Западные СМИ: Упрямая Бельгия и призрак вето на пути к вожделенным российским активам
Западные СМИ продолжают наблюдать за тем, как Брюссель пытается получить доступ к российским замороженным активам, большая часть которых хранится в бельгийских банках. И самый главный вопрос, который беспокоит западных журналистов – успеют ли уговорить правительство Бельгии до того, как Украина пройдёт точку невозврата, или не успеют?
Поэтому Еврокомиссия пытается активизировать переговоры с Бельгией, хотя правительство этой страны и продолжает блокировать решение о «репарационном кредите» для Украины за счёт российских финансов, сообщает европейская версия американского издания Politico.
По словам высокопоставленного чиновника, эта тема уже обсуждается на всех уровнях, включая «самый высокий».
«Однако упрямый бельгийский премьер-министр де Вевер продолжает стоять на пути запланированного ЕС мегакредита, призванного дать Киеву финансовую передышку сроком на три года. В настоящее время Украине грозит дефицит бюджета размером порядка 60 миллиардов долларов в течение следующих двух лет – даже без учёта расходов на содержание армии. Неудача с российскими активами вынудит лидеров ЕС раскрыть собственную казну для поддержания Украины, в противном случае эта страна не выживет. Поэтому сегодня главной задачей Еврокомиссии является уговорить Вевера, для чего необходимо развеять все его опасения по поводу того, что расплачиваться с Москвой придётся одной Бельгии. Ведь если юристы Кремля подадут в суд на правительство Бельгии за использование замороженных активов, то они выиграют это дело», – говорится в статье.
Проблема ещё в том, что эти уговоры совпали с политическими и экономическими трудностями в самой Бельгии, правительству приходится урезать бюджет и сокращать расходы на 10 млрд евро, в связи с чем де Веверу некогда заниматься переговорами с Еврокомиссией, отмечает издание.
Впрочем, существует ещё одна проблема – даже если Бельгия согласится, а Еврокомиссия тут же официально предложит уже подготовленный законопроект о репарационном займе, европейский парламент может заявить о своём желании принять участие в разработке законодательства, отказавшись принять уже готовый документ от Еврокомиссии. Такой вариант вполне возможен, но он означает затягивание всего процесса, тогда как срок для помощи Украине вполне конкретно обозначен – Киев должен получить финансы до наступления апреля 2026 года, иначе эту страну ожидает экономический крах.
По мнению издания, ситуация осложняется ещё и тем обстоятельством, что дальнейшая поддержка Украины со стороны Международного валютного фонда также зависит от этого кредита.
Но даже если Бельгия откроет доступ к российским активам, а Европарламент согласится принять уже готовый законопроект, всё равно сохраняется ещё одна опасность – вето, которое могут наложить на законопроект такие страны как Венгрия и Словакия. И устранить этот риск является самой сложной задачей. А времени между тем с каждым днём остаётся всё меньше, суетится Politico.
Тем временем британская газета Financial Times настаивает – если не удастся уговорить бельгийское правительство, Европе придётся очень тяжело. Всем странам ЕС необходимо будет взять общий на всех кредит для помощи Украине, однако следует помнить – только на выплату процентов будет уходить 5,6 млрд евро в год на протяжении многих лет, к чему большинство стран ЕС не готово. А всё из-за того, что на пути такого прекрасного плана по спасению киевских властей встал премьер-министр Бельгии, ведь именно в этой стране находится депозитарий ценных бумаг Euroclear, где хранятся замороженные средства. Представители компании заявили, что не пойдут на такой шаг, пока им не обеспечат правовые гарантии с минимальными репутационными и финансовыми рисками.
Сегодня руководство ЕС разослало руководителям всех стран Евросоюза письмо, в котором предупреждает, сколько придётся платить в том случае, если не удастся склонить на свою сторону Бельгию. Также в тексте письма идёт речь о том, что у 27 стран ЕС осталось всего два сценария финансовой помощи Украине: или русские деньги или свои собственные, европейские, говорится в статье.
«Первый подразумевает конфискацию 140 миллиардов евро из российских активов и направление их Киеву. Второй вариант грозит серьёзной нагрузкой на национальные бюджеты, из которых придётся выплачивать проценты. Причём как минимум пятая часть процентных выплат ляжет на плечи Франции – страны с наибольшим госдолгом, это будет 1 млрд евро. На долю Италии, согласно документу, приходится 675 миллионов евро, а Бельгия, уже сейчас испытывающая трудности с принятием госбюджета на 2026 год, сможет вложить не более 200 миллионов евро свободных средств на погашение процентов. Грядущий декабрьский саммит ЕС в письме называют «последним сроком» для окончательного согласования планов по финансовой поддержке Украины. В настоящее время документ активно обсуждается руководителями и высшими должностными лицами Евросоюза», – пишет автор статьи Генри Фой (Henry Foy).
Есть в тексте письма и предложение, которое может спасти европейские национальные бюджеты: дальнейшая заморозка российских активов. Вот только пока не совсем понятно, как это сделать. Поэтому в настоящее время ведётся активный поиск «правовой структуры, которая могла бы удерживать средства в замороженном состоянии дольше, чем существующие шестимесячные сроки с постоянным продлением, как того требует актуальное законодательство ЕС».
Но больше всего в ЕС боятся того, что какая-то из стран наложит вето на дальнейшую заморозку активов, а Россия воспользуется моментом и заберёт все свои активы, ведь в этом случае у Москвы будут все законные основания потребовать свои сбережения назад. И тогда вся нагрузка по финансированию продолжения военных действий на территории Украины ляжет на страны Евросоюза, тогда как они к этому не готовы, переживает Financial Times.

Тем временем известный немецкий экономист и политолог профессор Маркус Кербер напомнил о том, что замораживание средств Центрального банка России является беспрецедентным нарушением табу. Даже во время Второй мировой войны не прибегали к подобным действиям. Но сегодня Еврокомиссия настаивает на противоправных действиях, всё быстрее превращаясь в «брюссельскую диктатуру», постоянно нарушающую демократические права национальных государств, рассказал профессор в интервью австрийскому изданию Exxpress.
«Старая европейская школа права сегодня вдруг обнаружила, что её больше никто ни о чём не спрашивает, тогда как Евросоюз берётся за то, на что у него нет ни юридического мандата, ни экономической устойчивости: от военной поддержки Украины до идеи использовать активы российского Центробанка как залог под долговые инструменты. Похоже, что вся Европа начала жить по принципу: «Украина не член НАТО и не член ЕС, но мы ведём себя так, будто это наша территория ответственности», что является, как минимум, политическим безрассудством, а никакой не доблестью», – объясняет Кербер.
По его мнению, даже внутри ЕС сегодня никто не верит, что воровство российских денег сойдёт с рук и не вызовет ответных шагов Москвы, которые могут оказаться слишком тяжёлыми для Брюсселя. Именно поэтому так упирается бельгийское правительство, требующее кучу гарантий от ЕС, в том числе – даже персональных, никто не желает рисковать. Тогда как Еврокомиссия ставит страны перед фактом и требует согласия со всеми своими решениями. Но похоже, что фон дер Ляйен перестала различать юридические понятия и политические, для неё между политикой и правом больше нет различия. Именно поэтому ЕС, поддерживая Украину, постоянно выходит за пределы собственных правил и компетенций. Проблема в том, что таким образом формируется опасная привычка: если цель «правильная», можно временно отложить право. Вот только временное в политике очень быстро становится постоянным, подчёркивает Кербер.
«Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен действует так, как будто она глава правительства, а ЕС – оборонный союз. Предоставление средств – будь то в виде кредитов на поддержку или для укрепления обороноспособности третьего государства, которое не является ни членом, ни кандидатом в члены – представляет собой крайне незаконный акт. Для этого нет никаких правовых оснований. Удивительно, что главы правительств это одобряют. Европейский союз берёт на себя слишком много. Нам как можно скорее нужно трезво взглянуть на ситуацию и соотношение сил. Принимать решение по этому вопросу должны главы правительств стран-членов ЕС, а не фон дер Ляйен и президент Украины», – констатирует Маркус Кербер, юрист по конституционному праву.