Новый 2012 год принес в отношения Украины и России очередной кризис, связанный с взаимными ограничениями в свободе экономической деятельности. Попросту говоря, начались очередные торговые войны. То, что еще вчера относилось к категории прогнозируемых рисков, сегодня стало реальностью. Ничего удивительного в этом, в общем-то, нет, особенно сейчас, когда кризисные явления в экономике заставляют все страны мира искать возможности для развития и поддержки собственных экономик. Однако кто-то начинает с кооперации и компромиссов, а кто-то пытается получить возможные выгоды, не считаясь с интересами партнеров и предпочитая тактические «плюшки» в ущерб отложенной прибыли от долгосрочных отношений. И сейчас в такую ловушку собственной жадности и глупости попалась Украина. Так и не определившись с тем, какой вектор развития она выберет и какие партнерские отношения предпочтет, она будет теперь играть по чужим правилам. По правилам тех, кто более четко понимает, в чем состоят их экономические и политические интересы, и имеет рациональную программу действий. Сейчас же на повестке дня у Украины как минимум три торговые войны. А скоро добавятся новые. Только теперь уже со стороны Запада.
«Сырная война»
Украинские чиновники решили, что пора бы украинцам напомнить о том, что они вовсе не дети Творца нашего, а всего лишь порождение животного мира. И реализовали свое решение весьма оригинально: в Украине в прошлом году утверждено (указом президента от 11 апреля 2011 года) положение «О государственной ветеринарной и фитосанитарной службе Украины», согласно которому все полномочия в сфере контроля качества и безопасности продуктов передаются единому органу, подконтрольному Минагропроду и выводятся из-под контроля Минздрава. Почти год на это никто не обращал внимания, до тех пор пока в январе 2012 года руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко не высказался куда как четко, однозначно и по существу: «На Украине полномочия по контролю за продовольствием и питанием переданы ветеринарной службе. Де-факто в этом содержится признание гражданина Украины животным». По словам Онищенко, Российская санитарная служба, возможно, будет вынуждена пойти на ограничение ввоза из Украины аграрной продукции. На такой шаг его ведомство может пойти из-за негативных последствий, к которым приведет передача на Украине ветеринарной службе функций по контролю за питанием людей.
Сказано – сделано. Россия ограничила импорт сыров из Украины, заподозрив украинских сыроделов в нарушении технологии производства и попытках продать химический коктейль из пальмового масла, крахмала и порошкового молока под видом настоящего сыра.
Украина немедленно дала ответ на эти заявления. Глава украинского МИДа по своей новоприобретенной привычке через службу коротких сообщений Твиттер возмутился заявлением главы Роспотребнадзора (1). Впрочем, подозревать министра иностранных дел Украины в профессионализме просто глупо, так что пост в Твиттере вместо официальной ноты протеста вполне отражает уровень украинской дипломатии. Удивляться тут нечему. Но и заявления других украинских чиновников и экспертов просто поражают «логикой» и «убедительностью аргументации». В частности, председатель Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины Иван Бисюк заявил в эфире телеканала «1+1», что Украина потребует у Онищенко объяснений по поводу заявления о сыре. По словам Бисюка, он намерен обратиться в Роспотребнадзор с официальным запросом, с требованием от российских коллег пояснить, чем подкреплена информация об ухудшении качества сыров, когда и кем проводились соответствующие исследования. Кроме того, Бисюк утверждает, что скандал с украинским сыром могли спровоцировать украинские чиновники с помощью российских коллег и истинной его мишенью являются не производители, а украинская ветслужба, а точнее реформа последней (2).
А вот Алекс Лисситса, президент Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), уверен, что «эти провокации идут от наших коллег украинцев, которые подключили своих побратимов в России – никому не хочется отдавать такие «жирные места», как контроль за качеством продуктов питания – речь идет о тех органах, которым надо отдать этот контроль». Просто какие-то международные лоббисты сидят в украинском санэпиднадзоре! Они, оказывается, Онищенко к себе на работу взяли внештатником-лоббистом, так сказать, чтобы «сохранить свои теплые места»! Кроме смеха данные «аргументы» не могут вызвать иной реакции у нормального человека.
Следует четко понимать, что «сырная» война возникла отнюдь не на пустом месте. Она была ответом на «аммиачную» и, скорее всего, будет использована как аргумент в «газовой» войне.
«Аммиачная война»
В начале января компания «Тольяттиазот» практически полностью приостановила производство аммиака из-за того, что Украина отказалась транспортировать этот газ по своей территории. Пять из семи агрегатов завода работают в холостом режиме, еще два - с неполной загрузкой (3). По данным «Тольяттиазота», «Укртрансаммиак» отказался прокачивать аммиак еще в середине декабря. При этом, как утверждают в российской компании, с украинцами у «Тольяттиазота» заключен долгосрочный договор. Основную часть аммиака «Тольяттиазот» продает по трубопроводу Тольятти-Одесса.
С чем связан отказ от транспортировки российского аммиака, пока не сообщается: в Украине ситуацию еще не прокомментировали. Хотя не так уже и сложно предположить, что в основе подобного шага лежит банальный экономический интерес определенных украинских олигархов, претендующих на покупку Одесского припортового завода и имеющих лоббистов во властных структурах. Этот завод, как и «Турбоатом» Фонд госимущества Украины планирует продать в 2012 году. Создав же искусственный дефицит аммиака и, как следствие, спровоцировав рост цен на него, покупатели завода надеются в кратчайшие сроки вернуть средства, потраченные на приватизацию, да еще и компенсировать увеличение стоимости российского газа, необходимого для производства как аммиака, так и селитры и иных видов продукции.
«Газовая война»
Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках, вызвавшее снижение украинского экспорта и банальное отсутствие денег, связанное с постоянными (и весьма удачными) попытками украинских олигархов «подоить» госбюджет, привели к тому, что в 2012 году на закупку газа нет денег, да и не нужно его столько, сколько было предусмотрено контрактами в 2010 году. Но вот незадача, просто так взять и уменьшить объемы потребления российского газа нельзя - взятые на себя обязательства не позволят. Но и покупать столько, сколько раньше, – тоже нет возможности.
Несмотря на то, что в 2011 году предприятиям ТЭК украинский парламент «с барского плеча» подарил более 50 млрд. грн., «простив газовые долги» за счет госбюджета, а в «Нафтогаз», который оказался заложником прощения долгов, были произведены вливания облигаций внутреннего государственного займа, чуда не произошло. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) НАК «Нафтогаз України» в иностранной и национальной валюте «CCC». Как говорится в сообщении агентства в пятницу, 13 января, рейтинг гарантированных государством еврооблигаций «Нафтогаза» на $1,595 млрд. подтвержден на уровне «B» с рейтингом восстановления «RR4» (4).
У украинского руководства всё ещё есть убежденность, что «по газу» у них с Москвой все будет в шоколаде. А министр топлива, энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко умудряется демонстрировать лучезарную улыбку даже сейчас, в условиях, когда потеряв надежду получить приемлемую для себя цену на газ, правительство Николая Азарова подготовило и провело через Раду бюджет, рассчитанный исходя из «пессимистической» цены в $416 за 1000 куб.м.
И сколько угодно «Нафтогаз» может демонстрировать теперь фотокопии своих писем «Газпрому». Это не поможет. Даже подключение ЕС к переговорному процессу вряд ли поможет Украине. Несмотря на заявление (5) комиссара ЕС по вопросам энергетики Гунтера Эттингера о том, что ЕС хочет (если этого хотят Украина и Россия) приступить к трехсторонним консультациям относительно транзита газа в любое время, ближайший раунд переговоров, который должен пройти 15 января, для Украины не закончится ничем позитивным. «Газпром» продолжит, опираясь на нормы контракта, жестко проводить свою политику, на которую у Украины нет ответа.
Следует констатировать: начавшиеся в 2012 году торговые войны - это закономерный результат проводимой Украиной политики. Как внешней, так и внутренней. Постоянные попытки войти во все экономические союзы, зачастую основанные на взаимоисключающих принципах или условиях, – не прошли для Украины даром. Ни Зона свободной торговли с ЕС, ни Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией Украине в ближайшее время «не светят». Дело Ю. Тимошенко не только ухудшило российско-украинские отношения, но оно хоронит и евроинтерационные перспективы Украины.
Соглашение с ЕС по ЗСТ не предусматривает никакой перспективы членства Украины в ЕС и рассчитано на уничтожение значительной части украинских предприятий, особенно перерабатывающих, которые будут вынуждены закрыться в связи с невозможностью выполнить все требования Брюсселя. Никто не даст украинским заводам дешевых кредитов под 2-3% годовых, которые могут себе позволить и сейчас западные корпорации при поддержке национальных правительств.
Уже сейчас можно прогнозировать летом/осенью повторения «кукурузных» войн с ЕС (когда украинских поставщиков обвиняли в том, что зерно заражено спорыньей, зараженного зерна так и не нашли, а санкции ударили и по производителям, и по экспортерам). Следует ожидать и уменьшения спроса на продукцию украинских металлургов. Какие ответные меры на повышение акцизов на бензин и дизель в Украине предпримет ЕС, пока сложно говорить, но они – точно будут. Так что весь 2012 год Украина рискует провести в торговых войнах на нескольких фронтах сразу. И во всех – она проиграет.