ссылка

Чтоб мы вовеки все едино были

Увеличить шрифт
А
А
А

В январе нынешнего года вплотную приблизились друг к другу две знаковые даты для Украины – выборы президента Украины и очередная годовщина Переяславской Рады – когда казацкая старшина и весь малоросский народ под предводительством Богдана Хмельницкого, Гетмана Малой Руси, приняли решение войти «под царскую руку» Православного Государя Алексея Михайловича Романова.

Есть в этом нечто сакральное. Сейчас, как и 356 лет назад, решается судьба Малой Руси.
 
8/18 января 1654 г. после длительной и упорной борьбы православного малоросского народа против польско-литовского порабощения в Переяславе состоялось выдающееся событие в судьбе нашего Отечества, вошедшее в историю как Переяславская Рада.
 
И уже 11/21 января 1654 г. думный дворянин Артамон Матвеев отправился к Государю Алексею Михайловичу с отчетом о Переяславской Раде.
 
Роль дипломатов, людей чиновных, не видна простому наблюдателю, зачастую она расшифровывается, да и то с трудом, спустя многие годы, если исследователи получают доступ к закрытым документам и делают адекватные выводы.
 
Есть смысл подробнее остановиться на яркой исторической фигуре Артамона Матвеева, сыгравшего значительную роль в воссоединении Малой Руси с Великой.
 
* * *
 
Артамон, сын дьяка Сергея Матвеева, в 12-летнем возрасте был взят в царский дворец «в житье», где быстро достиг успехов в учебе, получив на редкость хорошее образование, став человеком книжным, начитанным, осведомленным в древней истории греков и римлян, знавшим произведения Аристотеля, Сократа, других античных классиков. Боярин Борис Морозов, влиятельнейший вельможа, воспитывавший царевича Алексея, уделил большое внимание и безродному, но способному и любознательному отроку.
 
А после вступления Алексея Михайловича на престол Артамон сразу стал получать серьезные государственные поручения. 28-летним он был направлен с посольством на Украину с серьезной и деликатной миссией: сообщить казакам о согласии московского правительства оказать им помощь. Дело в том, что в течение нескольких лет до этого проблема обсуждалась Боярской думой, которая так и не решалась откликнуться на просьбы Богдана Хмельницкого принять Украину под свое покровительство, опасаясь быть втянутой в войну с Речью Посполитой, королем Яном Казимиром.
 
Вот как говорится в решении Земского собора 1563 г.: «…гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен… И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмелдьницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять...»
 
Хорошо и точно сказано: «через своих великих послов». Именно таковым «великим» послом и оказался Артамон Матвеев – и для Малой, и для Великой Руси. 
 
* * *
  
Не будет лишним нам всем перечитать и историческую речь, произнесенную гетманом Богданом Хмельницким «посреди круга», среди старшинского совета запорожского казачества. Как много в ней значимых слов!
 
«Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога».
 
Показательно – особенно в свете сегодняшних исторических инсинуаций, имеющих хождение в украинском официозе, не говоря уж о «записных историках», готовых под любую власть написать любую «историю», - читается рассказ об окончании процедуры Переяславской Рады, после которой Государю Российскому присягнуло сразу 254 человека, а это ведь были сплошь старшие офицеры запорожцев!
 
Дослушав речь Б. Хмельницкого, своего выборного гетмана, «к сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!» 
 
* * * 
 
Миссия Артамона Матвеева на Украине была сложной, острой, чрезвычайно важной. Она же требовала аналитических способностей и определенной политической дерзости. Результат, как говорилось выше, нам известен: «…гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…»
 
Переяславская Рада стала и избавлением от грозящей опасности массового этноцида малороссов поляками, который был уже, казалось, неминуем в случае поражения восставших в 1648 г. малороссов. Воссоединение сохранило и православную веру, которая формировала общерусскую идентичность, и подвергшуюся в то время особой угрозе втягивания в Унию или прямого уничтожения.  
 
* * *
 
Судьба Артамона Матвеева сложилась в карьерном, личностном и общественном смысле успешно.
 
Видя разумную успешность действий своего ставленника, Царь поручил Матвееву возглавить в 1669 г. весь Малороссийский приказ, призванный контролировать деятельность малороссийского гетмана, не вмешиваясь в то же время во внутренние дела Украины.
 
А став главой и в целом Посольского приказа, то есть во главе всей внешней политики России и величаясь «царственной большой печати и государственных великих посольских дел сберегатель», А. Матвеев развил не только связи России с Речью Посполитой, Швецией, Турцией, Австрией, германскими землями, но и взялся за налаживание дипломатических и торговых контактов с империей Великих Моголов, Китаем. В 1672 г., по случаю рождения царевича Петра Алексеевича, Матвеев был возведён в сан окольничьего, а в конце 1674 г. — в бояре.
 
В сущности, Артамон Матвеев стал знаменитым сподвижником царя Алексея Михайловича Тишайшего. Он фактически был вторым человеком в государстве, в доме Матвеева царь Алексей познакомился с его племянницей и воспитанницей Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая воспитывалась здесь и состояла при супруге А. Матвеева, урождённой Мэри Гамильтон, шотландке. Наталья Нарышкина и стала второй супругой Алексея Михайловича, матерью Петра Великого.
 
Доходы А. Матвеева позволяли ему возводить храмы и содержать театральную труппу, вести издательскую деятельность. Он выбирал иностранные сочинения для перевода на русский язык и курировал их издание. И сам отметился сочинениями, увы, не дошедшими до нас, — «История русских государей, славных в ратных победах, в лицах» и «История избрания и венчания на царство Михаила Федоровича». 
 
* * *
 
 
Глядя на судьбу Артамона Матвеева, мы понимаем, сколь многое может зависеть от роли и деяний отдельной личности. Отдадим дань уважения этому человеку, немало усилий приложившему для того, чтобы свершился «верный, единственно правильный цивилизационный выбор всех жителей Малороссии, не одного только гетмана Богдана Хмельницкого, а всего народа. Народа, который избрал путь боптского сотрудничества и объединения со своими братьями. Именно это событие объединило нас в одну семью».
 
Прав оказался историк и географ Лев Гумилев, сын двух выдающихся русских поэтов, Н. Гумилева и А. Ахматовой, сделавший точный вывод в своем знаменитом трактате «От Руси к России»: «…первостепенное значение имела единая суперэтничсекая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти…»
 
Будем же и мы помнить свое родство, заветы наших предков, отстоявших единство Православной Земли Русской.
89
Поставить лайк: 220
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/chtob-my-voveki-vse-edino-byli