Будет ли преодолен раскол Православия на Украине?
7.04.2010
Напечатать
А
А
А
В связи с общей зацикленностью взоров на политических событиях, на дребезге и шуме, издаваемые «оппозицией», до сих пор пребывающей в нокдауне от президентских выборов и переформатирования парламентской коалиции, словно на периферии общественного сознания осталось чрезвычайно значимое, на наш взгляд, событие.
25 марта в Киево-Печерской Лавре, в актовом зале резиденции Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, под председательством самого митрополита состоялось первое заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, на котором были определены наиболее значимые для православия на Украине темы: систематизация существующих расколов; изучение существующих прецедентов уврачевания церковных разделений; уврачевание раскола на Украине; диалог со старообрядчеством; профилактика расколов.
В комиссию, назначенную Президиумом Межсоборного присутствия, вошли 22 участника. Уместно привести поименный состав комиссии. Это митрополит Киевский и всея Украины Владимир — председатель, митрополит Волоколамский Иларион — заместитель председателя, протоиерей Николай Балашов — секретарь, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, архимандрит Кирилл (Говорун), игумен Серапион (Митько), протоиерей Александр Лебедев, протоиерей Андрей Новиков, священник Иоанн Миролюбов, диакон Максим Плякин, Кипшидзе Вахтанг Владимирович, Легойда Владимир Романович, Максимов Юрий Валерьевич, Малер Аркадий Маркович, Орлова Екатерина Петровна, Светозарский Алексей Константинович.
Во время работы первого заседания Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. Киево-Печерская Лавра, 25 марта 2010 г.
Предварило работу комиссии выступление ее председателя — митрополита Киевского Владимира, уже своим названием красноречиво фиксирующее значимость проблемы: «Расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой». Подчеркнем, что постановка проблемы самой Церковью не вычленяет УПЦ как внешнее тело, а, как видим даже по составу комиссии, речь идет о проблеме, стоящей перед единой канонической церковью, каковой и является Русская Православная Церковь.
В своем слове митрополит Владимир напомнил, что «Межсоборное присутствие является «совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Орган этот был учрежден 27 июля 2009 г. здесь же, в Киево-Печерской Лавре, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«То, что первое заседание нашей комиссии проходит в Киеве — это не просто дань уважения древней столице Руси, — заметил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир. — Это еще и ответ на насущную потребность Украинской Православной Церкви. Ведь проблема церковных разделений является сегодня особо актуальной именно на Украине. За последние два десятилетия наш церковный корабль постигло немало потрясений. В результате сегодня на Украине наряду с канонической Украинской Православной Церковью, сохраняющей единство с Московским Патриархатом, существует и несколько неканонических образований, отделившихся от нашей Церкви. Из них наиболее крупными являются «Украинская православная церковь киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская Автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Чтобы мы могли оценить масштаб церковных разделений на Украине, я приведу данные официальной государственной статистики. По состоянию на 1 января 2010 года Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий было зарегистрировано 11 704 общины канонической Украинской Православной Церкви, 4 251 община УПЦ КП и 1 194 общины УАПЦ. Таким образом, сегодня вне общения с Вселенским Православием на Украине находится более пяти тысяч общин. Это существенная цифра. Фактически численность паствы неканонических церковных структур на Украине превосходит масштабы некоторых Поместных Православных Церквей. И это серьезный вызов для всех нас».
Митрополит Владимир: «Расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой»
По словам Владыки, «расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой, которые требуют искусного и внимательного лечения. И как больно бывает слышать из уст верных чад нашей Церкви утверждения о том, что нас не должна волновать судьба братьев и сестер, находящихся вне евхаристического общения с нами. Больно слышать от людей, считающих себя христианами, слова презрения по отношению к нашим соотечественникам, пребывающим в составе неканонических объединений. Отказ от врачевания раны раскола противоречит самому духу Евангелия, вступает в противоречие с учением отцов Церкви. Вспомним слова Спасителя: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф 18, 12-14). Разве не являются для нас эти слова прямым призывом полагать все свои силы к возвращению в спасительную ограду Церкви наших братьев? Вспомним, что для святого апостола Павла мысль о его братьях по крови, не принявших Христа, была великой печалью и непрестанным мучением сердца. И он даже соглашался быть отлученным от Христа ради своих соплеменников (Рим 9, 2-3). Это мучение сердца является естественным для всякого христианина, видящего заблуждающегося брата. И эта боль должна побуждать нас сделать все, что в наших силах, для преодоления церковных разделений».
Митрополит Владимир также напомнил, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата предприняла немало усилий для уврачевания расколов и что УПЦ готова к конструктивному диалогу и сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в своем слове отметил, что в настоящее время на Украине складывается благоприятная ситуация для преодоления раскола: уходят в прошлое те политические причины, которые обусловили его распространение. Все более популярными становятся идеи интеграции, а не разобщения. По его мнению, бесперспективность пути разделения осознают и сами раскольники. Многие из них хотели бы вернуться в лоно Церкви. Владыка напомнил, что наряду с теми, кто сознательно ушел в раскол, существует также огромное количество людей, выросших в расколе и сформировавшихся там как христиане. Некоторые из них не осознают пагубности своего пребывания за пределами Церкви, и поэтому задача, стоящая перед Церковью, — помочь им вернуться к общению с вселенским Православием. Процедура возвращения не должна быть унизительной. Признание таинств, совершенных в расколе, недопустимо. Однако существует мнение, основанное на исторической практике, что формы таинств, совершенных в расколе, наполняются благодатной силой и уже не повторяются в случае возвращения раскольников в лоно Церкви. Это не относится, однако, к хиротониям, ибо они неразрывно связаны с апостольским преемством, которого в расколе нет. Митрополит Иларион призвал комиссию работать в духе христианской любви и сострадания.
Митрополит Волоколамский Иларион: «Процедура возвращения из раскола не должна быть унизительной»
В свете заседания комиссии напомним, к примеру, и не столь давно высказанные суждения на эту тему Матушки Стефаны (Бандуры), игумении Свято-Успенского Святогорского Зимненского ставропигиального монастыря, которую считают одной из самых влиятельных духовных личностей Украинской Православной Церкви: «Раскол — это большая беда для Украины. Он как рана на нашем теле. Естественно, хочется, чтобы она быстрее зажила и чтобы мы были единой канонической поместной Церковью. Уверена, что желание у всех одно. … Людям следует понять, где истина, а для этого нужно молиться Богу».
Отметим серьезную тенденцию. Хотя сохраняются единичные случаи провокативных захватов раскольниками канонических храмов, но многие отдельные раскольнические приходы, разумеется, во главе с пастырями, уже потянулись сердцем к канонической церкви.
Иерархи же «киевского патриархата» по-прежнему считают, что «в Московской Патриархии должны понять — Киевский патриархат будет существовать на Украине до тех пор, пока наше государство является независимым».
В связи с этими заявлениями сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев высказал свое мнение по просьбе информационного агентства «Русская линия». Это мнение, на наш взгляд, в значительной мере показательно.
«Раскольники не готовы воссоединяться с Церковью, — сказал о. Андрей. —Воссоединение сейчас возможно на уровне отдельных священников, которые могут вернуть в Церковь свою паству. Поскольку священник без паствы не имеет цены, то, уведя людей в духовный блуд, он должен возвращаться вместе с людьми, иначе это не покаяние. Я вижу реальный возврат на уровне отдельных священников, у которых хватит мужества и пастырского авторитета, мужества — для того чтобы вернуться, а пастырского авторитета — для того, чтобы объяснить людям этот шаг и повести их за собой. В целом раскольники будут предпринимать попытку оправдать себя, подыскивая разные аргументы с целью легитимизации самих себя в своих собственных глазах».
«Раскольники могут заявлять что угодно, но мы-то понимаем, что с каждым годом для большинства расколоучителей вопрос возврата всё более тяжел, особенно для тех, кто находится в сане и занимает высокие иерархические степени, для них легче умереть, чем вернуться в Церковь, — убежден пастырь. — Преодоление раскола — это очень запущенный и затянутый процесс, который с каждым годом становится всё тяжелее»…
«…Раскольники хотят сохранить хорошую мину при плохой игре, поэтому они будут настаивать на своей легитимности и каноничности, закапываясь в историю как можно глубже, вспоминая Лжеисидоров сборник (декреталии), а может, они дойдут и до времен убийства Каином Авеля, и придумают собственную интерпретацию этой библейской истории. Это погибельная упертость, за которой стоит не просто трагедия отдельного человека, а трагедия целого народа, который заведен этими духовными вождями в глушь», — убежден отец Андрей.
Безусловно, следует заниматься профилактикой раскола, вести работу по возвращению из раскола тех, кто находится в расколе в связи с какими-то предрассудками, заблуждениями или просто из-за недостатка информации.
Не оставим без внимания и весьма развернутую реплику главы пресс-службы УПЦ Василия Анисимова «Мог ли Михаил Денисенко (Филарет) нарушить Великий пост?», опубликованную, в частности, на официальном сайте пресс-службы УПЦ еще 2 марта и связанную с тем, что в прессе развернулась «забавная дискуссия о поведении анафематствованного Михаила Денисенко на инаугурации нового президента». Как известно, М. Денисенко традиционно активно участвовал в предвыборной кампании (на этот раз на стороне Юлии Тимошенко), клеймил В. Януковича «злом» и «неволей». Когда же Янукович победил, так же традиционно, не моргнув глазом, призвал «Божие благословение» на победителя и помчался поздравлять его в Верховную Раду и в Украинский дом. На президентском приеме в Украинском доме произошел конфуз. Газета «Сегодня» в репортаже с места события отметила, что Филарет, несмотря на время Великого поста, пил коньяк, закусывал бужениной, причем в одиночестве, ибо все присутствующие шарахались от него, как от прокаженного. «Истина о Михаиле Денисенко, — комментирует В. Анисимов, — намного страшнее любого коньячно-буженинного злословия о нем. Он отлучен от Церкви Христовой, стоит на краю вечной погибели, и в этом духовная катастрофа изъязвленного тщеславием и гордыней несчастного и окаянного старика-расколоучителя… Михаил Антонович (Филарет) не нарушал поста, потому что невозможно нарушить то, чего не соблюдаешь. А лишняя рюмка коньяка гиене огненной не помеха».
Надо сказать, что неожиданно (или, наоборот, вполне предсказуемо, это как посмотреть) к теме подключились греко-католики, привыкшие за период нелегитимного ющенковского правления к собственной вседозволенности в Киеве, начиная с оранжевого майдана 2004 г., где они участвовали в совместных камланиях с раскольниками и оранж-политиками, и заканчивая действом близ Софийского собора в канун последних президентских выборов, где проистекала, так сказать, «молитва за Украину» — в облике Юлии Тимошенко. Не помогло. Украинской греко-католической церкви нынче не понравились действия В. Януковича, и она призвала Президента Украины «придерживаться равноправия в церковной политике». Поводом для официального обращения стали обстоятельства вступления Президента в должность, сообщила 29 марта "proUa" со ссылкой на «Немецкую волну». В своем обращении Синод епископов УГКЦ раскритиковал новую форму получения благословения на президентство, когда к общей молитве не были приглашены все конфессии, а исключительное право получили лишь представители Московского патриархата. «Такие досадные случаи не должны больше повторяться, и мы призываем Вас позаботиться об этом... потому что протягивание одной конфессии углубит разъединение в государстве и принесет вред», — говорится в обращении. Епископы также призвали Президента «руководствоваться заботой о своем народе, не действовать в угоду интересам или прихотям других государств».
Как говорится, ну-ну. А нас занимает судьба кафедрального греко-католического собора, который возводится (правда, не столь быстро, как им хотелось бы) на левом берегу Днепра в Киеве. Хорошо бы эту стройку вообще упразднить— это явно содействовало бы и уврачеванию раскола, и обозначило бы реальное место греко-католиков в духовной жизни Восточной Украины.
А боль раскола — воистину остается болью. Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в Украину летом 2009 года неоднократно говорил об этой боли. Так, во время Божественной литургии в день праздника святого равноапостольного князя Владимира здесь в Киево-Печерской Лавре Его Святейшество сказал: «В праздничном настроении нынешнего светлого дня присутствуют и печальные оттенки. Эта печаль происходит от того, что не все наши единоверные братья разделяют с нами сей праздник. Иные из них пребывают вне спасительной ограды Церкви, вне ее драгоценного единства. Помолимся ныне о них, чтобы Господь приклонил к ним Свою милость, чтобы вдохнул в них решимость презреть все преходящие человеческие страстные и греховные наваждения, и вернуться в дом Отчий, и соединиться с нами в радости и простоте сердца, совместно утверждая непреходящие ценности Святого Евангелия». Его Святейшество пообещал сделать все, «чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад».
Как внятно прокомментировал приведший эти слова Блаженнейший Владимир, «в этих словах Предстоятеля Русской Православной Церкви мы видим ясный пастырский императив, побуждающий нас к действию».
54
Поставить лайк: 76
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/budet-li-preodolen-raskol-pravoslaviya-na-ukraine