Кризис в нефтеперерабатывающей отрасли Украины
Нефтеперерабатывающий комплекс Украины - в критической ситуации. Об этом сообщил 10 апреля на пресс-конференции президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, бывший премьер-министр Украины Анатолий Кинах.
Украинские нефтеперерабатывающие заводы сократили переработку нефти в I квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 45,8% - до 1,816 млн. т. Производство бензина снизилось за три месяца на 29,9% - до 681,3 тыс. т. Выпуск дизельного топлива сократился на 44,1% - до 556,6 тыс. т, мазута - на 51,2% - до 475,7 тыс. т. Поставки нефти на НПЗ уменьшились в январе - марте на 40,2% - до 1,971 млн. т за счет снижения поставок российской нефти на 56,6% (до 1,119 млн. т). Поставки украинской нефти на НПЗ сократились на 1,9% - до 704,6 тыс. т.
"Причиной этому ", - говорит А. Кинах, - является попытка в 2005 г. силовыми методами повлиять на цены на рынке нефтепродукции. С тех пор началось резкое снижение объемов нефти, которая перерабатывалась на наших рынках. Также были снижены объемы инвестиций на модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий. И сегодня предприятия, к сожалению, и морально и физически устарели. И с точки зрения качества, глубины переработки не отвечает современным стандартам. И в первом квартале текущего года эта ситуация имеет угрожающие кризисные черты…. "Загрузка нефтеперерабатывающих предприятий достигает 14% от их мощности. К сожалению, резко увеличилось потребление импортных нефтепродуктов. И в целом еще больше увеличилась внешняя зависимость Украины от экономическо-политической конъюнктуры. В этом вопросе очень нестойкая ситуация".
По словам бывшего премьер-министра, нефтепереработка требует очень серьезных и решительных действий. "Во-первых, недопущение использования административных методов в контексте ценового регулирования, поскольку это еще больше снизит объемы переработки нефти в стране. А, во-вторых, нужно сформировать четкую экономическую стратегию развития нефтеперерабатывающей отрасли, условия стимулов для инвесторов по модернизации предприятий, а также нужно сделать все, что бы максимальный объем потребления нефтепродуктов на территории Украины был за счет переработки нефти на украинской территории", - подчеркнул политик.
Анатолий Кинах знает, о чем говорит. Именно время его премьерства, по мнению наблюдателей, стало периодом расцвета рынка, «золотым периодом» отрасли, который наступил в 2001 г. Объем инвестиций нефтяных компаний в НПЗ к 2002 году достигал $30-40 млн., объем переработки нефти вырос в пять раз, а доля отечественных нефтепродуктов на рынке Украины достигла 90%. Появилось более 1000 новых АЗС, при этом нефтяники жестко контролировали качество горючего на своих и джобберских (использующих торговую марку российских компаний) автозаправках. Рынок стал приобретать европейские черты. А главный итог – в период с 2001 по 2003 гг. на рынке не было ни одного кризиса, сопровождавшегося дефицитом топлива.
Сегодня сообщения о коллапсе украинской нефтепереработки сопровождаются информацией о появлении редкой экзотики в плане закупок. В I квартале 2008 г. Украина впервые закупила иракскую нефть в объеме 147,2 тыс. т. Мощности НПЗ Украины рассчитаны на переработку около 50 млн. т нефти в год. К такому, мягко говоря, нетрадиционному источнику закупок ЗАО "Укртатнафта" прибегла после того, как поставки российской нефти на все НПЗ компании прекратились из-за конфликта между "Нафтогазом Украины" и татарстанской "Татнефтью".
19 октября 2007 г. на территорию Кременчугского НПЗ, составляющего основной актив «Укртатнафты», проникло более полусотни вооруженных людей, которые, ворвавшись в кабинет председателя правления, завладели документацией и печатью. При этом должностным лицам СП были предъявлены судебные документы о восстановлении в должности бывшего председателя правления “Укртатнафты” Павла Овчаренко. Силовым действиям предшествовало списание 18% акций “Укртатнафты”, принадлежащих российским акционерам, в пользу НАК “Нафтогаз Украины”. Российская сторона считает списание неправомерным.
Основной истец – компания «Татнефть» готовит исковое заявление в Стокгольмский арбитражный суд, которое будет включать в себя три момента: незаконность списания 18,3% акций «Укртатнафты» в пользу НАК «Нафтогаз Украины»; насильственный захват Кременчугского НПЗ и отстранение от оперативного управления законного менеджмента завода; задолженность за ранее поставленную нефть на сумму $450 млн.
Политический резонанс этого освященного украинскими властями рейдерства был велик. События вокруг «Укртатнафты» и Кременчугского НПЗ выходят за рамки отношений хозяйствующих субъектов и свидетельствуют об ухудшении инвестиционного климата на Украине. Беспрецедентный произвол в отношении российских хозяйствующих субъектов на Украине в течение последнего времени складывается в определенную тенденцию, а бездействие украинских властей говорит о поддержке попыток вытеснения российских компаний с украинского топливного рынка.
Как-то быстро в Киеве забыли про расцвет дикого топливного рынка в середине 90-х годов, когда именно приход российских нефтяных компаний фактически спас отрасль от тотального разрушения.
Большинство заводов строились для переработки российской нефти. Первой на рынке появилась компания «Татнефть», создавшая совместное предприятие на Кременчугском НПЗ – ЗАО "Укртатнафта". Сотрудничество оказалось удачным. Имея постоянный источник сырья, Кременчугский НПЗ получил конкурентное преимущество и до конца 90-х был единственным ритмично работающим украинским нефтеперерабатывающим заводом (1). Приход группы «Альянс» на Херсонский НПЗ позволил загрузить предприятие сырьем и вывести его из масштабного кризиса. Опыт работы ЛУКОЙЛа с Одесским НПЗ оказался менее удачным. Зато покупка Лисичанского НПЗ нефтяной компанией ТНК практически вернула к жизни некогда самый крупный и современный украинский завод. Из-за отсутствия требуемых объемов поставок нефти и невозможности поддерживать предприятие в должном состоянии была даже ликвидирована одна из трех установок для переработки нефти (АВТ), что сократило мощности завода с 24 до 16 млн. тонн в год. Новые хозяева загрузили завод сырьем, выплатили его долги и начали масштабную реконструкцию предприятия.
Таким образом, на большинстве украинских НПЗ с приходом российских нефтяников стадия упадка сменилась периодом восстановления производственного потенциала.
К сожалению, разумная политика украинская властей в отношении нефтеперерабатывающей отрасли и ее российских инвесторов продолжалась недолго. После 2005 г. неуклюжие попытки остановить рост цен привели к расцвету импорта топлива (во многом серого или просто контрабандного), что серьезно снизило рентабельность переработки, лишив отрасль инвестиционных ресурсов и надежд на техническое перевооружение. А усиление политико-административного давления на российские компании, апофеозом которого стал силовой захват Кременчугского НПЗ, грозит лишить Украину и российской нефти.
Еще в ноябре 2007 года, после того как «Татнефть» остановила поставки на завод своей нефти по трубопроводу, «Укртатнафта» перешла к закупкам танкерной нефти на свободном рынке, что, естественно, гораздо дороже, чем получать сырье по трубе. При этом новое руководство завода громко заявляло о планах в течение одного-двух месяцев восстановить поставки по трубопроводу, но уже от другой российской нефтекомпании. Однако появление в репертуаре украинского завода иракской нефти (определенно весьма дорогой хотя бы из-за транспортного плеча) показывает, что найти «другую российскую компанию» не получается. Можно предположить, что дело не в компании, а в том, что вопрос перешел на другой уровень – политический. Вряд ли Москва станет поощрять поставки нефти на незаконно отнятый у российского оператора НПЗ. Уже имеется прецедент с литовской «Мажейкяй нафта», которая так и не получает российской нефти. А в случае с Кременчугским заводом переход на нероссийское сырье может столь драматично сказаться на экономике предприятия, что коллапс украинской нефтепереработке начнется с него. Во всяком случае, за последние 2 года объемы переработки нефти упали до уровня 1998 года, а два завода вообще простаивают.
Такое ощущение, что в Киеве настолько увлечены газовыми играми с Газпромом, кстати, абсолютно бесполезными для Украины, что готовы бросить мощную нефтеперерабатывающую отрасль экономики на произвол судьбы и откровенных бандитов (или «бизонов») (2).
А ведь на Украине размещены шесть нефтеперерабатывающих заводов с суммарной годовой мощностью переработки 52 млн. т нефти. Внутреннее потребление нефтепродуктов не превышает 16 млн. т в год, что позволяет украинским нефтепереработчикам не только полностью обеспечивать топливом потребности страны, но и, учитывая выгодное географическое положение заводов, экспортировать до 36 млн. т горючего в год. В сегодняшних ценах такой объем экспорта дает заработок более $14 млрд. в год, что сопоставимо с поступлениями от реализации на внешних рынках продукции черной металлургии и химической отрасли. На нефтеперерабатывающую отрасль также возложена еще и важная социальная функция – на украинских НПЗ работает более 8 тыс. человек, а четыре предприятия являются градообразующими.
Можно полностью согласиться с А. Кинахом, что без четкой экономической стратегии нефтепереработку Украины ждет незавидная участь. И встает вопрос о вменяемости политики Киева в отношении российского соседа, без решения которого абсолютно не ясно, какую нефть будут перерабатывать украинские НПЗ. Останется только иракская, так как все близлежащие источники (азербайджанские, казахские) украинцы уже перепробовали – дорого!
___________________
Игорь ТОМБЕРГ – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор МГИМО МИД РФ.
(1) ЗАО «Укртатнафта» создано в 1994 году в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана на базе Кременчугского НПЗ. Проектная мощность предприятия - 18,6 млн. тонн переработки нефти в год. 61,346% акций «Укртатнафты» принадлежит государству и передано в уставный фонд НАК «Нефтегаз Украины», 28% — Министерству имущества и земельных ресурсов Татарстана (в октябре 2006 года переданы в доверительное управление ОАО «Татнефть»), 8,6% — компании «Татнефть» (Татарстан), 1,2% акций владеет ООО «Корсан», аффилированное с группой «Приват».
(2) В середине 90-х гг. большая часть нефтепродуктов завозилась компаниями, получившими льготы на правах предприятий с иностранными инвестициями (самое известное из них – "Бизон", название которого стало нарицательным для импортеров – "бизонов").