«Змагары» поссорили власти Литвы, но в Вильнюсе обвинили в этом Лукашенко
Противники президента Белоруссии Александра Лукашенко из числа беглой оппозиции во главе со Светланой Тихановской в последние несколько месяцев значительно активизировали свою деятельность. Не имея возможности напрямую влиять на ситуацию в республике, «змагары» начали уделять особое внимание незначительным на практике, но громко звучащим в информационном пространстве кампаниям. Одной из них является разработка и выдача так называемых паспортов «Новой Белоруссии», которые представляются оппозиционерами как альтернатива официальному документу. Однако чрезмерная активность «змагаров» неожиданно стала причиной политических разногласий в Литве, которая является их главным покровителем и куратором.
В частности, после того, как оппозиционеры заявили о начале приёма заявок на свои «паспорта» с 26 января, ряд консерваторов Сейма Литвы обратились в министерство иностранных дел с призывом принять меры в связи с предполагаемым использованием в документе государственного символа страны – «Витиса» (всадник на коне, который в белорусской традиции называется «Погоня» и считается оппозицией гербом Белоруссии). Как отметили политики, МИД должен «проанализировав ситуацию, связанную с выдачей паспортов Новой Белоруссии, и получив всю необходимую информацию, принять меры, чтобы в упомянутых паспортах не использовались государственные символы Литовской Республики». Это и понятно: «паспорта» на самом деле вовсе не паспорта, а просто левые бумажки.
Такая позиция консерваторов вызвала возмущение в администрации президента Литвы. Как отметила советница Гитанаса Науседы по внешней политике Аста Скайсгирите, белорусов нельзя «осуждать за использование этого исторического символа, потому что у них, честно говоря, ничего другого нет». При этом она подчеркнула, что «Витис» долгое время был символом Великого княжества Литовского, в состав которого входила нынешняя территория Белоруссии, а «все остальные их символы – советские». Её позицию поддержал и ряд других литовских политиков, что создало парламенте страны определенную напряженность.
Выход из сложившейся ситуации предложил МИД Литвы, который решил обвинить во всем не белорусскую оппозицию и её непомерные амбиции, а… Александра Лукашенко. В ответе внешнеполитического ведомства консерваторам было заявлено, что «демократическая и свободная Белоруссия является национальным интересом безопасности Литвы, поэтому Литва активно поддерживает демократические силы Белоруссии». При этом в ведомстве напомнили, что литовское правительство «не участвует в реализации инициативы демократических сил Белоруссии по созданию новых паспортов», добавив, что герб Литовской Республики не используется на данных документах. Весте с тем там подчеркнули, что «в Литве уже некоторое время наблюдаются пропагандистские нарративы, распространяемые режимом Лукашенко, направленные на разжигание противоречий между литовцами и демократическими силами Белоруссии». Одновременно было заявлено, что «одна из главных пропагандистских линий – попытка столкнуть литовцев и белорусские демократические силы в вопросе государственных символов».
Кроме того, литовский МИД посчитал, что в нынешней проблеме, как и в вопросе «литвинизма», наблюдается «целенаправленная деятельность режима Лукашенко».
«В преддверии организованного Лукашенко мероприятия по переизбранию себя на пост в конце января режим будет еще активнее стремиться разжигать разногласия и дискредитировать демократические силы Белоруссии», – заявили в литовском МИД.
Иначе говоря, какую бы ерунду ни придумывала беглая так называемая оппозиция, виновата не она, а Лукашенко. Видимо, он и подсунул Тихановской идею о «паспортах», по поводу которых ныне ломают копья в литовском сейме.
Таким образом, власти Литвы решили переложить всю вину за наблюдающиеся в последнее время трения между находящимися на территории страны «змагарами» и недовольной чрезмерной их наглостью местной политической элитой на официальный Минск. Вместе с тем, несмотря на всю абсурдность подобных заявлений, они являются прекрасным показателем существующего сегодня лицемерного отношения прибалтийских властей как к соседней Белоруссии, так и к собственным гражданам.
Интересно и то, как относятся власти Литвы к беглым. Утверждается, что на самом деле у «Новой Белоруссии» нет никакого прошлого, поскольку и символов этого прошлого не существует, одна только «Погоня» – символ ВКЛ. А почему не существует? – спросит внимательный читатель. Может быть, по той причине, что «Новая Белоруссия» – это антибелорусский проект, призванный разрушать государственность Республики Беларусь?