Иван Папанин
Сегодня Арктика привлекает повышенное внимание многих стран мира. В 30-е годы прошлого века исследовательская работа первой в мире дрейфующей на льдине полярной станции «Северный Полюс-1» под началом Ивана Папанина была одним из ярчайших событий мирового значения. Дрейф длился 274 дня. Жители всей планеты ждали вестей со станции, переживали за трудную эвакуацию, с радостью воспринимали возвращение героев на большую землю. Дети не одного поколения играли в «папанинцев», изображая членов экспедиции, и зачитывали до дыр книгу мемуаров Папанина «Жизнь на льдине».
Иван Дмитриевич Папанин (26 ноября 1894 г. – 30 января 1986 г.) родился на отдаленной окраине города Севастополя в многодетной семье портового матроса. Папанины вели граничащий с нищетой образ жизни, у них не было собственного дома. Жилище оборудовали в Аполлоновой балке — в корабельной стороне порта Южной бухты. О своем детстве Папанин в мемуарах вспоминал: «Уже став взрослым, прочёл как-то потрясшую меня до глубины души горькую фразу Чехова: «В детстве у меня не было детства». У меня — то же самое. Мой отец, сын матроса, рано узнал, почём фунт лиха, с детства видел только нужду. Был самолюбив и очень страдал оттого, что он, Дмитрий Папанин, отличавшийся богатырским здоровьем — прожил отец девяносто шесть лет, — многое умевший, на поверку оказывался едва ли не беднее всех».
Из-за трудного материального положения юному Ивану пришлось оставить учебу после четвертого класса и пойти работать на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов.
В 1912 г. Ивана как одного из самых способных работников отобрали в штат судостроительного завода г. Ревель (ныне - Таллин). На новой работе юноша освоил несколько рабочих специальностей, что весьма помогало ему в дальнейшем.
Спустя три года И. Папанина призвали служить на флот как специалиста по технике. Вскоре случилась революция, и двадцатитрехлетний юноша перешел на сторону Красной армии. Возвратившись в родной Севастополь, активно принял участие в рабочем общественном движении. В период оккупации Севастополя войсками Германии в 1918 г. Иван ушел в подполье, став одним из руководителей партизанского большевистского движения в Крыму. Папанину было поручено множество заданий, большая часть которых была выполнена с успехом.
В конце лета 1920 г. в Крым для организации партизанского движения прибыла группа профессиональных военных во главе с Мокроусовым. В партизанском движении стал участвовать и Папанин.
Для борьбы с партизанами, в помощь Севастопольской армии, белогвардейцы призвали войска из Феодосии, Судака, Алушты и Ялты и окружили лес. Невероятными усилиями партизанам удалось пробить оцепление и пробраться в горы. Для связи с командованием, общей координации действий и вызова подкрепления был выбран И. Папанин. Ему удалось добраться в Харьков и встретиться с командующим Южным фронтом М. Фрунзе, который оказал необходимую помощь, выделив средства и людей.
За организацию высадки десантных отрядов в тыл врага И. Папанин был награжден орденом Красного Знамени, а в следующем году еще одним — «за исключительные боевые заслуги перед Революцией».
После Гражданской войны за короткий период времени он сменил несколько работ: даже был комендантом в Крымском ЧК, занимал должности военного коменданта Украинского ЦИК в Харькове, секретаря реввоенсовета Черноморского флота.
В 1923 г. Папанин демобилизовался и стал работать управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны в системе Народного комиссариата почт и телеграфов. Тогда была осуществлена его первая экспедиция. Нужно было построить на Алдане в Якутии мощную радиостанцию. Папанин был назначен заместителем начальника строительства. В книге «Лед и пламень» он писал: «До Иркутска поездом, затем поездом же до Невера. А потом ещё тысячу километров одолели на лошадях. Ехал наш небольшой, снабжённый деньгами и оружием отряд без особых приключений, хотя время было неспокойное: и от бандитов приходилось отстреливаться, и в реке чуть не утонули. Добрались до места еле живыми: стояли трескучие морозы, и наголодались мы порядочно. (...) За год работы в Якутии я и не заметил, как из жителя юга превратился в убеждённого северянина. Север — совершенно особая страна, забирает человека без остатка. Север завораживает. Ослепительно белые снега, безграничные просторы. Буйная короткая весна, светлые ночи. Непуганый мир животных и птиц. А уж охота была — лучше и не вообразить».
Иван Папанин. Фото на память. 1930-е
В 1931 г. Германия обратилась к СССР за разрешением посещать советскую часть Арктики на большом дирижабле «Граф Цепеллин». Предполагался полет над островами Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Северной земли и Диксона для изучения распространения ледового покрова в Северном Ледовитом океане и уточнения расположения архипелагов и островов. Советский Союз дал согласие, но с условием, что в экспедиции будут участвовать советские ученые, а копии полученных данных будут переданы СССР.
Папанин обеспечивал работу отделения связи на ледоколе «Малыгин», участвовавшем в экспедиции, в результате которой в Тихой бухте на Земле Франца-Иосифа была построена научная обсерватория.
Полярник-южанин принял решение остаться работать на Севере. Потом писал: «Не поздно ли начинать жизнь заново в тридцать семь-то лет? — спрашивал я себя и отвечал: нет и ещё раз нет! Любимое дело начинать никогда не поздно. А что работа в Арктике станет любимой, я нисколько не сомневался. Просто я чувствовал, что эта работа по мне. Трудностей не боялся, их уже достаточно пришлось пережить. И все стояли перед глазами белые просторы, синева неба, вспоминалась та особенная тишина, какую, пожалуй, не с чем сравнить. Так начался мой путь полярника, продолжавшийся 15 лет».
Менее чем через год Папанин был назначен начальником вышеупомянутой полярной станции, где проводилось крупное мероприятие того периода — 2-й Международный полярный год.
В середине 1934 г. ледокол «Сибиряков» высадил на мысе Челюскин (самой северной точке Евразии) команду полярников во главе с Папаниным. В кратчайшие сроки был разбит поселок и установлены радиомачты.
А следующая экспедиция И. Папанина навсегда оставит его в истории освоения Арктики.
Для СССР было крайне важно открытие новых маршрутов по Северному Ледовитому океану для навигации судов разного назначения. Для открытия таких путей специальное ведомство Главсевморпуть собрало экспедицию, задача которой состояла в исследовании подводных течений и маршрутов дрейфа льдов. Это была крайне важная и весьма опасная экспедиция, поскольку проходила на плывущей льдине.
Желающих попасть в коллектив полярников было много, но были отобраны несколько человек: начальник экспедиции Иван Папанин, геофизик и астроном Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель и гидробиолог Петр Ширшов. Специально были разработаны палатки, выдерживавшие пятидесятиградусный мороз, подобраны продукты питания с почти неограниченным сроком годности, собраны компактные мощные радиостанции.
21 мая 1937 г. экипаж был высажен на льдину в районе Северного полюса. За две недели была оборудована станция, на которой остались четыре полярника и пятый «папановец» — пёс Весёлый.
Слева направо: Петр Ширшов, Эрнст Кренкель, Иван Папанин, Евгений Федоров
Дрейф легендарной «СП-1» длился 274 дня. Льдина преодолела больше 2500 км. За это время было сделано множество важных научных открытий, в том числе был обнаружен подводный хребет, пересекающий Ледовитый океан. Оказалось, что полярные районы густо заселены животными – медведями, нерпами и тюленями.
Каждый день Папанин выходил на связь с большой землей и докладывал о ходе экспедиции. Последняя радиограмма была особо тревожной: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».
Было принято решение об эвакуации полярников. С немалыми трудностями, после ряда неудач 19 февраля 1938 г. коллектив был снят со льдины ледоколами «Мурман» и «Таймыр». Так завершилось, по словам академика Отто Шмидта, самое крупное географическое исследование ХХ века.
О. Шмидт и И. Папанин
В 1939 г. Папанин был назначен начальником Главсевморпути. Под его началом успешно была произведена знаменитая операция по спасению ледокола «Георгий Седов».
В период Великой Отечественной войны И. Папанин занимался переправкой на фронт разнообразных грузов из Америки и Англии, организацией движения кораблей на Северном морском пути, внес большой вклад в реконструкцию порта Петропавловск-Камчатский. В ноябре 1942 г. на фронт была отправлена танковая колонна «Советский полярник», которая создавалась за деньги полярников.
Бойцам передается танковая колонна «Советский полярник»
Один из этих танков носил имя Папанина и с успехом прошел войну. Сам И. Папанин дослужился до звания контр-адмирала.
В период с 1939 по 1950 г. он был депутатом Верховного совета СССР, однако позже здоровье не позволило продолжать активную деятельность.
С 1951 г. и до самой кончины легендарный полярник руководил отделом морских экспедиционных работ при АН СССР, находящимся в поселке Борок Некоузского района Ярославской области. По его инициативе был создал Институт биологии водохранилищ (ныне - Институт биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина). Также Папанин основал научный центр на Волге, биологическую станцию на Куйбышевском водохранилище, ставшей Институтом экологии Волжского бассейна РАН.
В 1977 г. он издал еще одну книгу мемуаров - «Лед и пламень».
30 января 1986 г. Иван Папанин скончался. Похоронен был на Новодевичьем кладбище в Москве.
Труд полярника был высоко оценен. Он дважды удостоен звания Героя Советского Союза, стал кавалером девяти (!) орденов Ленина, награждён многими медалями и орденами, в том числе и зарубежными. Между прочим, этот человек с четырьмя классами образования получил почетную степень доктора географических наук.
Иван Дмитриевич стал почетным гражданином Мурманска, Архангельска, Севастополя, Липецка и всей Ярославской области.
Памятник И. Папанину в Севастополе
Именем Папанина был назван мыс на Таймырском полуострове, остров в Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. Улица Папанина есть в 16 (!) городах стран СНГ.
В поселке Борок открыт его дом-музей. А в родном городе Севастополе был установлен памятник в его честь.