Геворг Мирзаян: от Украины к Новороссии
Украинские элиты окончательно взяли курс на ликвидацию собственного государства. Не сумевшая их переубедить Москва теперь пытается сделать так, чтобы эта ликвидация прошла в российских интересах
Прошедшие на Украине парламентские выборы и поведение Киева на переговорах с Москвой и Евросоюзом показали: ждать конструктивного поведения от украинской власти не стоит. Новый парламент не собирается ни искать компромисс с русскоязычным населением юго-востока страны, ни стабилизировать отношения с Россией. Двумя основными задачами нового состава Рады станет очередной передел собственности и контроля над финансовыми потоками, а также популистские «патриотические» законы.
Поскольку Украина не первая страна, которая пыталась решать экономические и социальные проблемы через соревнование в ура-патриотических лозунгах и коллективное пение, чем обернется подобный курс для государства, известно заранее — коллапсом. В случае же с Украиной уже и виновные назначены — в продолжающемся развале страны будут обвинять Владимира Путина и сепаратистов юго-востока. И обработанное топорной, но настойчивой украинской пропагандой украинское население в это, увы, поверит.
В этой ситуации Россия начала менять курс в украинском вопросе: Кремль переходит от плана А (попытки переформатировать украинское государство в нечто более живучее и безопасное для окружающих) к плану Б, который предполагает управляемый распад и форсированную реализацию проекта «Новороссия».
Украина проиграла выборы
Итоги прошедших на Украине выборов в Верховную раду неутешительны. На решение самых сложных задач из всех стоявших перед государством двадцать с лишним лет его существования электорат делегировал слабейший и скандальнейший в истории депутатский корпус.
На первый взгляд может показаться, что ситуация не столь печальна. Пятипроцентный барьер преодолели шесть партий, в основном либо старые политические силы («Батькивщина» и прошедшая ребрендинг Партия регионов, теперь называющаяся «Оппозиционный блок»), либо новые умеренные политики и гражданские активисты (например, «Самопомощь»). Лишь одна из них — Радикальная партия Олега Ляшко — ведет себя как откровенно скандальная и нацистская. Более того, партии, позиционировавшиеся в России как нацистские, — «Правый сектор» и «Свобода» — набрали недостаточно голосов, и в Раду попало лишь несколько их представителей, победивших в одномандатных округах (Дмитрий Ярош от «Правого сектора» и шестеро «свободовцев»).
Однако поражение откровенно нацистских партий отнюдь не означает, что украинский избиратель выступил против нацизма — он просто выбрал более «приличных» и «конструктивных» носителей этой идеологии. Особенность нынешнего украинского поля — в его практически тотальной нацификации, которая позиционируется украинскими СМИ как патриотизм. И все партии, даже в какой-то степени «Оппозиционный блок» в Раде, будут соревноваться в степени собственного «патриотизма». Между тем очевидно, что решение непростых задач, стоящих перед парламентом, требует не столько патриотизма, сколько прагматизма. Но в нынешней украинской действительности этот прагматизм будет позиционироваться как предательство и капитуляция перед «москалями», поэтому им политики особо руководствоваться не станут.
Другая критическая слабость украинского парламента в том, что попавшие в него силы не могут договориться не только с Москвой и с украинскими сепаратистами, но и друг с другом. Так, серьезные разногласия возникают у двух лидеров — «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», который возглавляет нынешний премьер-министрАрсений Яценюк. Стороны не могут поделить полномочия и посты, прежде всего премьер-министра и спикера парламента. Причем до сих пор непонятно, какой из постов важнее. Премьер — должность важная, но при этом техническая и «расстрельная», тогда как спикер, который, на первый взгляд, должен будет заниматься лишь черновой работой и разводить скандалящих депутатов по углам, вполне может сорвать банк. Именно спикер, согласно конституции, становится и. о. президента в случае недееспособности главы государства, а о проблемах Петра Порошенко с диабетом и алкоголем (две абсолютно несовместимые вещи) всем давно известно.
Но даже если Порошенко и Яценюк смогут разделить посты, то им нужно для стабильности взять в коалицию одну, а лучше две партии. Учитывая, что «Оппозиционный блок» заранее записали в неприкасаемые, остается выбор из трех сил: «радикалов» Олега Ляшко, «Батькивщины» Юлии Тимошенко и «Самопомощи».
С Ляшко договариваться особо никому не хочется: не столько потому, что он считается проектом регионала Сергея Левочкина, сколько из-за его скандальности и непредсказуемости. Да и самому Ляшко без куска властного пирога (которого ему, скорее всего, никто не даст) выгоднее оставаться вне коалиции. Лидер Радикальной партии понимает, что проблемы, которые ожидают Украину в ближайшем будущем, резко снизят рейтинг действующей власти и всех тех, кто входит в правящую коалицию и поддерживает ее курс. Для Ляшко же зона комфорта — его оппозиционный статус, позволяющий максимально широко эксплуатировать популизм и радикальные идеи «тотальной справедливости».
Что касается Юлии Тимошенко, то с ней договариваться всегда было непросто. Ее крайне невысокий результат и обещание не требовать для себя каких-либо постов отнюдь не означают, что властолюбивая Оранжевая Принцесса поумерила свои аппетиты. Более того, аппетиты эти могут вырасти, если Тимошенко удастся позиционировать себя как наиболее эффективного переговорщика с Москвой в том, что касается экономических проблем и стабилизации ситуации в Донбассе.
В таком контексте «Самопомощь» является наиболее приемлемым партнером, и в Киеве говорят, что партия львовского мэра Андрея Садового уже достигла компромисса с «Блоком Петра Порошенко» и «Народным фронтом». Однако не исключено, что эта партия станет для власти троянским конем: ряд украинских политологов указывают на ее тесную связь с Игорем Коломойским. И если «Самопомощь» войдет в коалицию, то получится, что стремящийся к дополнительной самостоятельности хозяин Днепропетровской и Одесской областей, и без того имеющий сильные позиции в «Народном фронте» Арсения Яценюка, получает «золотую акцию» и возможность шантажировать власть.
Курс на развал
Итоги выборов в Верховную раду убедили Москву в том, что и без того неконструктивные украинские власти в ближайшем будущем станут проявлять еще меньше здравого смысла и желания искать компромиссные решения. А значит, и идти им навстречу больше не стоит.
В недостатке желания достичь компромисса Россию упрекнуть могли только откровенно «свидомые» граждане и американские русофобы — за последние месяцы российские власти сделали не один шаг навстречу Киеву. Россия признала итоги президентских выборов, которые с точки зрения их проведения были абсолютно недемократическими и несвободными (чего стоило хотя бы публичное избиение кандидата в президенты Украины Олега Царева), а также сделала все возможное для подписания аморфных Минских соглашений, от которых выиграли прежде всего киевские власти. Напомним, что к тому времени ополченцы рвались брать Мариуполь, который украинские войска попросту оставили. Именно Москва остановила их и перекрыла им поставки оружия.
Также Кремль занимал негативную позицию относительно сепаратных выборов в Донбассе, отговаривая руководство ДНР и ЛНР проводить таковые. Даже в газовом вопросе Россия пошла на уступки ради интересов Европы и согласилась снизить объем долга, который Киев должен погасить до начала поставок. Однако в ответ Кремль получал не благодарность в виде снятия части европейских санкций, а лишь новые требования (например, передать Киеву контроль над границей ЛНР и ДНР с Россией). От Москвы ждали не компромисса, а капитуляции, и после очередных бессмысленных переговоров в Милане Кремль показал зубы.
Ответом России на неконструктивный подход ЕС и Украины стало публичное интервью главы администрации президента Сергея Иванова, комментарии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, ряд замечаний министра иностранных дел Сергея Лаврова и, наконец, валдайская речь Владимира Путина. В выступлениях самых высоких чиновников Москва обозначила новые акценты в украинском вопросе. В частности, она полностью изменила отношение к выборам в ЛНР и ДНР. Если раньше Кремль призывал ополченцев отказаться от этой процедуры как от «несвоевременной», то сейчас Песков отметил, что «проведение выборов — это решение, которое принято руководством этих республик. Эти выборы состоятся».
Более того, Москва выступлениями министра иностранных дел, главы администрации президента и ряда других чиновников давала понять, что она не только не будет мешать выборам в ДНР и ЛНР, но и, скорее всего, признает их. И это признание будет означать денонсацию Минских соглашений, поскольку, принимая выключение ДНР и ЛНР из украинского правового поля, Москва отказывается от ключевого пункта нынешней концепции мирного урегулирования — сохранения территориальной целостности Украины. Более того, признание итогов выборов может стать не только первым шагом на пути официального признания или полупризнания ДНР и ЛНР, но и началом более активной реализации Москвой проекта «Новороссия».
Естественно, не через военное вторжение, о котором говорят многие российские радикалы, считающие себя патриотами. Россия будет раскачивать Украину постепенно, наблюдая за усилением центробежных процессов в обществе и кризиса в украинской экономике и стимулируя таковые. Так, Москва официально отказалась от дальнейшей финансовой поддержки несостоятельного украинского государства1. «Мы на протяжении последних двадцати лет проспонсировали экономику Украины на сотни миллиардов долларов, — заявил Сергей Иванов. — Только четыре ведущих российских банка имеют на Украине кредитные обязательства на сумму 25 миллиардов долларов, но сколько можно-то? И потом, светоч демократии в Киеве в феврале родился, по оценкам Евросоюза и США, вот пускай они этот светоч демократии хоть немного поддержат». В частности, Москва заняла жесткую позицию в газовом вопросе, отказавшись поставлять газ Украине до получения от нее предоплаты и части долга (в ночь с 30-го на 31 октября европейцы гарантировали, что платежи будут).
Впрочем, не исключено, что раскачивать и не придется: Киев сам, своими руками реализует проект «Новороссия». Пользуясь стремлением Москвы к реализации плана А, украинские власти решили попытаться устроить в Донбассе блицкриг. Все последние недели они стягивали к ДНР и ЛНР войска, готовили группировки для наступления на Донецк и для удара от Дебальцева в сторону российской границы, который в случае успеха мог бы отсечь ЛНР от ДНР. Поскольку поставки оружия Россия перекрыла, ополченцам нечем было отражать это наступление. Сейчас же, когда поставки возобновились, а российские туристы с армейской выправкой отправляются отдохнуть в Донбасс, Порошенко попал в очень непростую ситуацию. Отводить войска нельзя — в этом случае усилившиеся ополченцы перейдут в наступление на Славянск и Мариуполь. Наступать тоже нельзя — собранные по сусекам боеспособные украинские части будут разгромлены местными и «туристами», после чего для ополченцев откроется дорога уже не только на Славянск и Мариуполь, но, возможно, еще и на Харьков с Запорожьем. Однако настоящая трагедия украинского президента в том, что и выжидать он не может — зимой войска в поле просто замерзнут.
Время принимать решения
Ужесточение позиции Москвы в украинском вопросе поставило Запад перед крайне непростым выбором. США и Европа могут либо продолжить давление на Россию и повышать градус конфронтации, либо прекратить курс на безусловную поддержку государства-банкрота и начать поиск компромисса с Москвой. Не исключено, что по обе стороны Атлантики выберут разные варианты.
Очевидно: украинские элиты оказались настолько недееспособными, что не могут даже толком выполнять поручения своих заграничных кураторов. Так, Запад придавал огромное значение не столько самим выборам в Раду, сколько избирательному процессу на юго-востоке. «Голосование является признаком того, что люди Восточной Украины также пользуются своим демократическим правом. Они с готовностью это делают (отдают голос. — “Эксперт”), когда на них не направлены дула автоматов», — говорит посол США на Украине Джеффри Пайет. Однако реальность оказалась несколько иной, чем ее обрисовывал посол. Так, в подконтрольной Киеву части Донбасса выборы сорваны — в Славянске и других крупных городах люди попросту не пошли на участки. В Одесской области, которая после сожжения Дома профсоюзов позиционировалась чуть ли не как оплот режима, наблюдалась рекордно низкая явка, как, впрочем, и в Херсонской и Николаевской областях. А в Днепропетровской области, которую активно зачищал Игорь Коломойский, на выборах вообще победил «Оппозиционный блок».
Непредсказуемая, нищая и агрессивная Украина становится обузой, но не для Запада, а лишь для его «европейской части». Соединенные Штаты подобный расклад полностью устраивает, поскольку такая Украина позволяет еще больше дестабилизировать Россию. Тогда как расплата за эту дестабилизацию ложится как раз на европейские государства, чьи экономические отношения с Москвой оказались под серьезной угрозой.
Определенные подвижки в Европе уже наблюдаются. Так, Франция колеблется, передавать ли России «Мистрали» (отказ от передачи станет шагом в поддержку Украины, однако будет стоить Парижу репутации на оружейном рынке, банкротства верфи и миллиардных штрафов за срыв контракта), а Голландия запрашивает у России данные относительно второго самолета, который летел рядом с малайзийским «Боингом» и, согласно одной из официальных версий, его сбил.
В Кремле очень надеются, что окончательное прозрение произойдет после осмысления европейцами недавних переговоров о возобновлении поставок российского газа на Украину. Во время этих переговоров, проходящих в трехстороннем формате с участием российского министра энергетики Александра Новака, его украинского коллеги Юрия Продана и еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, Киев в очередной раз доказал, что является не европейским, а американским проектом. Украина вела себя очень дерзко, откровенно саботируя уже достигнутые соглашения и денонсируя слова еврокомиссара. Сначала Киев отказывался платить долг, затем упрямился относительно условия предоплаты и наконец вообще потребовал пересмотреть контракт на транзит газа, заявив европейцам, что в противном случае не может гарантировать им теплую зиму. В конце концов терпение Брюсселя лопнуло, и Ангела Меркель пригрозила оставить украинцев вообще без газа. «Если Европа должна сама страдать из-за отсутствия договоренности между Россией и Украиной, то Украина останется без реверсного потока, потому что тогда весь этот газ нужен будет самой Европе», — заявила она. Лишь после этого украинская сторона подписала соглашение, финансировать которое будут фактически Евросоюз и МВФ.
Москва не требует от Европы перестать играть в политические игры на Украине, она лишь хочет совместно с Брюсселем нивелировать или хотя бы минимизировать экономические риски от этих игр. В частности, от Брюсселя требуется запустить на полную мощность газопровод OPAL (который позволит прокачивать большие, чем сейчас, объемы газа через «Северный поток»), а также перестать блокировать строительство «Южного потока». Если этого не произойдет, то у европейских избирателей должны возникнуть серьезные вопросы относительно того, чьи интересы защищают их правительства и Еврокомиссия в украинском вопросе. И насколько реальные европейские интересы соответствуют российским.
Геворг Мирзаян, по материалам: Эксперт