ссылка

Как Украине и России стать сильнее

Увеличить шрифт
А
А
А
Президент Украины В. Янукович 15 мая принял участие в неформальном заседании Совета Глав государств-участников Содружества Независимых Государств, в рамках которого встретился со своим коллегой, вновь избранным президентом РФ В. Путиным. От этой встречи вряд ли следовало ожидать каких-то конкретных, «прорывных» результатов, тем не менее, на ней были обозначены некоторые интересные тенденции, важные для понимания действий сторон в будущем. 
 
Из официальной информации и заявлений президентов следует, что на встрече были обсуждены все основные вопросы российско-украинских отношений: взаимодействие Украины с евразийскими интеграционными объединениями - ТС и ЕЭП; работа в рамках зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ; расширение общего взаимодействия в рамках СНГ; цены на газ и возможные форматы компромиссов, в частности, способ управления ГТС Украины.
 
Президент Украины В. Янукович так обозначил понимание украинской стороной данных тем: «Мы тоже считаем, что наши народы заслуживают того, чтобы им уделили столько внимания, сколько нужно, чтобы улучшить жизнь народов Украины и России, которые очень близки по духу, менталитету, культуре. Это, наверное, цель реальная и достижимая». Президент Украины особо отметил общий для двух стран фундамент взаимодействия. Понимание этого обстоятельства именно украинской стороной, имеет особое значение.
 
«Мы будем искать сегодня модель сотрудничества с Таможенным союзом», - отметил президент Украины. Он добавил, что украинская сторона сейчас также внимательно наблюдает за деятельностью ЕврАзЭС, изучает экономическую ситуацию в странах, которые являются участниками этого объединения» (1).
 
В. Янукович особо остановился на активизации взаимодействия постсоветских государств в формате СНГ. Он выразил убежденность, что от активного участия в работе Содружества выиграют все стороны. «Мы от этого все только выиграем», - сказал он, добавив, что речь идет об организации сотрудничества и рассмотрении вопросов, решение которых должно идти на пользу государствам-участникам СНГ. Говоря о том, будет ли ратифицировано Украиной Соглашение о зоне свободной торговли СНГ, Виктор Янукович отметил, что это может произойти в ближайшее время.
 
Отношение к комплексу вопросов по газовому сотрудничеству президент Украины обозначил так: «Наша цель - создание газового консорциума с участием Украины, России, Европы - остается». Президент напомнил, что сейчас украинская сторона ожидает результатов аудита международной компании, которая работает над оценкой ГТС Украины. Говоря об актуальности вопроса создания консорциума, В. Янукович сказал: «Мы не в состоянии модернизировать эту систему самостоятельно. Это первое. Второе: ее надо наполнить газом и сохранить как систему, которая будет эффективно и стабильно поставлять газ в Европу».
 
Президент Украины особо отметил, что увеличение объемов поставок газа означает большую экономическую выгоду не только для Украины, но и для России. Он подчеркнул, что этот вопрос обсуждался во время его встречи с В. Путиным. «Мы на эту тему также поговорили, интерес сохраняется, но, безусловно, надо будет вести речь тогда, когда у нас уже будет оценка (ГТС)», - сказал Виктор Янукович.
 
Важно понимание украинской стороной конечной цели двустороннего взаимодействия, о чём прямо сказал президент В. Янукович: «чтобы мы стали вместе сильнее».
 
Однако, дальше декларации ожиданий желаемого, дело, видимо не пошло.
 
Объективно существует (и все экспертные расчёты это показывают) только один путь «как стать сильнее» - сложение экономических и научно-технических потенциалов Украины с потенциалами членов Таможенного союза, восстановление между ними межотраслевой и производственной кооперации, о чём российский президент высказался однозначно: «Для того, чтобы нам быть сильнее (Вы знаете мою позицию), нужно добиваться большей степени интеграции, а это, разумеется, суверенный выбор каждого из наших партнёров. Надеюсь, что и сегодня мы тоже сможем об этом поговорить более подробно» (2).
 
Однако, итоги встречи показывают, что эта аксиома не воспринимается украинской стороной, которая настойчиво требует её доказательства.
 
Президент В. Янукович снова повторил известный тезис о том, что вопрос о возможной интеграции Украины лежит в плоскости успешной практической демонстрации работы Таможенного союза. «Мы увидим результаты и отчеты, и тогда можно будет о чем-то говорить. Сегодня еще рано, но, как говорят наши коллеги, позитива намного больше. У нас нет оснований им не верить, но вы знаете украинский менталитет – нужно увидеть, руками потрогать» (3), - сказал В. Янукович. В случае успешной работы Таможенного союза Украина может впоследствии присоединиться к евразийскому интеграционному проекту. А пока что, как отметил президент Украины, «наши эксперты изучают нормативную базу Таможенного союза и его опыт работы, анализируют инициативу о трансформации Таможенного союза и Единого экономического пространства в Евразийский экономический союз».
 
Итоги встречи в верхах глав государств СНГ дают основания для следующих выводов относительно Украины:
 
1. Украинская сторона, пытаясь избежать четкой определенности в вопросе вступления/невступления в ЕЭП, стала делать акцент на усилении всесторонних контактов в рамках СНГ. С этой целью особый упор Украина делает на развитии в выгодном для себя русле ЗСТ СНГ, стремясь нивелировать ущерб от невхождения в ТС и ЕЭП.
 
2. Видимо в ближайшем будущем именно активизация коллективного взаимодействия в рамках СНГ, и прежде всего, в формате ЗСТ будет для украинской стороны приоритетным направлением внешней политики на евразийском направлении. Симптоматичны в этом смысле слова президента Украины: «Мы рассчитываем также, что именно Содружество Независимых Государств останется той общей площадкой, которая позволит нам эффективно развивать многостороннее сотрудничество с учетом интересов всех государств-участников и членства отдельных стран в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и Евразийском экономическом союзе» (4).
 
3. Обращает на себя внимание серьёзный сдвиг в позиции украинской стороны в отношении коллективного сотрудничества в формате СНГ. Начиная с 90-х годов, все украинские власти признавали формат многостороннего экономического взаимодействия лишь в отношении ЕС в рамках провозглашённого евроинтеграционного приоритета. Собственно эта позиция в отношении ЕС активно действует и до сих пор. В формате СНГ признавалось лишь исключительно двустороннее взаимодействие, как раз с целью избежать даже минимального намёка на необходимость подчиняться наднациональным органам. Поэтому, Украина, будучи одной из основательниц СНГ не стала его полноправным членом, заняв с самого начала место наблюдателя. Такая позиция сопровождалась откровенным саботажем важных начинаний с точки зрения экономического подъёма в коллективном формате СНГ.
 
В данный момент украинская сторона, видимо, уже начала осознавать необходимость активизации коллективного взаимодействия в рамках СНГ. Судя по словам президента Украины это (а также цены на газ) было едва ли не главной темой его переговоров с президентом Российской Федерации.
 
Но эта общая площадка с образованием более тесных интеграционных проектов в виде Таможенного союза, а затем и ЕЭП уже не столь эффективна, как в 90-е годы.
 
Украина, как государство, уже упустила возможность к более тесным контактам в формате СНГ, когда устранялась от настойчивых призывов принимать активное участие в его работе, устранилась от полноправного членства, ограничившись статусом наблюдателя. Сейчас украинская сторона призывает к расширению контактов в рамках СНГ, повторяя те предложения, от которых не так давно сама же отказывалась, когда к ней с подобными предложениями обращалась российская сорона. СНГ, как «цивилизованный и плавный бракоразводный процесс», а не как «общая площадка, которая позволит нам эффективно развивать многостороннее сотрудничество с учетом интересов всех государств-участников» - так понимали тогда на Украине роль СНГ. И сама эта образная формула была придумана в Киеве в первый, романтический период постсоветской истории Украины 90-х годов.
 
Государства СНГ прошли за два с лишним десятилетия непростой путь к нынешнему своему социально-экономическому и внешнеполитическому положению. Сейчас мир полон новых вызовов и угроз. Ответом на существующие вызовы и угрозы стало формирование ТС и ЕЭП, куда с самого начала звали Украину ещё в годы президентства Л. Кучмы. Конечно, ЗСТ СНГ может придать некоторый импульс торговле постсоветских стран, но следует понимать, что этот вопрос - активизация торговли - сам по себе не универсален. Он актуален, лишь как часть решения более значимой общей проблемы: активизации торговли в рамках тесной производственной и отраслевой кооперации, разделения труда в формате интеграционных объединений, которые подчиняются наднациональным органам и восстанавливают на новых институциональных основах постсоветское экономическое пространство – ТС, ЕЭП, а в будущем, Евразийский Союз.  
 
Президент Российской Федерации четко сказал о пройденном государствами СНГ пути: «мы проделали большую работу на интеграционном треке, договорились о зоне свободной торговли. Думаю, нужно двигаться в направлении ратификации. Знаю, что здесь у нас общее мнение. Надеюсь, так и будет во всех странах-участницах». Ратификация ЗСТ СНГ – это наше общее настоящее. Но кто нам мешает делать грамотные, рациональные и эффективные шаги в будущее? 
Полагаю, украинской стороне следует обратить особое внимание на российский ответ украинскому президенту о том, что надо делать, чтобы мы (Россия и Украина) были сильнее.
82
Поставить лайк: 109
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору