ссылка

Гоголевский призыв о любви к России (2 апреля – День памяти Гоголя)

Увеличить шрифт
А
А
А

У Брокгауза и Ефрона читаем: «Изучение исторического значения Гоголя не завершено и до сих пор. Настоящий период русской литературы еще не вышел из-под его влияния, и его деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом самой истории…»

Читаем и понимаем: ведь ничего не изменилось! И о себе Николай Васильевич писал: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно»…
 
Признаюсь, к стыду своему: никогда раньше не любил его - ни в школе, ни после. Скорее потому, что не открылся он мне, а я - не пришел к нему. А что знал, то было не более чем подхваченные на ветру слова, пойманные на слух, услышанные и тут же отпущенные и забытые, не успев пробудить в сердце желания наследовать укрытую в них мудрость. А, может быть, еще и потому, что в советской школе не особенно акцентировали внимание на русском патриотическом духе творчества Гоголя…
 
Каждому человеку, наверное, дана определенная мера знания, даны и возможности расширять эту меру. Но посмотрите: что, кого мы знаем? Мы не знаем мир вокруг нас, в котором живем. И не находим сил или «ресурсов» узнать его лучше. Еще и потому, что… часто и не догадываемся о нашем незнании.
 
Немало лет работая над изданием «Русской правды» - газеты для Движения российских соотечественников, с каждым новым выпуском вижу, как ничтожно малы наши (и мои в том числе) знания о России. Приобретая этот опыт, снова соприкоснувшись с Гоголем, вдруг чувствуется совершенно по-другому: его мысли, как пробудившаяся совесть. С ними приходит понимание, что не только не знаем о России того, что нужно знать каждому русскому человеку, но и не горим русским делом и даже не болеем, а хвораем, как семидневной простудой, но отнюдь не смертельной болезнью, которая связывала бы нас с вечностью.
 
Прочитав даже малую часть гоголевских наставлений, начинаешь понимать: главное русское дело - любовь к России как одна из форм выражения любви к вышнему. Об этом уверенно и искренне писал Николай Васильевич. И, читая его, понимаем: не болеем русским делом в той мере, в какой призваны, не любим Россию, как должны. Потому что не знаем ее так же, как не знаем, не помним возлюбившего ее писателя - нашего земляка, такого загадочного, но искреннего и близкого нашего друга.
 
Нужно знать Гоголя, чтобы понять. И даже не его самого понять, а то, какое благословение свыше мы получили, имея его в учителях нашим мирским обязанностям, первая из которых - служить Отечеству. Но служить России, не любя, невозможно. Любить ее, не зная, - также немыслимо. Значит, научиться любить Россию - это важнейшая задача. И без Гоголя русскому человеку в этом деле не обойтись.
 
Гоголь - в понимании значения для нашего русского бытия - глыба недооцененная. Чуть более полутораста лет назад он сказал то, что существенным, важным, решающим остается и сегодня. Он сказал то и так сильно, что нужно нам как сама Русская земля. Подчеркивая этот дар Гоголя говорить о главном, Л.Н.Толстой как-то написал: «Изо всех сил стараюсь как новость сказать то, что сказал Гоголь»…
 
Нам следует признать: никто здесь не знает России - предмета, о котором мы говорим, которому посвящена наша деятельность. Мы его не знаем в той мере, не понимаем настолько, чтобы сделать его другим понятнее, ближе, роднее.
 
И тут к нам на помощь приходит Николай Васильевич, словно он для нас, нынешних, сообщал в своем письме «Нужно проездиться по России» («Выбранные места из переписки с друзьями»): «Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями…» Зовет в путь по России, но, наверное, не столько в прямом смысле в путешествие, сколько в познание России изнутри, а не извне. Ведь многие, если не большинство из русских здесь на Украине, да и в Российской Федерации тоже, уже смирились с тем, что мы якобы «живем не в России», а в другой «стране, называемой украинской». Смирились, согласились с украинизаторами – дезинтеграторами Руси, забывая, что это - земля Гоголя, его Мир, его Россия. И никто не вправе отнять эту землю у нас, как не в силах отнять у Гоголя, проросшего душой в вечность.
 
Но как нужно любить Россию?
 
На этот вопрос ответ Николай Васильевич дает так, что нигде ранее не встречалось мне более мощного по силе призыва к этой любви.
 
В уже упоминавшихся выше «Выбранных местах из переписки с друзьями», в письме «Нужно любить Россию», он провозгласил свой манифест о любви к России, которую для русского человека считал одним из путей, ведущих к спасению православной христианской души, действующей в миру.
 
Как известно (и Гоголь напоминает об этом), никому не возможно спасти грешную душу без любви к Богу. Из наиболее доступных для простого человека способов обрести любовь к Богу - проявлять любовь к ближним, «к братьям». Но полюбить братьев, даже ради спасения своей бессмертной души, сложно – признает и Гоголь: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Как же сделать это?»
 
И в одном из лучших своих литературно-публицистических трудов Николай Васильевич показывает, что любовь к России – высшая духовная ценность, высшее благо, поскольку через неё лежит путь к «братской любви», ведущей к спасению души. Бессмертные его слова достойны, чтобы их напомнить всем нашим соотечественникам, так как в них не только малый, да дорогой «золотник» творчества писателя, но и главный его завет. И он звучит сегодня так современно, так уместно и своевременно:
 
«…Поблагодарите Бога, прежде всего, за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь (любви к Богу через любовь к братьям – автор), и этот путь есть сама Россия.
 
Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви. Уже крики на бесчинства, неправды и взятки - не просто негодованье благородных на бесчестных, но вопль всей земли, послышавшей, что чужеземные враги вторгнулись в бесчисленном множестве, рассыпались по домам и наложили тяжелое ярмо на каждого человека; уже и те, которые приняли добровольно к себе в домы этих страшных врагов душевных, хотят от них освободиться сами, и не знают, как это сделать, и все сливается в один потрясающий вопль, уже и бесчувственные подвигаются. Но прямой любви еще не слышно ни в ком, - ее нет также и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России, и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать.
 
Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А, не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
 
И не удивительно, что обнародовав «Выбранные места из переписки с друзьями», подвергся Николай Васильевич и ударам критиков, и непониманию, в том числе со стороны своих поклонников и даже друзей – ведь в его словах тогда был услышан «менторский тон», «неприемлемая напыщенность», «ура-патриотизм». Но обозревая то, что произошло с Отечеством за последующие 150 лет, и особенно, что происходит сегодня, нельзя не увидеть, что прав, прав был Гоголь, предвидя результат отсутствия любви к России.
 
Долго размышлял я над тем, в чём же высший смысл нашей деятельности – русских общественных организаций, всего того, что мы сегодня называем Движением российских соотечественников? Искал ответ и не находил его, пока не прочел эти слова великого русского пророка.
 
Россия для русского, для верующего человека - и путь к спасению души, и смысл служения в миру, равный по спасительности монастырскому уединению. Совершенно оправданно Гоголь поставил любовь к России на такой высокий уровень, и это особенно важно сегодня, во время распространившегося разочарования в том, что от России отторгнуты огромные ее территории со значительной частью ее народа.
 
Словно исполин-богатырь летописных времен, победоносным мечом веры в Россию рубит Гоголь по пессимизму, процветающему ныне в Русском Движении, в Движении соотечественников, в самом народе русском, когда многие не находят той великой цели, которой это движение в целом, и отдельные его члены, и весь народ могут сегодня служить.
 
На мой взгляд – нет иного смысла в существовании русского народа, кроме одного – служения России. И не может русский народ жить вне службы России, а России не быть без русской государственности. И кроме нынешней существующей российской государственности в форме Российской Федерации, нет у русских ни другого русского государства, нет и надежды на его появление вне Российской Федерации. Отсюда и выводы о возможных наших путях.
 
Да, до глубокого религиозного чувства возвел Гоголь любовь к России, как смысл самой нашей жизни, и заповедает нам: «Подвиг на подвиге предстоит вам на всяком шагу, и вы этого не видите! Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им. Какой слуга может привязаться к своему господину, который от него вдали и на которого еще не поработал он лично? Потому и любимо так сильно дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш - Россия!» («Нужно проездиться по России»).
 
Не может быть сомнения в том, что Небо даровало Гоголя Малороссии. Но рожденный здесь, он жил для всей России, воспевал ее, притягивал к ней, оттачивая грани ее культуры, и, воспевая, не отделял свою Малую Родину от Великой. И в этом своем чувстве и к Малой, и к Великой Отчизне подавал нам яркий пример, который подтвердил и всем своим творчеством, полным страдания за Россию.
 
Но восприняли ли мы этот пример? Донесли ли его до сознания тех, которые не знают об этом примере?
 
В марте-апреле 2009 года отметили кое-как 200-летие со дня рождения великого сына нашей земли. И что дальше? В последующие два года проявились лишь несколько публикаций, касающихся проблем с сохранением памятников и самой памяти о Николае Васильевиче Гоголе в Полтавской области и Полтаве, и малозаметными мероприятиями вроде чтений. На остальной Украине никто и не вспоминает о нем, не воспринимая его как одну из наиболее знаковых русских фигур, чье имя, творчество, наследие – истинное сокровище для русских нынешней Украины.
 
Да, одна из причин – острый недостаток ресурсов, без которых русским общественным организациям невозможно организовывать качественные мероприятия, издавать книги, проводить мемориальные акции на местах, связанных с жизнью нашего национального героя.
 
Но разве Гоголь – «один из многих», разве много имен, связанных с русской историей земли, где сейчас Украина, могут по значению и величию сравниться с его именем?
 
Опуская Гоголя до уровня десятков других выдающихся соотечественников, далеко ли ушли мы от «украинского отношения» к нашему величайшему писателю и мыслителю?
 
«Национальные лидеры» государства Украина, протискиваясь к смрадной кучке надуманных «героев», отталкивают Гоголя за русскость, понимая, что ложью не сделать им Гоголя «своим», не поставить его себе и украинству на службу. Или задвигают на задворки «украинской истории и культуры», сколачиваемой грубой кувалдой мифотворчества.
 
И в этой ситуации кто же, как не мы, должны помнить о Гоголе - пророке русскости? Разве в литературной и культурной истории русской, российской с позволения сказать «украины» есть фигура значимее?
 
Мы ежегодно празднуем День Пушкина как национального пророка России. Некоторые из российских соотечественников «украинского пророка» Шевченко готовы праздновать едва ли не с той же помпезностью, отдаваясь в объятия украинизаторов Руси, лишь бы быть толерантнее, европеистее, поскорее интегрироваться в «украинское общество» и чувствовать себя комфортнее…
 
Но разве не был Гоголь в чем-то, не совсем еще нам понятном, равен Пушкину? Разве великий Пушкин не любил Гоголя, не отдавал ему свое время, свои советы, радуясь предчувствием появления нового русского гения? Мало знаем мы не только Гоголя, но и Пушкина!
 
Гоголь много сделал для России, а значит - для нас. И мы должны что-то сделать для него, хотя не он, а мы в этом нуждаемся. И самое малое, что мы можем сделать, - помнить его и передать память детям, потомкам. А более того – нужно бороться за сохранение неизвращенным литературного и публицистического наследия, всех памятников и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Николая Васильевича Гоголя.
 
Наверное, стоит попробовать добиваться не только от российских структур, оказывающих поддержку соотечественникам, но также и от «новой украинской власти» выделять средства на проведение ежегодных мероприятий, посвященных Н.В.Гоголю как великому русскому писателю. И пусть иные здесь, на Украине, считают его «чужим», главное, чтобы для нас он оставался своим, близким, нужным.
 
Основание для такой работы есть. 12 февраля Президиум Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников, а затем - 12 марта - и сам ВКСОРС приняли решение о необходимости ежегодно отмечать День памяти Гоголя в день его рождения (2 апреля/20 марта ст.ст.).
 
Есть и формальное основание в рамках Движения соотечественников всерьез заняться памятниками и памятными местами, связанными с жизнью Гоголя - в Полтаве, Полтавской области, в Одессе, Нежине, Киеве, в других местах, где такие памятники установлены, где есть улицы, названные в честь нашего великого писателя. ВКСОРС постановил начать работу над составлением «Реестра памятников и памятных мест общерусской истории и культуры (на территории государства Украина)».

Давайте же отмечать День памяти Гоголя - Гения не только Малороссии, но и Великой России, нашей единой страны, нашей неделимой Родины. В том числе и ради того, чтобы возбуждать в наших соотечественниках интерес к гоголевскому наследию, стремление сохранить его и использовать на благо новых поколений тех, кто будет любить Россию так, как призывал любить ее Гоголь.

2959
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/gogolevskiy-prizyv-o-lyubvi-k-rossii-2-aprelya-den-pamyati-gogolya