Харьков — навстречу конкурсу Чайковского
7.06.2011
Напечатать
А
А
А
3 июня в Большом зале Харьковского национального университета искусств имени И.П. Котляревского состоялся концерт «Навстречу конкурсу Чайковского».
«Музыкальная весна мира» — так возвышенно отозвалась о Международном конкурсе имени П. И. Чайковского прославленная французская пианистка Маргарита Лонг. И для всего постсоветского культурного пространства это по-прежнему «главный» конкурс.
Поэтому появление «имени» конкурса Чайковского на харьковской консерваторской афише воспринялось любителями классической музыки как апелляция ко «всему святому». Подобного рода концерт — это не просто встреча слушателя с музыкой. Здесь видится еще и попытка налаживания пошатнувшихся в постсоветское время культурных, а конкретно — музыкальных связей. Ибо, несмотря на наступившую эпоху Интернета, когда все вроде бы доступно, и можно не сходя с места совершать путешествия во времени и пространстве, харьковские слушатели нередко ощущают информационный (точнее — музыкальный) голод.
Концерт «Навстречу конкурсу Чайковского» на сцене Харьковского национального университета искусств
С одной стороны — музыкальное пространство в Харькове развивается таким образом, что подрастающему поколению в большинстве своем даже не приходит в голову, что можно посмотреть он-лайн интернет-трансляции самых престижных международных конкурсов, будь то конкурс Шопена в Варшаве или конкурс имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, или скачать из Интернета концерт кого-нибудь из прославленных мастеров.
С другой стороны, одно дело — записи и трансляции, а совсем иное — встреча с живыми музыкантами. И если в былые времена в Харьков приезжали звезды первой величины — Рихтер, Гилельс, Ойстрах и другие, то сейчас, к сожалению, по разным причинам (в т.ч. из-за отсутствия адекватного финансирования) достойные концерты стали большой редкостью. Остается только поблагодарить тех энтузиастов, которые находят пути для приглашения в Харьков замечательных исполнителей и не дают харьковчанам окончательно почувствовать себя в беспробудной провинции. Нам кажется, что и посредством таких концертов — через живой, реальный контакт слушателя с исполнителем — происходит вовлечение харьковского культурного поля в общемировой контекст.
Привязка к конкурсу Чайковского — это тоже своего рода «окно» из Харькова в Москву, где сейчас идут приготовления к XIV конкурсу, который начнет работу 14 июня, как уже известно, с большим размахом.
Инициатором харьковского концерта стал молодой дирижер Валентин Урюпин, ученик знаменитого Г. Рождественского. Уже не первый раз Валентин привозит московских музыкантов (в нынешний приезд среди гостей был и один харьковчанин) на Слобожанщину, уроженцем которой является.
Поблагодарим музыканта за произнесенную им в начале концерта речь (в этот раз конферансье не было, и дирижер взял на себя ведение концерта), в которой весьма увлекательно публике была предоставлена возможность вспомнить некоторые страницы конкурса.
* * *
Вслед за В. Урюпиным остановимся на некоторых фактах из истории конкурса имени Чайковского.
В 1957 году вышло постановление правительства СССР об учреждении первого международного музыкального конкурса в нашей стране. Конкурс был подготовлен с невероятным размахом и пристальным вниманием со стороны первых лиц государства. Предполагалось, что первые премии должны были выиграть советские музыканты. На тот момент было всего 2 номинации - фортепиано и скрипка (впоследствии дополненные еще двумя номинациями - виолончелью и сольным пением). Скрипач Валерий Климов действительно стал золотым медалистом I конкурса Чайковского. А у пианистов случилась неожиданная история: никому не известный 23-летний американский пианист Ван Клиберн триумфально получил I премию. И тем самым сразу превратился в звезду. Он стал любимцем советских меломанов, в СССР его называли «Ваня», «Ванечка». Надо сказать, что внимание первых лиц к конкурсу было столь пристальным, что председатель жюри пианистов Эмиль Гилельс ходил на прием к Н. С. Хрущову с просьбой позволить присудить первую премию не советскому музыканту, а гражданину США.
История конкурса Чайковского — это 13 разных историй (по количеству состоявшихся конкурсов), со своими триумфами, поражениями, интригами, невероятным накалом страстей. Конкурс проходил один раз в 4 года. В 1962 году к пианистам и скрипачам присоединились виолончелисты. И шефство над виолончельным конкурсом взял в свои руки совсем еще молодой, но уже знаменитый на весь мир Мстислав Ростропович. Он пригласил в жюри великих музыкантов. I премию получила тогда советская виолончелистка Наталья Шаховская, ныне профессор Московской Государственной консерватории, а III премию — совсем юная Наталья Гутман. (Кстати, ее ученик Александр Бузлов, лауреат II премии XIII конкурса и обладатель специального приза XII конкурса Чайковского, вместе с В. Урюпиным летом 2010 года блистательно исполнил на сцене Харьковского национального университета искусств концерт Дворжака).
Небезынтересно напомнить о том, как готовились советские участники. После серии отборов — областного, республиканского, всесоюзного, каждый из которых был отдельным конкурсом, музыкант на две недели отправлялся для подготовки в санаторий. Уровень участников был феноменально высоким. Плохо выступить на конкурсе Чайковского — значило тогда ни много ни мало недостаточно высоко нести знамя нашей родины.
На каждый конкурс приезжало огромное количество гостей со всего мира. Количество участников доходило до 500 — тогда еще не было отбора по записям. Первые два тура были сольными, а финал включал обязательное исполнение концерта Чайковского и еще одного концерта по выбору. С первого тура в Большом зале консерватории яблоку негде было упасть. Вся страна следила за событиями конкурса Чайковского, и даже остановка московского 5-го троллейбуса в народе называлась «конкурсная».
Когда Советский Союз перестал существовать, в жизни конкурса Чайковского настали трудные времена. Недостаточное финансирование, социальная апатия, частичное падение интереса сказались и на творческой составляющей, на результатах. Так, в 1994 году не были присуждены первые премии сразу в трех номинациях (фортепиано, скрипка, вокал), а у виолончелистов не были присуждены все три первых премии. Тогда же конкурс был временно исключен из Всемирной ассоциации международных музыкальных конкурсов.
Через две недели в Москве в отреставрированном Большом зале консерватории начнется XIV Международный конкурс Чайковского. Он сильно реформирован, сокращено количество участников, предельно ужесточен предварительный отбор по записям. Общее жюри возглавил дирижер Валерий Гергиев. В состав жюри в различных номинациях вошли известнейшие исполнители мира: Владимир Ашкенази, Ван Клиберн, Дмитрий Алексеев, Питер Донохоу, Барри Дуглас, Денис Мацуев, Михаил Воскресенский, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Сергей Стадлер, Виктор Третьяков, Марио Брунелло, Елена Образцова и др.
Одним из новшеств предстоящего конкурса является его географическое расширение: прослушивания состоятся в 2-х городах — пианисты и виолончелисты будут соревноваться в Москве, а скрипачи и вокалисты — в Санкт-Петербурге.
* * *
В программе харьковского вечера было заявлено четыре фортепианных концерта, а солистов на афише значилось всего три. Музыкальная общественность гадала, кому же из пианистов выпадет честь исполнять два концерта. К удовольствию публики, дважды появлялся на сцене харьковчанин Станислав Христенко (в первом отделении он исполнил 9-й концерт Моцарта и завершил второе — 1-м концертом Чайковского). На концерте присутствовала его первый музыкальный педагог Лариса Сергеевна Ощепкова, кавалер ордена княгини Ольги, Заслуженный учитель Украины, у которой Станислав учился в Детской музыкальной школе № 13.
За роялем Станислав Христенко, дирижер Валентин Урюпин
С. Христенко — лауреат множества международных конкурсов, давно любим харьковской публикой. Меломаны помнят его выступления и победы на многочисленных местных детских и юношеских конкурсах. Сейчас Христенко является аспирантом Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе народной артистки России профессора Веры Горностаевой, а также Кливлендского музыкального института в классе профессора С. Бабаяна. Пианист постоянно гастролирует в Германии, Италии, Нидерландах, Норвегии, США, Японии, России и Украине.
В концерте приняли участие также Филипп Копачевский, который открыл первое отделение 24-м концертом Моцарта, и Наталия Соколовская, в исполнении которой прозвучал 1-й концерт Листа. Сопровождал пианистов Молодежный симфонический оркестр «Слобожанский», которым в этот вечер дирижировал В. Урюпин.
24-й концерт Моцарта исполняет Филипп Копачевский
Ф. Копачевский впервые появился в Харькове в 2004 году на конкурсе юных пианистов Владимира Крайнева, где стал лауреатом II премии, и сразу полюбился публике благодаря тонкому пианизму и искренности музыкантского высказывания. Впоследствии он несколько раз приезжал с концертами в тандеме с В. Урюпиным. Сейчас его называют одним из претендентов на победу в конкурсе Чайковского.
А вот Наталия Соколовская пока еще не значится в списке участников конкурса, но идет первым номером в так называемом «резерве». Это значит, что пианистка будет участвовать в конкурсной программе, если кто-то из 30 отобранных счастливчиков откажется от участия по какой-либо причине. Специалисты уверяют, что у Наталии есть все шансы занять место среди конкурсантов, ибо как минимум два пианиста, по всей видимости, участия в конкурсе не примут — в связи с триумфом на недавно завершившемся в Тель-Авиве престижном конкурсе имени А. Рубинштейна. Победителем там стал Даниил Трифонов, а очень хорошо знакомый харьковской публике Илья Рашковский, ученик В. Крайнева, получил III премию.
Наталия Соколовская исполняет 1-й концерт Листа
Особым вниманием в своем приветственном слове В. Урюпин удостоил Харьков: «Мы находимся в изумительном городе, вклад которого в Международный конкурс имени Чайковского довольно велик. Среди лауреатов-харьковчан — скрипачка Татьяна Гринденко, лауреат IV премии 1970 года, виолончелист Валентин Фейгин, получивший II премию 1962 года, Михаил Хомицер, ставший лауреатом III премии в том же году. Все перечисленные музыканты — воспитанники харьковской муздесятилетки. И, наконец, надо назвать музыканта, чьей светлой памяти мы посвящаем сегодняшний концерт, хотя этого посвящения нет на афише: это триумфатор IV конкурса Чайковского в далеком 1970 году, прославленный пианист Владимир Всеволодович Крайнев, которого, к сожалению, уже нет с нами». (В. Крайнев скончался 29 апреля 2011 года — автор)
В этом году представительство Харькова на конкурсе Чайковского весьма солидно: в списке участников-пианистов трое харьковчан. Кроме С. Христенко в конкурсе примут участие Александр Романовский и Динара Клинтон (Наджафова). Правда, недавние воспитанники Харьковской муздесятилетки уже не живут в Харькове…
Представляя приглашенных музыкантов, В. Урюпин сказал: «Нам, совместно с руководством харьковского оркестра «Слобожанский», которому я безмерно благодарен, удалось пригласить сюда трех пианистов, которые смогли пройти жесточайший отбор на конкурс. Через две недели они выйдут на сцену Большого зала Московской консерватории и станут участниками, а может быть, и лауреатами XIV конкурса Чайковского. Они — совершенно разные пианисты, но объединяет их настоящее музыкальное дарование».
Переполненный зал приветствовал музыкантов продолжительными аплодисментами, обилием цветов и криками «браво!».
Остается пожелать пианистам, игравшим в жаркий июньский вечер на сцене харьковской консерватории, вдохновения на предстоящем конкурсе и выразить надежду, что у харьковчан всегда будет возможность услышать новых лауреатов предстоящих конкурсов Чайковского.
66
Поставить лайк: 307
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/harkov-navstrechu-konkursu-chaykovskogo