ссылка

Конституция от Ющенко

Увеличить шрифт
А
А
А

Спич президента в Верховной Раде 31 марта показал, что Д.Выдрина не зря назначили на пост замсекретаря СНБОУ – чувствуется стиль. Одна из любимых историй, которую Д.Выдрин повторяет из интервью в интервью, - история о том, как он ещё премьеру Ющенко советовал при общении с Кучмой «ломать формат» разговора, поскольку в традиционном формате того, мол, не переиграть. Похоже, что предложение о срочном проведении конституционной реформы из той же «оперы» – пока основные конкуренты бьются за роль отца-победителя экономического кризиса, считают свои рейтинги и выстраивают стратегии, В.Ющенко внёс сумятицу в их ряды, предложив буквально уже нынешним летом принять новую Конституцию с новой системой отношений власти и провести выборы по изменённым правилам.

 
Даже при беглом ознакомлении с проектом «Конституции от Ющенко» становятся очевидным следующее:
 
1. Речь идёт о «более президентском» варианте Основного закона, чем ныне действующий.
 
2. В проект заложен механизм, который позволит сорвать попытки оппозиции не допустить втягивания Украины в НАТО.
 
3. Правительству отводится, по сути, техническая функция (в целом проект вполне может носить название «Анти-Тимошенко»).
 
4. В.Ющенко готовит для себя «запасной аэродром».
 
Несмотря на заявления Ющенко о том, что согласно новой Конституции именно правительству передаётся все руководство внешней и внутренней политикой (упраздняются квоты президента на некоторых членов Кабмина), новый проект закрепляет и ужесточает существующий порядок вещей.
 
В ст. 118 проекта указывается, что Президент «осуществляет руководство в сфере внешнеполитической деятельности, обороны и безопасности государства», тогда как правительство лишь «обеспечивает и является ответственным за выполнение внутренней и внешней политики исполнения Конституции Украины, законов и указов президента Украины» (ст.126). Всё-таки есть разница между «осуществлять руководство» (управленческая функция) и «обеспечивать» (техническая функция). А с учётом того, что в новой редакции Конституции у парламента отбирается право «определения основ внутренней и внешней политики» (ст. 85 действующей Конституции), именно президент становится единовластным руководителем всей внешнеполитической деятельности. Тут уже не имеет значения, кто будет руководить МИДом – все решения будут приниматься в одном месте. Таким образом, больше никто   не сможет противодействовать вступлению Украины в НАТО.
 
Интересно выписан механизм референдума (на референдум полагаются как сторонники, так и противники НАТО). Если в действующей Конституции единственное ограничение на проведение референдумов составляли вопросы относительно налогов, бюджета и амнистии (ст.74), то в новом этот список существенно дополнен: «Не допускается относительно законопроектов про отмену полностью или в отдельных частях законов про права и обязанности граждан, гарантий их прав, налогов, сборов, обязательных платежей, бюджета, амнистии, юридической ответственности, законов про дачу согласия на обязательность для Украины международных договоров или про отмену или приостановление действий международных договоров Украины» (ст.79). При этом ст. 78 гарантирует, что «Исключительно всеукраинским референдумом, который назначается Сенатом, принимается как закон внесенный Президентом Украины и одобренный Палатой депутатов и Сенатом … законопроект про предоставление согласия на обязательность для Украины международного договора относительно изменения территории Украины или международного договора про передачу части своих полномочий межгосударственным объединениям». Нюанс в том, что вступление в НАТО не связано по большому счету с «изменением территории», а вопрос «передачи части своих прав» является дискуссионным, поскольку всегда можно апеллировать к процедуре консенсуса, а значит полного соблюдения прав суверенного государства. То есть, если будущий президент согласно своим полномочиям (ст.118.ч.2) подпишет некий «международный договор» о присоединении Украины к НАТО, то его будет невозможно опротестовать, в том числе – через референдум. Вполне возможно, что таким образом в проект Конституции заложен механизм отказа от референдума по поводу вступления Украины в НАТО.
 
Как уже говорилось, в целом весь проект совершенно отчетливо направлен против БЮТ. В частности, это проявляется в скорейшей имплементации идеи «открытых списков» и возврата к мажоритарной системе выборов. Именно БЮТ, построенная исключительно вокруг фигуры Тимошенко, так и не обзавелась достаточным количеством узнаваемых лиц, что жизненно необходимо при подобной избирательной системе (сомнительно, что рядовой избиратель сможет отличить Писаренко от Портнова). То, что было не принципиальным при закрытых списках, когда люди голосовали, потому что это «наша Юля», будет работать активно против партии в случае открытых списков. У БЮТ просто может не набраться достаточного количества узнаваемых лиц для того, чтобы удержать свои нынешние позиции по количеству мандатов народных депутатов. Исключительно умозрительно, потенциальная фракция БЮТ, избранная по новой системе, может уменьшиться как минимум раза в три. А на региональном уровне и вовсе исключить БЮТ из многих облсоветов. Все это объективно делает БЮТ жестким противником новой Конституции, по крайней мере - в ближайшие несколько лет.
 
Фактически предлагаемая модель выборов закладывается под НУНС (или скорее альянс НУНС+ЕЦ). Можно сколько угодно говорить о вменяемости или невменяемости того же Я.Кендзьора, В.Кириленко, О.Билозир, О.Герасимюк, Л.Григорович, Р.Зварича, Н.Катеренчука и многих других, но они узнаваемы и четко идентифицируются электоратом Западной Украины. В таких условиях НУНС может получить второе дыхание и нарастит свои показатели в новом парламенте.
 
Партия регионов находится в относительно хорошем положении. Уйдя в свое время от губительной стратегии БЮТ по формированию имиджа исключительно лидера партии, у ПР есть значительное количество народных депутатов, узнаваемых избирателями. Тоже самое и на более низком, региональном уровне. Более того, ПР может при определенных обстоятельствах даже прирасти мандатами и размерами фракции. Таким образом, с точки зрения нынешних политических пасьянсов лишь БЮТ абсолютно не заинтересован в кардинальном изменении избирательной системы.
 
Подобная ситуация вполне может стать одной из общих платформ для переговоров между Секретариатом Президента и ПР. Тем более что лидер ПР В.Янукович сразу после выступления Ющенко 31 марта не отказался однозначно от идеи рассмотрения этого проекта Конституции и предложил его перенести во Временную конституционную комиссию. При этом нужно учитывать, что согласно Переходным положениям проекта Конституции «от Ющенко» выборы по новой Конституции должны состояться не позже чем через 6 месяцев после ее принятия. Поскольку вряд ли возможно закончить все процедуры раньше августа месяца, то реально президентские и парламентские выборы совпадут по времени, за что и выступает ПР. А учитывая, что новая Конституция откровенно антитимошенковская, то риск соблазниться на подобную авантюру весьма велик. Да и различия в Конституции от Ющенко и от ПР не так уж существенны. Как сообщала газета «2000» после расследования вопроса с передачей проекта Конституции ПР на рассмотрение в Венецианскую комиссию, там отсутствуют существенные изменения первого раздела действующей Конституции – то есть тех ее частей, где прописываются внеблоковый статус, второй язык и т.д.
 
Таким образом, СП вполне может попытаться заполучить поддержку ПР в деле скорейшего продвижения нового Закона (естественно, СП демонстративно «покорно» примет ряд «принципиальных» замечаний от ПР). Впрочем, это могут быть и реальные уступки – например, четкое прописывание положения о том, что референдум должен проводиться и о любых международных договорах, связанных с присоединением к военно-политическим блокам. Эта поддержка будет выражаться не столько в парламентской поддержке (тут БЮТ не даст сделать серьезных шагов), сколько в помощи вынесения этого проект сразу на всенародный референдум. Незаконность подобного будет мало кого волновать – незаконные выборы 2007 года сделали украинскому народу надежную прививку от любых апелляций к законности (поскольку вполне достаточно «политической целесообразности»).
 
Дискуссионным является вопрос о том, готовят ли эту Конституцию под Ющенко или под преемника. Скорее всего, более верным является второе предположение. На эту мысль наталкивает и норма о пожизненном сенаторстве для бывших Президентов Украины, что уже и стало одним из объектов критики новой редакции Конституции со стороны экспертов, политологов и политиков. Однако эту норму как раз можно вполне понять. Ющенко видит печальную судьбу Л.Кравчука, который с целью оставаться в активной политике вынужден, по меткому замечанию Б.Колесникова, быть «80-летним мальчиком по вызову». Кроме того, если бы Ющенко стал пожизненным сенатором, он мог бы попытаться стать Главой Сената и таким образом оказать поддержку своему преемнику хотя бы в одной из палат парламента.
 
В целом судьба новой Конституции не столь уж очевидна. Если СП действительно удастся заинтересовать ПР подобным проектом, то вполне возможно ее прохождение. БЮТ уже сейчас, на всякий случай, начал активную кампанию противодействия, предчувствуя возможную смычку по линии ПР-СП. Единственным вопросом для ПР в данном случае будет то, каким образом объяснить своим избирателям невыполнение своей предвыборной программы (второй язык и противодействие вступлению в НАТО) в случае принятия Конституции в таком виде, как она есть.
91
Поставить лайк: 172
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/konstituciya-ot-yushchenko