ссылка

Детище Екатерины Великой

Увеличить шрифт
А
А
А

7 декабря в Украине отмечался День местного самоуправления. Он учрежден в связи с принятием в 1990 году в УССР первого закона о местном самоуправлении. Но, к сожалению, по этому случаю приходится писать не столько о достижениях украинской муниципальной власти, сколько об угрозах, которые над ней нависли.

 
Местное самоуправление, как мы его сегодня называем, ввела ещё Екатерина Великая, объявив 21 апреля 1785 года «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», или «Жалованную грамоту городам». С нее и начинается самоуправление в тех городах (а это все губернские и уездные центры Слобожанщины и Новороссии — востока и юга нынешней Украины), которые не знали магдебургского права.
 
В соответствии с Грамотой в городах раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянно действующим городским органом была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Из участия в городской жизни исключались женщины и неимущие. Первым губернским центром на территории нынешней Украины, получившим такое самоуправление, был Харьков.
 
Помнят «Жалованную грамоту» и жители семи областных центров, нынешней столицы Автономной Республики Крым и Севастополя, которые были основаны указами императрицы. Помнят, несмотря на страстное желание «историков» от политики и идеологии предать забвению прошлое. Они видят, что именно местное самоуправление — их власть, которая каждодневно решает их проблемы.
 
Помнят они и реформы Александра ІІ Освободителя, давшие возможность проявить себя наиболее активным деятелям и в городских думах, и в земствах. Именно после этих нововведений села увидели врача и светского учителя, бескорыстно помогающих каждому нуждающемуся. «Великие реформы» оказались настолько эффективны, что заложенная ими структура давала «укорот» самоуправству царских чиновников, пережила и Первую мировую, и Гражданскую войну со всеми сменами «полевых командиров». С избранной властью на местах приходилось считаться и Центральной Раде, и интервентам, и деникинцам. Лишь большевики ее разгромили, заменив привязанными к предприятиям советами.
 
Неудивительно, что чекисты с особым рвением отправляли в расход и деятелей земского и городского самоуправления, и советских работников первых послереволюционных лет: активный и болеющий душой патриот своей малой родины в «коммунистический рай» не вписывался. И ждать нового всплеска местной инициативы пришлось семь десятилетий. Лишь в марте 1990 года состоялись альтернативные выборы местных советов. И тогда молодому депутатскому корпусу пришлось разбираться в том, о чем и догадываться не могли инженеры, ученые и офицеры. Оказалось, что не разграничены полномочия центральной, областной и местной власти, нет выверенной методики создания бюджетов, государственная и коммунальная собственность перетекают, как жидкость в сообщающихся сосудах. И первой попыткой разобраться во всем этом лабиринте проблем стал закон от 7 декабря 1990 года.
 
Это уже потом появились и прямые выборы глав советов (в областях, районах и Севастополе проводились в 1994 году, затем отменены, а исполкомы советов заменены назначаемыми из Киева госадминистрациями). Так и не пришло умение разграничивать полномочия и строчки в бюджетах. В столице до сих пор не поняли, что лезть в карман территориальной общины нельзя. Два года подряд центр вообще держит местную власть на голодном пайке, почти лишив субвенций. «Сегодня государ­ство выступает в роли откровенного стяжателя: «выбирает» заго­дя налоги, вводит новые, разрушает местную экономику и социальную сферу. Что тут добавить: пришла бестолко­вая власть, которая совер­шенно не думает о будущем, больше озаботившись состо­янием своих карманов», — описывает ситуацию Виктор Янукович.
 
В результате такой политики во многих вопросах полномочия всенародно избранных советов и мэров (городских, поселковых и сельских голов) оказались в ряде вопросов еще меньше, чем у казавшихся фиктивными советов народных депутатов брежневской эпохи. Тогда хоть можно было местной номенклатуре заблокировать кандидатуру неугодного начальника милиции или прокурора. Теперь такие вольности в прошлом. Правда, городских голов в МВД больше не утверждают, и губернатор не может закрыть нелояльного мэра в психушку, как при царе (так случилось в Харькове в 1802 году).
 
Тема местного самоуправления пока не стала одной из основных в президентской кампании. Пожалуй, из всех кандидатов четче всего высказал свою позицию по этому вопросу лишь лидер Партии регионов: «Партия регионов инициировала и будет воплощать в жизнь реформу местного самоуправления. Эта реформа предусматривает выборы в регионах руководителей местного самоуправления. Глав администраций, которых назначают из Киева, не будет».
 
Юлию Тимошенко вообще эта тема не интересует, ведь при наличии сильной местной власти «ручное управление» становится невозможным. Правда, были наработки у ее соратников. Почти два года назад бютовец и хозяин харьковских базаров Александр Фельдман явил городу и миру законопроект «Про спеціальний статус міста Харків» на 78 страницах.
 
Законопроект — не ноу-хау регионального лидера БЮТ. С самого начала украинской независимости неоднократно выдвигалась идея особого статуса городов-миллионников. В полузабытой административной реформе Романа Безсмертного выделялись города-районы (от 70 тыс. до 750 тыс. человек) и города-регионы с населением не менее 750 тысяч человек. Однако все эти предложения, как и любые другие идеи реформирования территориального устройства и местного самоуправления в Украине, так и остались на бумаге.
 
Прежде всего, в городе появляется новый орган — горгосадминистрация. Ст. 2 не намекает, а говорит об этом прямо: «4. Місто Харків є місцем розташування Харківської міської ради, обласної ради, Харківської міської та Харківської обласної державної адміністрації та їх органів». Это как в Киеве и Севастополе. В столице есть и избранный городской голова, и назначенный президентом глава госгорадминистрации (ГГА), причем пока в одном лице, а в «городе русской славы» мэра не избирают вообще. Таким образом, выбор горожан полностью нивелируется назначением из центра.
 
А вот в ст. 7 возникает еще один орган, который будет управлять городом: «6. Органами управління містом Харковом як територією пріоритетного розвитку є: 1) Комітет з питань територій пріоритетного розвитку; 2) органи місцевого самоврядування міста Харкова». Итак, и ГГА, и «комитет по вопросам…» существенно ограничивают решение любых вопросов на местном уровне. Разве это не обрезание и без того урезанного в нашем сверхцентрализованном унитарном государстве местного самоуправления?
 
Как в рот воды набрал по этому поводу и Арсений Яценюк — этот деятель вообще предпочитает художественно молчать почти по всем острым темам. Левым во главе с Петром Симоненко, видимо, также всё равно, как и кто работает на местах, ведь ни сами коммунисты, ни вместе с союзниками не смогут стать «руководящей и направляющей» и осуществлять, как когда-то, «партийное руководство советами». А об отношении Ющенко к этому вопросу и говорить не стоит, достаточно оценить его кадровые назначения. Что же касается обещанной еще в 2005 году административной реформы, то ее заболтали еще до наступления 2006 года.
 
Но, несмотря ни на что, местное самоуправление в Украине действует. В условиях политической и экономической нестабильности органы местного самоуправления прилагают немалые усилия к тому, чтобы сделать лучше и благоустроеннее нашу повседневность. Мы знаем, что они не допустят разрухи.
75
Поставить лайк: 142
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/detishche-ekateriny-velikoy