Творческий гений композитора Даргомыжского
Александра Сергеевича Даргомыжского с полным снованием можно назвать человеком незаурядной судьбы. Во многом этим он обязан своей творческой матери, о которой с теплотой вспоминал всю жизнь. Обычно, когда говорят о людях прошлых столетий, то редко вспоминают их матерей – женщин часто почтенных, но заурядных. Будущему композитору в этом отношении повезло и не повезло одновременно, ведь его матерью была поэтесса М.П.Козловская, женщина вольных нравов, вышедшая замуж против воли своих родителей. Неравный брак матери лишил Александра покровительства знатной семьи, однако позволил вырасти в любящем окружении родных, обожавших и ценивших искусство.
С ранних лет у мальчика возникло влечение к музыке. В семье Даргомыжских много музицировали, поэтому юный Александр быстро научился играть на фортепиано и скрипке. Родители обратили внимание на его замечательный слух, поэтому после переезда семьи в Санкт-Петербург к мальчику был приставлен учитель, преподававший ему музыку в домашней обстановке. Александр не только всё схватывал на лету, но и сам сочинял небольшие музыкальные композиции, которые потом исполнял в кругу родных.
Столица Российской империи в середине XIX столетия блистала талантами, поэтому молодому человеку, интересующемуся искусством, не составляло никакого труда найти себе единомышленников. Позже Даргомыжский в своих мемуарах вспоминал, что особенно сильное влияние на него оказал М.И.Глинка – один из самых известных русских композиторов. Глинка, в свою очередь, также не скупился на комплименты и даже называл юношу «автором милых романсов, а вдобавок, остряком и душой компании». Профессиональной музыкальная деятельность Даргомыжского в тот период ещё не была, он не испытывал стеснения в финансах и любил давать благотворительные концерты.
Как и многие творческие люди того времени, Александр тяготел к изображению реальной жизни во всей её неприглядности. Совершенно не случайно первое большое сочинение, написанное им, имело в своей основе либретто по мотивам романа Виктора Гюго « Собор Парижской Богоматери». Опера «Эсмеральда» будила сочувствие к жизни парижского социального дна и была встречена современниками с пониманием.
Будучи состоятельным человеком, Даргомыжский много путешествовал и наблюдал за жизнью людей в других странах. Не нуждаясь в деньгах, он посвящал творчеству всё свободное время. В 40-50-е годы композитор написал не только новую оперу «Русалочка», но и множество романсов на народные сюжеты, из которых самые известные – «Я затеплю свечу», «Ты скоро меня позабудешь», «Без ума, без разума» и многие другие, принёсшие ему популярность.
Свой собственный стиль он определял, как «интонационный реализм». Для Даргомыжского всегда крайне важно было передать истинные переживания людей, их горести и радости. Своей искренностью композитор оказал большое влияние на членов так называемой «Могучей кучки» – союза избранных русских музыкальных деятелей. Позднее они с теплотой отзывались о знакомстве с добродушным и тонким мастером.
В общей сложности Даргомыжский написал четыре оперы, а также более 100 других музыкальных произведений. Его произведения известны не только в Российской империи, но и в Советском Союзе, где музыка Александра Сергеевича звучала как по радио, так и по телевидению. Поскольку композитор так и не создал собственной семьи, то заботился о молодых дарованиях из своего окружения, безвозмездно давая им уроки. Таким образом, Даргомыжский остался в памяти потомков не только талантливым человеком, но чутким другом, всегда готовым прийти на помощь.
Заглавная иллюстрация. Портрет Даргомыжского кисти художника К.Е. Маковского. Фрагмент