Большой Договор: за или против?
28.09.2008
Напечатать
А
А
А
24 сентября по инициативе Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) состоялась международная конференция на тему «10 лет спустя. Итоги Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной». В конференц-зале правительства Москвы (Арбат, 36) собрались представители политических, научных, деловых кругов, а также экспертного сообщества России и Украины, депутаты Государственной Думы России и Верховной Рады Украины. Собравшиеся обсудили итоги реализации Большого Договора за прошедшие 10 лет, а также перспективы его возможного продления.
В выступлениях большинства участников конференции не было и тени сомнения в том, что дружба, сотрудничество, партнерство и братство, в самой превосходной степени, характеризуют исторические отношения русского и украинского народов. И нет также сомнения в том, что этот вектор наших отношений в обозримой перспективе будет сохранен. Однако наивно было бы думать, что мир свободен от сил, в том числе и в наших странах, которые не хотели бы использовать имеющуюся мощь государственных или общественных институтов, чтобы подорвать основы отношений между нашими народами.
Острая политическая борьба вокруг Договора развернулась задолго до его подписания в 1997 году. Она велась вокруг смысла и содержания отношений между двумя государствами. Безусловно, факт появления независимой Украины - это крупнейшее событие, которое повлияло на ход исторического развития не только ее самой, но и России. В течение сотен лет Россия и Украина развивались в общем государственном пространстве. А желание выстроить свою независимость после 1991 года зачастую ведется через попытки искусственно расчленить общую историю, через поиск собственных, иногда весьма сомнительных героев, через разрушение веками складывавшегося единого экономического и культурного пространства.
На протяжении почти 10-ти лет действия Договора многие политики и эксперты отмечали, что основополагающий для обоих государств документ декларативен, не наполнен конкретным содержанием и в ряде случаев не имеет необходимых механизмов для его полноценной реализации. Одни вопросы Договор трактует однозначно, например, вопросы о границах, другие – трактует расплывчато, оставляя простор самым разным интерпретациям. Отмечалось также, что по большому счету власти обоих государств, исходя из уровня сложившихся отношений, не готовы насытить Договор новым содержанием и предложить более ответственную форму взаимодействия, чем та, которая предусматривалась 10 лет назад.
Лейтмотивом выступлений на конференции была мысль о том, что после августа 2008 года окружающий нас мир стал принципиально иным. Он перестал быть однополярным, и это обстоятельство накладывает свой отпечаток на все вопросы российско-украинских отношений. Всюду мы наблюдаем сейчас содержательный поиск новых форм и схем сотрудничества, которые бы полнее отвечали уровню взаимоотношений России и Украины на новом историческом этапе.
Публикуем выступление представителя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата отца Георгия, затрагивающее один из деликатных аспектов гуманитарного сотрудничества и позволяющее рассмотреть те недостаточно еще используемые резервы, которые имеются в арсенале российских и украинских политиков.
***
Сегодня мы стоим перед угрозой разрушения нашего общего российско-украинского гуманитарного и в целом духовного пространства. Это как бы общая сторона проблемы. Но к ней еще добавляются и те разрушительные процессы, которые идут внутри Православной Церкви в Украине. Что мы можем противопоставить этой тенденции?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в сознательную жизнь вступает новое молодое поколение украинцев, для которых Россия уже не является близкой и братской страной. Она одна из многих стран, которые окружают Украину и вполне возможно, что в недалеком будущем настанут такие времена, когда русские и украинцы между собой будут общаться на английском языке.
Конечно, никому из нас не хотелось бы такого будущего. Тем не менее, следует подчеркнуть, что не только мы, люди Церкви, говорим о том, что Россия теряет Украину и что Россия, исходя из цивилизационных соображений, а не из имперских амбиций, этого не хочет. Она пытается сделать все возможное, чтобы предотвратить такой исход. Действительно, для нас россиян, очень важно осознать, почему неприемлем отход Украины от России на Запад. Кому-то очень хочется представить наше нежелание потерять Украину как проявление амбициозности или возрождение государственного имперского курса.
На самом деле Украина для России важна, в первую очередь, как цивилизационный выбор, как осознание самой себя. Только через отношения с Украиной, через историю того, что происходило с нами вместе на протяжении целого тысячелетия, мы понимаем истоки отечественной государственности и духовности, которые ведут свое начало от Киевской Руси.
Другими словами, все, что происходит в наших отношениях с Украиной, намного шире, чем проявление каких-то имперских интересов, либо простого и понятного нежелания терять политические и экономические выгоды от ее переориентации на Запад. Сохранение тесных и братских отношений с единокровной Украиной важно с точки зрения дальнейшего развития самосознания русского народа в здоровом русле.
В сознании русского человека Киев является такой же столицей, как Москва и Санкт-Петербург. Время Киевской Руси для нас, для нашего национального самосознания – это значительная часть российской истории. И мы не можем от нее отказаться. Но именно сюда, в самое сердце нашей общей истории, в настоящий момент направлены стрелы украинских идеологов «незалежности».
Посмотрите, что происходило в Киеве в дни празднования 1020-летия Крещения Руси. По всему городу были развешаны растяжки: «Украина – правопреемница Киевской Руси». И ни слова о России или Белоруссии, о славянском единстве и нашем общем происхождении. Все работало против исторического самосознания русского, белорусского и украинского народов.
Сегодня на конференции очень много говорилось о нашей реакции на те процессы, которые происходят в Украине. Были предложения ужесточить экономическую политику в ответ на произвол украинских властей в сфере русского языка и насильственной украинизации русского и русскоязычного населения страны. Говорилось также о необходимости проводить политику жесткой культурной экспансии России.
Но, посмотрите, как действуют в Украине западные структуры, различного рода фонды и другие, так называемые неправительственные организации. Они работают очень тонко, проводят политику поддержки украинской самобытности, а заодно внедряют в сознание, прежде всего, молодого поколения украинцев свои нормы морали и культуры, характерные для западного образа жизни. Это принципиально иная, отличная от российской, более тонкая и завуалированная культурная экспансия, направленная на переформатирование сознания украинского народа.
Аналогичные процессы происходят и в православной среде Украины. Оранжевые власти стремятся перетянуть Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на свою сторону и превратить ее в мощный антироссийский фактор. В рамках юбилейных торжеств по поводу 1020-летия Крещения Руси планировалось провозглашение автокефалии украинской Церкви и отрыва ее от Московского Патриархата. Все шло к этому. Именно сюда была направлена вся мощь ющенковской государственной пропаганды и административный ресурс.
Накануне торжеств в украинской прессе шло активное обсуждение темы создания «единой поместной украинской церкви» и как первый этап на этом пути планировалось использовать приезд Константинопольского Патриарха Варфоломея для объединения отколовшейся от Московского Патриархата филаретовской «церкви» и так называемой автокефальной, с дальнейшим их официальным признанием и взятием под омофор Вселенского Патриархата.
Слава Богу, этот сценарий не прошёл! У Константинопольского Патриарха на том этапе хватило мудрости и выдержки не пойти на поводу у амбициозной оранжевой власти. Волна разрыва цивилизационного пространства с Россией на данный момент разбилась о единство Русского Православия. И здесь, на мой взгляд, сам ход событий подсказывает в каком направлении нам надо двигаться и на каком фундаменте выстраивать российско-украинские отношения.
Думается, что именно православный фундамент, который сегодня выдерживает натиск враждебных сил, может послужить той основой, которая приведет нас не к расколу, а к новому единству. Православие – это код нашей идентичности. Это то, с чем мы вместе прожили целое тысячелетие, что окрасило нашу историческую действительность, причем не только церковную, но и светскую.
Об этом всем нам вместе, как светским, так и религиозным властям, надо подумать и понять простую истину: Россия и Украина находятся в общей цивилизационной плоскости. И апелляция России к принципам православной цивилизации и ее институтам может сыграть решающую роль в том, чтобы предложить Украине качественно новые подходы для выстраивания наших стратегических взаимоотношений и нового пространства для сотрудничества.
Мы не можем сегодня опираться только на старый советский опыт потому, что поколение людей, живших в Советском Союзе и помнящее братские отношения между двумя народами, постепенно уходит. Ему на смену приходит новое молодое поколение, которое уже этого не знает. У него своя жизнь, свои ценностные ориентиры. Что мы можем ему предложить?
На мой взгляд, сохранение и построение совместными усилиями общего православного Дома, может явиться выходом из возникшего кризиса. Хочу, чтоб меня правильно поняли. Это не некий клерикальный проект, а выработка принципиально новых политических и общественных ценностей и, если хотите, это императив нашего выживания как великой цивилизации.
Сегодня Русская Православная Церковь, включающая значительную часть украинского епископата, разработала и приняла основы церковной политики в сфере обеспечения фундаментальных прав человека. И процесс осознания православной самобытности в наших странах идет ускоренными темпами, по нарастающей.
Подводя итоги реализации Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной за 10 лет, мне кажется, что всем нам, обществу, государству и Церкви, необходимо серьезно задуматься о том, как эффективнее и с максимальной пользой для российско-украинских отношений использовать наш общий православный цивилизационный потенциал. Наполнить его конкретным содержанием, выстраивая новые подходы и механизмы, но уже с учетом отношения России со всем православным миром в его широком понимании, постепенно распространяя свое влияние на другие страны.
44
Поставить лайк: 131
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/bolshoy-dogovor-za-ili-protiv