ссылка

Харьковский Николай

Увеличить шрифт
А
А
А

(К 90-й годовщине мученической кончины протоиерея Николая Стеллецкого — публициста, профессора богословия Императорского Харьковского университета)

В Кондаке Соловецким Новомученикам и Исповедникам поётся: «Христовою любовию распаляеми, мученицы, и Того крест на рамо вземше, понесли есте, божественне претерпевающе лютость мук, в совершеннем смирении…» Это, без сомнения, следует отнести ко всем новомученикам Российским.
 
Поразительные слова — «божественне претерпевающе лютость мук» — мы отнесем и к трагической кончине известного в православном мире богослова Николая Стеллецкого, казнённого большевиками летом 1919 г.
 
 
 
***
 
Кончина о. Николая связана с критическим моментом гражданской войны, когда Добровольческая армия А. Деникина выбила из Харькова красных, а те вывезли из Харькова в Сумы заложников, арестованных в течение мая-июня 1919 г. На заседании Харьковского Совета тогда прозвучали слова главного губернского чекиста П. Кина: «В случае, если буржуазный гад поднимет голову, то прежде всего падут головы заложников». И головы заложников падали и падали — под рукой командира отряда особого назначения, помощника начальника уголовного розыска Харьковского губисполкома С. Саенко,  «щупленького человечка с подергивающимся лицом маньяка и блестящими белками бегающих глаз». Именно он, малограмотный столяр Саенко, «вписал наиболее жуткие страницы в книгу былей украинского террора». 
 
В харьковской тюрьме одно имя Саенко наводило на заключённых ужас. Этот человек руководил отрядом, набранным из бандитов, проживавших в Харькове в районе Ивановки (месте, считавшемся рассадником уголовщины). Команда Саенко, снискавшая страшную славу не только на Украине (их опасался и батька Махно), но и по всей России, уничтожила в сумском эпизоде с заложниками несколько десятков человек.  В сводке от 17 августа 1919 г., которую подготовил Отдел пропаганды особого совещания при А. Деникине, сообщается, что осмотр тел заложников-харьковчан, найденных при раскопках могил на высоком холме неподалёку от вокзала в Сумах, выявил, что большинство погибло от сабельных ударов. Среди этих жертв был и протоиерей Николай Стеллецкий. В некоторых источниках, правда, предполагается, что священник казнён в Орле, куда чекисты намеревались доставить заложников. Однако имеются также сведения, что в Орёл из 38 заложников доехали 5 и только женщины.
 
 
 
***
 
 
 
Вспоминая страшные события украинского лета девяностолетней давности и отдавая дань памяти убиенным, мы обязаны вспомнить и обо всём жизненном пути замечательного иерея, 25-летие хиротонии, пастырской и педагогической деятельности которого 7 декабря 1914 г. отмечал православный люд в Харькове. Это было событие, пожалуй, общецерковное, поскольку богословскую известность труды отца Николая Стеллецкого снискали по всей России.
 
В тут пору о. Николай был протоиереем Антониевской университетской церкви (в советское время в этом здании располагался кинотеатр «Юность», а теперь там — так называемый Украинский культурный центр). Юбиляру после литургии были вручены образ св. Николая Чудотворца и памятный адрес. В службе и чествовании приняли участие архиепископ Антоний (Храповицкий), член Государственного Совета профессор-историк Д. И. Багалей, многочисленная общественность. К тому моменту о. Николай был уже известным богословом, награждённым Государем в 1908 г. орденом Святой Анны III степени, а в 1912-м — II степени.
 
А родился Николай Семенович Стеллецкий в 1862 г. под Харьковом, в слободе Мурафа Богодуховского уезда, в семье священника. По окончании Харьковской духовной семинарии закончил Киевскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия, где и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Приняв сан священника, пастырское служение начал в Киевской Набережно-Никольской церкви. Одновременно служил законоучителем в киевских гимназиях, цензором журнала «Юго-Западная школа». Защитив в 1883 г. диссертацию магистра, служил в Софийском Соборе Киева.
 
С 1909 г. избран профессором и заведующим кафедрой богословия Харьковского университета и одновременно назначен протоиереем Антониевской университетской церкви, а также нёс немалую нагрузку как профессор богословия Харьковских Высших женских курсов, Высших женских медицинских курсов, Высших коммерческих курсов Харьковского купеческого общества, председатель Совета Харьковского епархиального женского училища.
 
 
 
***
 

Доктор богословия с 1914 г., «настоящий труженик науки», за 30 лет пастырской деятельности отец Николай опубликовал более 40 работ по нравственному богословию, истории Церкви на Украине, философии, истории литературы, социально-философским и моральным аспектам общественных течений начала XX в., духовному образованию.
 
Итог своих многолетних духовно-ителлектуальных усилий о. Николай подвел в фундаментальном трёхтомнике «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении». I-й том вышел в 1914 г., II-й — в 1916-м, появлению на свет третьего тома помешали события 1917 года.
 
В течение четверти века о. Николай публиковал свои трактаты как в виде отдельных изданий, так и многократно на страницах журнала «Вера и разум», три десятилетия издававшегося в Харькове, в котором публиковались произведения лучших религиозных мыслителей России. В частности, в 1892 г. в этом журнале была опубликована историческая заметка о. Николая о Чудотворном Образе Каплуновской Божией Матери, который по велению Петра I был принесен в 1709 г. на поле битвы под Полтавой.
 
О. Николай оставил современникам и потомкам и статью о Г. Сковороде («Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода», 1894), и размышления о важности духовного наставничества («Протоиерей А. А. Самборский — законоучитель императора Александра I», 1897), и обзорный очерк-размышление («О значении Киева как религиозного центра православной России», 1897), в котором есть такие слова: «Киев, послуживший колыбелью для всей российской государственной жизни, сделался вместе с тем и колыбелью православной веры Христовой, стал, по словам митрополита Сильвестра, как бы «нашим русским небом» или, по словам императора Александра Николаевича, «Иерусалимом земли Русской». Там же о. Николай приводит замечательные слова писателя-малоросса Евгения Гребинки (того самого, что в 1831 г. перевёл поэму А.С.Пушкина «Полтава» на украинский язык и которая была опубликована на украинском языке в Санкт-Петербурге в 1836 г.): «Что солнце между планетами, что царь между народом, то Киев между русскими градами. На высокой горе стоит он, опоясан зелеными садами, увенчан золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною; под горою разбежались живые волны Днепра-кормильца. И Киев, и Днепр вместе... Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вам говорю про Киев, и вы не плачете от радости? Верно, вы не русские».
 
Глубочайшие по смыслу и нравственному содержанию слова о русских ценностях, словно подхваченные поэтом Гребинкой (1812—1842) вслед за Гоголем с его птицей-тройкой и монологами Тараса Бульбы, были переброшены протоиереем Николаем Стеллецким в ХХ век.
 
И вот прошёл ещё один век, и нам, гражданам Украины сегодняшней, следовало бы твердить и твердить слова духовного пастыря, пока они снова не станут сутью нашего бытия. Пока не вернем себе понимание, что мы суть не результат разработки австро-венгерской контрразведки в XIX в., не наследники карателей СС, не продукт закомплексованных свидомитов, не порождение оранжевых фантазмов, а РУССКИЕ ЛЮДИ.
 
Кстати, о. Николай написал и статью «Религиозно-нравственное миросозерцание Гоголя» (1902).
 
В 1911 г. он опубликовал неожиданную статью «Дуэль, ее история и критическая оценка с научно-богословской точки зрения», в которой доказывал, что дуэль является остатком языческой старины, а честь не может быть защищаема смертоносным оружием.
 
Красноречиво говорят о себе названия и таких сочинений богослова: «Современное декадентство и христианство» (1909), «Социализм — его история и критическая оценка с христианской точки зрения» (1905), «Новейший социализм и христианство» (1912).
 
В своих трудах о социализме, признавая и подробно комментируя необходимость серьёзнейших социальных реформ в российском обществе, богослов Николай Стеллецкий подчёркивал утопичность «действительного равноправия всех людей и во всех отношениях».
 
Богословский, жизненный путь, страшная кончина отца Николая Стеллецкого служат нам сегодня уроком и предостережением.
90
Поставить лайк: 219
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/harkovskiy-nikolay