Украина усиливает ПВО. Чем ответит Россия?
Массовые удары по украинской территории выкатили на передний план проблематику противовоздушной обороны Украины, которая автоматически превращается в проблематику России.
Киев давно заявлял о желаниях иметь западные средства ПВО. Глава офиса президента Андрей Ермак ещё летом в статье The Wall Street Journal, «написанной вместе» с экс-генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, писал: «Чтобы защитить гражданское население и обеспечить возможную реконструкцию, союзники Украины должны поставлять это оружие, которое позволит закрыть небо от воздушных атак». Всю нагрузку за «закрытие неба» Ермак перекладывает на тех, «кто готов взять как политические, так и юридические обязательства», то есть на США, Польшу, Германию, Францию, Британию и так далее…
Потом была история с передачей Киеву ЗРК NASAMS, когда передачу то признавали, то отнекивались. Теперь пишут, что комплекс уже в Харькове.
После 10 октября Financial Times, ссылаясь на высокопоставленного западного чиновника, пишет, что Украине не хватает систем ПВО.
По словам источника, массированная ракетная атака России показала слабость противовоздушной обороны в украинской армии. При этом автор считает, что пока Киеву придётся делать выбор «между развёртыванием своих скудных систем ПВО для защиты городов или их использованием для продвижения контрнаступления на линии фронта», тем более что в последнее время военное руководство Украины «перебросило значительную часть подобных систем на передовую».
И вот, с понедельника началось. Байден пообещал Зеленскому, что США помогут украинцам в укреплении противовоздушной и противоракетной обороны.
Министр обороны Германии Кристин Ламбрехт сообщила, что Берлин передал первую из четырех обещанных систем ПВО IRIS-T.
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес анонсировал поставку Украине новой партии вооружений, среди которых ракеты AIM-120 AMRAAM для переданных из США ЗРК NASAMS.
Франция заявила, что передаст Украине зенитные системы малой дальности Crotale.
Кроме того, неделю назад на базу в Сарагосе для обучения на ЗРК Spada/Skyguard Aspide (Toledo) прибыли первые 19 украинских военнослужащих, а сами комплексы Мадрид обещал передать еще в июле.
ВСУ могут рассчитывать на получение всего двух РЛС управления и четырех пусковых установок с ракетами. Сам комплекс староват и хотя модернизирован, но был снят на хранение, и теперь испанцы его отдают Киеву.
Не стоит забывать и о том, что практически в каждом пакете военной помощи Украине передают десятки ручных ПЗРК, которые также представляют серьёзную опасность для авиации РФ.
Сегодня в оценках действующей украинской системы ПВО существует две версии. Официально ВСУ докладывают, что сбивают самолеты, ракеты и дроны пачками, и вообще «шахидо-герани» не критичны.
Начальник объединённого координационного штаба пресс-центра Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк заявила 1 октября: «Если говорить о сбитии и достижении целей, то соотношение в два раза в пользу сбития».
Возможно, Гуменюк говорила о зоне действия армейской ПВО, которая действительно напичкана всем, чем можно, а вот оценки защиты критической инфраструктуры оказались весьма низкими.
Адекватные украинские аналитики указывают, что, проигнорировав опыт весенних ударов ВКС, Министерство энергетики Украины так и не смогло скоординировать организацию защиты своих объектов даже от дронов.
Тем более, как показывал опыт боев в Йемене и Сирии, массовый налёт ударных БПЛА и дронов-камикадзе не выдерживают даже современные системы ПВО, в структуре которых задействована авиация. Кстати, украинцы уже начали применять свои «сушки» против «гераней», и это привело к крушению самолёта над Винницей, также стало известно, что в борьбе с «геранями» угробили ещё два самолёта, которые бахнулись в Шишакском районе Полтавщины.
Можно подсчитать, во сколько Киеву обходится вылет истребителя и пуск ракет по копеечным дронам. Не по карману воюют украинцы.
Уже очевидна и ещё одна дыра в работе украинской ПВО: часть зенитных ракет не срабатывает штатно и зачастую летит в сторону, в том числе и по защищаемым объектам, как это было недавно в Одессе или во время самопопадания в региональный офис Samsung в Киеве.
Кстати, российскими дронами серьезно занимаются аналитики США, уже обнаружившие, как указано, «новый, облегчённый тип дронов камикадзе, ранее не встречавшийся на поле боя». То есть на этом направлении работа ведётся.
Две версии оценки работы украинской ПВО и практика российских ударов свидетельствует и о том, что российскими войсками практически не подавлена армейская ПВО (отчего так неэффективны авиаштурмовки, когда экипажам приходится прижиматься к земле), что приводит к потерям дорогостоящих авиамашин. Причём в начале СВО борьба с вражеской ПВО была вполне системной, с использованием противорадарных ракет, самолетов ДРЛО, постановщиков помех. ЗРК ВСУ вычислялись и подавлялись как с воздуха, так и ракетно-артиллерийскими ударами. Потом как-то всё завяло и не распустилось до сих пор.
Сегодня российской армии бросают очередной вызов, теперь уже – ПВО. ВС России получат уникальную возможность изучения боевых тактик НАТО (украинские расчёты готовят спецы альянса) и организации эффективного противодействия, что приведет к созданию новых видов оружия и средств обнаружения. Иначе может быть плохо.
На Украине, надо отметить, не все разделяют оптимизм киевских властей. Днями экс-замминистра по делам «оккупированных территорий» Георгий Тука сказал: «Даже если представить, что в ближайшие дни мы получим от наших немецких партнёров, от Соединённых Штатов современные средства ПВО, то всё-таки пройдёт определённое время, пока мы их получим, пока наш персонал научится ими пользоваться – это первое, а второе – никакая система ПВО не даёт стопроцентной гарантии».
Он прав: ещё есть время для решения проблем подавления системы украинской ПВО – уже знакомой, новая система будет явно сложнее. Пора бить и ввозимые системы оружия прямо на въезде, на границе, а для этого подавление ПВО Украины становится задачей № 1.