Зачем Украине дорогое электричество
Всё, что украинские власти преподносят как собственные достижения и сближение с Евросоюзом, однозначно бьёт по карману простых граждан. Увеличиваются коммунальные платежи, растут цены, безработица… К этому уже давно привыкли, и каждое новое решение Верховной Рады воспринимается с полнейшей обречённостью. Вот и в апреле парламент беспрепятственно поддержал в целом закон, по которому оператор «Укрэнерго» получит необходимую для интеграции Украины в европейскую энергетическую систему сертификацию. Вместе с этим закон запрещает импорт электроэнергии из РФ и Белоруссии.
Это, по мнению «Укрэнерго», должно создать конкурентные условия между производителями и импортёрами электроэнергии и привести к «справедливой рыночной цене» на неё. Речь о той самой пресловутой «невидимой руке рынка», в волшебство которой некоторые верят с 80-90-х годов прошлого века. Только вопрос: как «конкурентные условия» и «свободный рынок» вяжутся с запретом участвовать в этом рынке России и Беларуси? Видимо, «это другое». Ну да ладно, «экономическая война», которую ведет Киев против Москвы и её союзников, – это дело Киева. Но от неё страдают в первую очередь жители Украины, а не России и Белоруссии. Странная война получается.
Энергетическая безопасность десятилетия не давала сбоя. Сейчас, если Украина хочет ворваться в европейскую энергосистему, на перестройку собственной отрасли уйдет не один год и не один миллиард долларов. И совершенно ясно, что под «нормальной прозрачной ценой», о которой говорит и. о. министра энергетики Юрий Витренко, подразумевается стоимость, которая будет для Украины явно выше, чем для стран – членов ЕС. Иначе какой смысл Евросоюз торговать электроэнергией с посторонним государством по скидкам?
Об украинском министерстве энергетики, отвечающем за проект перехода на европейский энергорынок, скажем отдельно. Там творится невесть что. Полгода (с апреля по ноябрь 2020-го) главой Минэнерго с приставкой «и. о.» была Ольга Буславец, которая уверяла, что у Украины достаточно генерации даже для экспорта электричества. Правда, в начале 2021 года Киев экстренно запросил поставки электроэнергии у Беларуси, в одно мгновение забыв о «гибридной войне». Минск, опираясь на двусторонний договор, помощь оказал. Сейчас в Минэнерго новый глава со старой приставкой «и. о.» Юрий Витренко. Он от этого договора призывает отказаться. Для чего? Чтобы оголить тылы? Верховная Рада ни в какую не хочет утверждать Витренко в должности, а он, поговаривают, уже пару раз писал заявление на увольнение, но премьер-министр страны Денис Шмыгаль его продолжает удерживать. Надо же будет на кого-то повесить всех собак за энергетический коллапс!
Но от того, будет ли у руля Витренко или кто-то еще, требования Запада, которые он выдвигает Украине (суть их проста – отказаться от общего энергорынка с РФ и РБ, а то не будет макрофинансовых траншей от МВФ и ЕС), не изменятся. Тут дивной тирадой порадовал председатель Независимого профсоюза горняков Украины и депутат Рады Михаил Волынец: «Россия разрушает энергосистему Украины, ведя против нее гибридную энергетическую войну». По его словам, Россия продает электроэнергию на рынок Украины почти вдвое дешевле, чем, например, для собственного населения в Подмосковье. Волынцу, наверное, не стоит объяснять, что политика ценообразования на электроэнергию внутри страны существенным образом отличается от той, когда государство экспортирует электричество. Исходя из логики Волынца, Киев не хочет закупать дешёвую электроэнергию из России, а хочет закупать дорогую из ЕС? А жители Украины знают об этом?
Волынец добавляет, что Россия якобы хочет «окончательно уничтожить украинские шахты», но тут мы смеем его успокоить: с этим и без России прекрасно справляются. Если бы тот же энергокороль Ахметов был заинтересован во внутреннем рынке, не пришлось бы Украине в 2021 году обращаться за экстренной помощью из-за нехватки электроэнергии.
В дело вмешался и президент Литвы Гинатас Науседа, который и призвал украинский парламент прекратить закупать электроэнергию из Беларуси. Ну если главное лицо украинской политики – это Науседа, то у нас нет вопросов. Литва-то яростно протестует против БелАЭС, однако обойтись без электроэнергии из России-Беларуси страны Балтии не могут.
Как не сможет обойтись без неё и Украина. Витренко сообщал, что энергосистема страны отделится от российско-белорусской уже в следующем году, а в 2023-м присоединится к европейской сети. То есть в течение года, по мнению министерства энергетики, в стране не будет форс-мажорных обстоятельств, никакой критической ситуации, например, с запасами угля на ТЭС в условиях сильных холодов, как в начале 2021 года?
Вопрос энергобезопасности не оставляет планам Украины по уходу в европейскую энергосистему ни единого шанса. Разговоры, скорее всего, так и останутся разговорами как очередной элемент «гибридной войны» против Кремля. Хотя в сегодняшней украинской реальности нельзя исключать безумных решений.
Но даже если на секунду поверить в перспективность киевского плана, то, скорее всего, на переоснащение системы Киев хочет взять очередной макрокредит, а покрывать его с помощью увеличения коммунальных тарифов (к гадалке не ходи, что это и будет требованием западных кредиторов). В конце этой истории мы вернулись к ее началу: любая гениальная реформа Украины в любом секторе приводит к обнищанию и озлоблению граждан, особенно в регионах, откуда молодое население тысячами уезжает на заработки за рубеж. Следовало бы задать депутатам, правительству и президенту вопрос: «Для чего все это?» Но и так ясно, что власти будут упирать на «невидимую руку рынка», на самом же деле с электричеством хотят провернуть ту же схему, что и с газом, когда российский покупается как «нероссийский» в Европе по европейской цене. Таким образом украинские власти «идут в Европу», приплачивая европейским посредникам под сурдинку болтовни о «диверсификации» и «стране-агрессоре». Оплачивает же эту схему население Украины.