Крылья веры и разума
24—25 марта в Харькове состоялось уникальное для Украины событие: первая Всеукраинская (а фактически международная) научно-практическая конференция «Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие церкви и образования», на которой православное каноническое духовенство, педагоги, ученые, писатели, политики заинтересованно обсуждали проблемы духовного воспитания молодежи. Сразу отметим, что консенсус определился изначально, уже на пленарном заседании первого дня: ведь всем понятно, что в условиях разгула нравов, аморальной вседозволенности, постоянной информационной войны Церковь и школа (вуз) не смогут достичь воспитательных целей врозь, друг без друга.
Инициировали организацию и проведение конференции Харьковское епархиальное управление Украинской Православной Церкви, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Харьковская общественная организация для родителей и учеников «Родительский комитет», а также Харьковская ассоциация детского творчества «Дитятко» при поддержке Харьковского областного совета и Управления образования.
Устроители приурочили конференцию к 90-летию Высокопреосвященнейшего Никодима, Митрополита Харьковского и Богодуховского, которое исполнится 18 апреля (руководство УПЦ направило Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу приглашение в Харьков на торжественное празднование на 3-й семице Пасхи), а также, добавим, к 73-летию его пастырского и 50-летию архиерейского служения.
Высокопреосвященнейший владыка Никодим, Митрополит Харьковский и Богодуховский в президиуме Конференции
Целью конференции было поставлено объединение усилий Канонической Украинской Православной Церкви и системы народного образования Украины в деле преодоления духовно-нравственного кризиса общества. Для этого необходимо было четко определить основные черты духовно-нравственного кризиса современного украинского общества, определить условия и пути его преодоления и обсудить «Концепцию сотрудничества Министерства образования и науки Украины и Украинской Православной Церкви».
К открытию Конференции был издан сборник тезисов и докладов участников, а это 133 автора из 18 областей Украины и 2 областей России, 14 докторов и 56 кандидатов наук, православные священники и педагоги, представители общественных организаций.
В пленарном заседании, прошедшем в первый день работы форума в зале собраний Архиерейской резиденции Свято-Покровского монастыря, приняло участие более двухсот человек, о которых Высокопросвященнейший Никодим заметил затем в ответном слове: «Мог ли я, босоногий мальчишка-бедняк Буковины, работавший у богатея, помыслить о том, что встречу такую дату своей жизни в кругу столь уважаемых, высокообразованных людей!»
Губернатор Харьковщины М. Добкин в кратком приветственном слове, последовавшем за оглашением послания форуму от Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сообщил, что в Харьковской области приходы УПЦ составляют более половины всех религиозных организаций, а прихожане УПЦ — 95% всех верующих региона, что за 20 лет нашей Церкви передано более 60 храмов, построено 67 новых церквей, а в настоящее время в области строится еще около 50 храмов.
Президиум Конференции.
Говорил о духовности и заместитель мэра Харькова И. Терехов, в частности, напомнивший, что 22 августа 2010 года, в канун Дня города, на Свято-Александровской площади был открыт памятник священномученику Александру, архиепископу Харьковскому. «Благодаря стараниям владыки Никодима — подвижника и старейшего архиерея украинского православия, других выдающихся пастырей и богословов, Харьков стал одним из крупнейших центров возрождения духовности и нравственных норм нашего общества. Власть и церковь — два взаимодополняющих института. Без профессионального управления не будет роста экономики и благосостояния, а без морали и веры не будет самого человека», — подчеркнул в приветственном слове И. Терехов.
Ректор Харьковского Национального университета им. Каразина В. Бакиров проникновенно подчеркнул роль владыки Никодима в духовной жизни Слобожанщины, напомнил об истории университета, о том, что его закончил святитель Иоанн Максимович (единственный выпускник, причисленный к лику святых, тогда как с Харьковским университетом связаны имена трех Нобелевских лауреатов), объединивший своим подвижничеством три континета: он — архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, епископ Парижский, создатель Голландской Православной Церкви. Ректор Бакиров напомнил также, что университетскую Антониевскую церковь расписывали Боровиковский и Венецианов, что в начале XIX века ректор профессор Афанасий Стойкович перевел Новый Завет на славяно-сербский язык, а выпускник Филипп Морачевский перевел Святое Писание на украинский. Этот перевод, которым украинские церкви пользуются до сих пор, Санкт-Петербургской Академией наук был признан лучшим переводом Святого Писания на славянские языки. Ректор Бакиров выразил уверенность в плодотворности сотрудничества Церкви и научного мира Украины.
На пленарном заседании в Архиерейском доме Свято-Покровского монастыря
На пленарном заседании конференции был презентован герб Харьковской епархии. По словам декана исторического факультета ХНУ им. Каразина доктора наук С. Посохова, представившего герб публике, над созданием этого геральдического символа ученые, художники и священники трудились около полугода.
Главный элемент герба Харьковской епархии УПЦ МП представлен в виде итальянского рассеченно-пересеченного овального щита, имеющего золотую кайму. Поле щита имеет два цвета: зеленый, который в церковной православной символике напоминает о зеленой мантии, одном из знаков Патриаршего достоинства, и голубой, Богородичный, символизирующий величие, чистоту, милосердие, цвет мантии митрополита. На верхней зеленой части щита изображен нательный крест, найденный при раскопках древнего Донецкого городища (ныне входит в южную окраину Харькова, близ с. Карачевка). Крест хранится в музее археологии Харьковского национального университета им. Каразина. В нижней части зеленого цвета щита изображена виноградная лоза — древний крестьянский символ. На грозди 27 ягод – число, соответствующее количеству районов Харьковского региона. Однако образность эта связана и с библейской виноградной лозой. На третьей верхней голубой части щита изображен белый орел — символ духовной власти. На четвертой нижней голубой части щита изображен омофор — верхняя часть архиерейского облачения, надеваемая на плечи как напоминание о том, что этот служитель церкви должен постоянно помнить о заблудшей пастве. В образе омофора есть отсыл и к главной молитвенной святыне Харькова — Покровскому монастырю, на территории которого и проходила конференция. Щит увенчан архиерейской миртой. Щитодержатели — святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский, и священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, считающийся покровителем Харькова. Под щитом расположена девизная лента со словами «Вера и разум». Под таким названием в конце XIX века в Харькове начал издаваться первый философско-богословский журнал в Россиийской империи, где публиковались труды лучших умов Отечества. В середине 1990-х владыка Никодим возродил издание журнала.
Герб Харьковской и Богодуховской епархии
Владыка Никодим призвал Божие благословение на участников Конференции, пожелал плодотворной работы на благо «народа нашей великой Слобожанщины, Украины, братского союза нашего Божьего народа».
Сами за себя говорят и названия секций, работавших в аудиториях Харьковской духовной семинарии: Проблема формирования духовно-ценностных ориентаций современной молодежи; Духовность и православная культура; Христианская этика в формировании моральных качеств личности; Образование как источник духовного развития личности; Анализ наследия знаменитых педагогов в контексте духовного воспитания; Влияние социальных факторов на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи; Современная семья как центр духовного воспитания.
Понятно, что темы — взаимопересекающиеся, потому и некоторые докладчики постарались выступить на нескольких секциях. Автору этих строк довелось принять участие в работе первой секции, посвященной проблемам формирования духовно-ценностных ориентаций современной молодежи. Работу секции возглавил известный в современном православии иерей кандидат юридических наук проректор по научной работе Белгородской православной духовной семинарии доцент социально-теологического факультета БелГУ член общественной палаты Белгородской области, член Эспертного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области Андрей Хвыля-Олинтер, выступивший на пленарном заседании с актуальным докладом «Обеспечение духовной безопасности молодежи».
о. Андрей Хвыля-Олинтер с участницами работы секции
Проблема эта в сегодняшнем мире особо актуальна, поскольку наблюдается прогрессирующая тенденция потери молодыми людьми личностной самоидентификации, подмена духовных ценностей продукцией «массовой культуры» в результате целенаправленного воздействия на умы и чувства молодежи современных средств массовой информации. И главная линия обороны — это по-прежнему «семья и школа». Свято место пусто не бывает, и если на месте коммунистической идеологии образовался вакуум, то он стал стремительно заполняться враждебными нашим ценностям идеями. И сегодня именно Церковь, как это было и прежде, становится духовным водителем поколений. Между прочим, в Белгородской области недавно была принята Программа духовной безопасности. Позитивное начинание, поскольку с духовной безопасности личности начинается национальная безопасность государства. И если принять как данность, что Русский мир проиграл холодную войну и даже потерял в своих рядах «полтора поколения», то сейчас впору опомниться и начать активно противодействовать внешнему, да и внутреннему разрушающему проникновению врага. Отец Андрей завершил сообщение цитатой из М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына».
Собственно работа секции началась с выступления М. Снитко, аспирантки института психологии и социальной педагогики Киевского университета им. Б. Гринченко, рассказавшей о негативном влиянии Интернета на формирование ценностных ориентаций современных подростков. Проблема известная. Однако к Интернету можно подойти и с другой стороны. Тему подхватил литературный соредактор журнала «Введенская сторона» (Россия) писатель С. Минаков (Харьков), который рассказал о художественном журнале для детей, родителей и педагогов, распостраняющемся по всей России и странам СНГ. Существует и интернет-версия издания. Важно все же, кто, с какой целью, с каких духовных позиций предлагает информационный «продукт». Журнал «Введенская сторона», и это ясно из названия, опирается на православные ценности. Завершил выступление харьковчанин сообщением о начале патриотического культурологического проекта «Харьковская цивилизация», который он осуществляет вместе с писателем Ю. Г. Милославским и который уже получил одобрение у харьковских властей на областном и городском уровне. С частью инициатив проекта — по увековечению в Харькове памяти великих православных подвижников Слобожанщины — писатели накануне конференции обратились к Высокопреосвященнейшему Никодиму.
Нельзя не согласиться с принятым Обращением форума к президенту, правительству, органам местного самоуправления и гражданам Украины, в котром концентрированно говорится о том, что современное общество, к сожалению, формирует человека с низкими духовными потребностями и размытыми нравственными ориентирами, что особую тревогу вызывает нынешнее подрастающее поколение, интеллектуальный, культурный и нравственный уровень которого сегодня вполне можно рассматривать как угрозу национальной безопасности Украины.
А ведь основу стабильного развития общества составляют, прежде всего, личности с высоким уровнем духовной культуры, который должен формироваться на всех этапах воспитания и образования – от детского сада до ВУЗа. Лишь воспитание подрастающего поколения на основе традиционных духовных и культурных ценностей позволит обеспечить успешное развитие страны, сберечь и укрепить институт семьи, преодолеть демографический кризис, расшатывание моральных устоев, прекратить деформацию традиционных для нашего народа ценностей, остановить забвение богатых культурных традиций, вырождение института семьи, рост алкоголизма, игровой и нарокозависимости.
Семья, школа и Церковь — вот, по мнению инициаторов форума, три основных столпа, на которых зиждутся базовые ценности нашего народа.
Показательно, что с 1 сентября 2011 года в харьковских школах, начиная со вторых классов, начнется преподавание предмета «Основы православной культуры Слобожанщины», что должно стать благотворным фактором воспитания молодежи. Для этого Харьковский национальный университет и Харьковская академия непрерывного образования организовали специальные курсы подготовки педагогов.
Участники форума выступили с инициативой разработки и внедрения аналогичного курса («Православная культура Украины») в школах всей страны.
Интересны предложения участников Конференции о создании Всеукраинского интернет-портала по духовному воспитанию подрастающего поколения, о проведении Всеукраинских олимпиад для школьников и студентов по основам православной культуры, о необходимости обращения в Верховную Раду Украины с просьбой разработать и принять целостную Концепцию развития детского телевидения страны и другие.
Место проведения конференции – Свято-Покровский монастырь
Во второй день работы участники форума съездили в Куряжскую воспитательную колонию им. А. С. Макаренко, располагающуюся на территории Куряжского монастыря под Харьковом, в советское время прославившуюся педагогическими успехами Антона Макаренко, работавшего с беспризорниками. Нынче это колония для малолетних правонарушителей....
А чем заняты воспитываемые? Как указано на сайте колонии, «продукция: насосы; проволока колючая; ящики деревянные». Хорошо, что, размышляя на темы веры и разума, подводя итоги форума за круглым столом «Духовность и православная культура», участники конференции не позабыли об этих детях, начавших жизнь не с высот, а с социальных и духовных проступков.
И хорошо, что, размышляя на темы веры и разума, подводя итоги форума в ходе круглого стола «Духовность и православная культура», участники конференции не позабыли об этих подростках и не только словом, но и делом будут способствовать их духовной реабилитации.