ссылка

Украина: транзитно-газовое самоубийство

Увеличить шрифт
А
А
А

Как известно, с 1 января 2025 года киевский режим принял исключительно политическое решение о прекращении транзита российского газа через территорию Украины в ЕС. Естественно, это событие подавалось обществу с пафосом, а в минэнерго назвали это решение «историческим событием», которое делается «в интересах национальной безопасности». Однако давно уже можно принять за аксиому: всё, что делает Киев, прикрываясь якобы «национальными интересами», как правило, заканчивается всенародным бедствием. И в этот раз произошло точно так же.

Не прошло и месяца после того «исторического решения», как оказалось, что Украина под угрозой срыва отопительного сезона – в газовых хранилищах страны практически закончилось голубое топливо. Как поведал экс-руководитель оператора ГТС Украины Сергей Макогон: украинские газохранилища опустошены, и необходим срочный импорт газа. По его словам, таких минимальных запасов, как сейчас, возможно, не было никогда.

По данным главы Союза потребителей коммунальных услуг Украины Олега Попенко, запасы газа сейчас составляют всего около 8 млрд кубометров или 10 процентов от общего объема. По словам того же Сергея Макогона, если грянут морозы, этого не хватит для стабильного прохождения зимы. «Необходимо будет импортировать или ограничивать потребителей. При этом в Европе хранилища тоже наполовину пустые», – заметил он. В связи с этим компания «Нафтогаз Украины» с февраля начинает импорт голубого топлива из Европы. Но самое интересное, что если летом прошлого года недостающие объёмы газа можно было купить по цене 300-350 долларов за кубометр, то сейчас только по 500-600 долл.

Стоит напомнить, что опрометчивое решение Киева относительно транзита российского газа ожидаемо негативно отобразилось на хозяйственно-экономической жизни многих европейских стран. Только заявления о прекращении транзита вызвали удар по ценам на газ, которые и без того находились под давлением из-за холодного начала зимы в Европе.

В 2024 году Россия поставила в страны ЕС 38 миллиардов кубометров голубого топлива, что составило 19% от общего объема импорта газа ЕС. При этом примерно около трети поставок российского газа проходило через Украину. Критически важными были поставки газа через Украину в первую очередь для экономик Словакии, Венгрии и Австрии. Не менее зависимыми от транзита были Молдова и Приднестровье. В том же Приднестровье в январе было отключено централизованное отопление и горячая вода, за исключением лечебных учреждений, детских домов, приютов для стариков и инвалидов. А в Молдове были введены меры экономии электроэнергии, так как Кишинёв получал дешевую электроэнергию из Приднестровья, которая вырабатывалась из российского газа.

Очевидными были также внешнеполитические последствия для Киева в виде обострения отношений в первую очередь с Братиславой и Будапештом. Но больше всего от решения Киева пострадала сама Украина, правители которой уже на протяжении не одного десятилетия в энергетических вопросах руководствуются принципом: лучше себе навредить, чем лечиться российскими лекарствами.

Изначально очевидные экономические потери Украины от остановки транзита российского газа исчислялась в сумме около $800 млн в год. Однако эти очевидные потери в виде доходов за транзит не учитывают в целом сложившуюся систему функционирования рынка газа на Украине, которая все эти годы существовала неразрывно с самим транзитом российского голубого топлива в страны ЕС.

Чтобы увидеть более глубинные последствия, с которыми необратимо столкнется Украина (и уже сталкивается!), нужно вернуться к истокам проблемы. Как известно, с осени 2015 года Украина официально перестала напрямую закупать российское голубое топливо. До этого, в зависимости от потребностей украинской экономики, Киев импортировал ежегодно от 30 до 55 млрд кубометров российского природного газа.

Однако после «евромайдана» украинская экономика стала сжиматься подобно шагреневой коже. Постмайданная агрессивная антироссийская политика киевского режима привела к утрате территорий, населения и, соответственно, ресурсов и производств. А оставшаяся Украина рвала экономические связи с РФ в угоду западным хозяевам. Невзирая на тяжкие экономические последствия, киевский режим с 2015 года отказался от прямых поставок газа из России, одновременно кратно увеличив внутренние цены для потребителей газа и тарифы на ЖКХ.

Именно такие действия в стиле «шоковой терапии» привела к ожидаемым результатам – общий объём потребления газа максимально сократился за счёт прекращения деятельности многих предприятий, которые во многом были размещены на юго-востоке страны и ориентировались на российский рынок и рынки стран бывшего СССР. Так, если в 2012 году общее потребление газа Украиной составило 52,7 млрд. кубометров в год, то уже в 2015-м этот показатель упал до 33,2 млрд!

Стоит вспомнить, что в 2000-х объёмы потребления Украиной достигали в среднем до 80 млрд кубометров. Различные варианты интеграции в единое экономическое пространство с Россией и другими странами вместе с сохранением украинского транзита в Европу как совместного российско-украинского проекта уже сейчас могли бы вывести украинскую экономику в региональные европейские лидеры. Однако история, как мы знаем, не терпит сослагательного наклонения. К власти в украинском государстве всё это время рвались откровенные политиканы, полностью подконтрольные интересам транснационального капитала. Они отводили этой стране совершенно другую роль и соответствующую судьбу для её народа. И с момента государственного переворота 2014 это в полной мере воплощали.

Отказ от прямых поставок российского газа, столь болезненный для украинской экономики, сопровождался параллельно созданием системы отбора российского газа, который по документам оформлялся как «словацкий, польский и венгерский». Связано это было с тем, что даже при объёме потребления в среднем 30 миллиардов кубометров в год, Украина не способна была сколько произвести собственными силами.

Объёмы добычи украинского газа все эти годы не превышали 19 млрд кубов. При этом предприятия государственного «Нафтогаза» добывали еще меньше. Так, в прошлом 2024 году было добыто 14,55 млрд. Топ-менеджеры «Нафтогаза» регулярно отчитываются о больших «успехах» за последние годы. Меж тем они скромно умалчивают о провале своей главной стратегической программы 20/20, направленной на достижение энергонезависимости.

Стоит напомнить, что именно в 2015 году топ-менеджеры компании поставили задачу перед «Укргаздобычей» увеличить добычу собственного газа на 5 млрд кубометров к 2020 году. В расчётах экспертов компании была заложена следующая мысль: если увеличить объёмы добычи примерно на млрд кубометров в условиях продолжающегося сокращения потребления газа промышленными предприятиями Украины, страна не будет больше нуждаться в импорте голубого топлива. Иначе говоря, чтобы стать энергонезависимым государством, надо больше газа добывать и одновременно избавляться от промышленности. Отличная формула: нет производств – нет и эжнергозависимости! А пока она имеется, Украина будет получать не российский, а европейский газ – из Венгрии, Словакии и Польши. Но никто при этом не удосужился объяснить, а как, собственно, возможно технически импортировать в режиме пресловутого реверса газ из Европыпо трубам, через которые как раз российский газ идет в сторону ЕС?

Оказалось, что в режиме «реверса» система эта никогда не работала. «Нафтогаз Украины» банально забирал российский газ из собственной трубы, оформляя это по документам как «реверс газа европейских партнёров». Естественно, «европейский» газ был существенно дороже, а для его «поставок» руководство «Нафтогаза» создало ряд фирм-поставщиков, с помощью которых можно было неплохо обогащаться. Газ по факту оставался российским, но по бумагам – «европейским» по европейским же ценам. При этом власти из каждого утюга трубили о «перемоге» – дескать, Украина теперь не зависит от российского газа.

Эта явно мошенническая схема мотивировала тех на Украине, кто набивал на на ней карманы, одновременно погружая население в нищету, а экономику – в глубокий кризис. С другой стороны, чудесное превращение российского газа в украинской трубе в газ «европейский» позволяло Киеву постоянно требовать от ЕС отказаться от строительства по дну Балтийского моря «Северного потока-2», а вместо этого сосредоточиться на увеличении объёмов поставок газа в ЕС через украинскую ГТС. Украинский режим прекрасно понимал, что альтернативные пути транспортировки российского газа в ЕС поставят крест на схемах реверса газа.

Вооружённый конфликт существенно сократил объёмы потребления газа остатками украинской экономики. Именно это и дало возможность заявить министру энергетики Герману Галущенко, что в 2024 году Украина сможет обеспечить себя газом собственной добычи. Значит, «реверс» не нужен, следовательно, не нужен и российского транзит газа в ЕС…

1227
Поставить лайк: 66
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору