невский выкупает пленников. Миниатюра из летописного свода
Александр Невский. Миниатюра из Лицевого свода. Справа: Александр Невский выкупает пленников. Миниатюра из летописного свода

Огромным достижением Александра в ордынской политике стало и то обстоятельство, что обладатель владимирского престола, утверждённый в Орде, становился теперь и законным князем в Новгороде. Таким образом личный и недолговечный суверенитет разных князей (суздальских, черниговских и иных), в разное время призываемых сюда вече (на самом деле – «золотыми поясами», богатеями), ими же и «прогоняемых» по своему произволу, сменился суверенитетом государственным. Князь стал не номинальным, а фактическим правителем Новгорода и всех прилегающих к нему земель.  

С 1252 года Александр Невский носил уже титул Великого князя Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской земель. В этом качестве он много занимался защитой их западных и северных рубежей.

В этом же году произошёл обмен посольствами Руси с самой северной её соседкой – Норвегией. Двумя годами позже с нею был подписан разграничительный договор (соглашение о границе). Так было положено начало многовековым добрососедским отношениям между нашими странами. А в 1256 году Александром Невским был совершён Финский поход, когда русские дружинники дошли аж до Северного полярного круга, надолго закрыв шведам дорогу в эти земли. Это был закладной камень в фундамент финской государственности и её будущего суверенитета.

Западную границу Руси опять попытались прощупать в 1253 году немцы пресловутого Тевтонского ордена, совершившие набег на Псков. Они были успешно выбиты русской ратью. В 1262 году агрессия повторилась вновь. На сей раз русские полки ратоборствовали совместно с литовскими: недавний противник Миндовг выступил теперь на стороне Александра.

Печать Александра Невского (после 1236 года), которой он утверждал свои договора. Прорисовка оттиска
Печать Александра Невского (после 1236 года), которой он утверждал свои договора. Прорисовка оттиска

Организация похода была далека от совершенства, но цель достигнута: представители Ордена и его союзников были вынуждены ехать в Новгород просить мира. Они получили его в виде так называемого «Докончанья» - грамоты, начинавшейся словами: «Се аз князь Олександр и сын мой Дмитрий, с посадником Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и со всеми новгородци докончахом мир с посломь немецкымь Шивордом и с любецким послом Тидрикомь, и с гоцкым послом Олостенем, и со всем латинским языком», то есть представителями других стран, стоявших за спиной немецких рыцарей.

Возобновлялась обоюдная международная торговля без препятствий вдоль всех западных границ. Расширялись немецкие, голландские, «варяжские» и иные торговые дворы в русских городах, а русские торговые подворья – в Любеке, Ревеле и других городах Европы.

Новгородский Торг – самое оживленное место в городе. Источник arzamas.academy
Новгородский Торг – самое оживленное место в городе. Источник arzamas.academy

Документ этот стал свидетельством крушения надежд Запада овладеть Русью силой оружия. «„Докончанье“, как и всё, что делал замечательный дипломат Александр, оказалось очень долговечным», – писал исследователь доктор исторических наук Владимир Пашуто. По его утверждению и полтора с лишним века спустя новгородцы заключали с «местером» (магистром) Ордена «мир по старине, како был [он] при великом князе Александре Ярославиче».

860
Поставить лайк: 1025
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору