ссылка

Куда покатит локомотив украинской экономики, или евроскептики против евроцентристов

Увеличить шрифт
А
А
А

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

 

Время, как говорится, это не только деньги, но и реализованные или упущенные возможности. Не за горами заседание Комиссии Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии, которое состоится в Москве 7 июня этого года. На него приглашены и представители Украины. Эксперты уже рассматривают эту встречу как серьезный шаг на пути укрепления экономического сотрудничества стран-участниц и перехода к новому этапу - созданию единого экономического пространства. За последние месяцы Комиссия ТС, получившая полномочия самостоятельно решать ключевые таможенные вопросы, значительно продвинулась вперед в их решении.

С 1 января 2010 года практически действуют соответствующие механизмы ТС, где унифицированы таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах Союза. Для товаров, произведенных внутри стран-участниц Союза, пошлины, квоты, ставки НДС и акцизов станут «нулевыми». Члены ТС получат от России энергоносители без «наценки», а в обмен должны подтянуть внешние таможенные пошлины к российским тарифам.  Комиссия, состоящая из трех представителей от стран-участниц (председатель - российский вице-премьер Игорь Шувалов, ответственный секретарь  - Сергей Глазьев),  принимает решения консенсусом, хотя формально должна голосовать за все решения квалифицированным большинством.

Таможенный союз, подчёркивают,  например, в Казахстане, нужен как воздух: невозможно «прикрыть» границу в 7 тысяч километров; для этого нужно было бы поставить на охрану таможенного пространства 10 процентов населения страны. Заместитель министра экономического развития и торговли Казахстана Тимур Сулейменов подчеркнул, что «Таможенный союз придает дополнительный импульс развитию экономик трех стран, поэтому правительство Казахстана намерено и в дальнейшем всячески поддерживать интеграционные тенденции».

Таможенный союз и единое экономическое пространство - это звенья одной цепи. Речь идет о создании классического Общего рынка, то есть о свободном передвижении в границах Союза людей, рабочей силы, товаров, услуг и капиталов. В настоящее время на завершающую стадию вышла работа по формированию нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования Общего рынка товаров и услуг. В завершенном виде единое экономическое пространство  должно оформиться к  1 января 2012 года.  

Но говоря о ближайшем будущем нельзя не вспомнить о том, что идею Таможенного союза предложили в Киеве еще много лет назад и даже начали ее продвигать. Украинские разработчики исходили из того, что Общий рынок выгоден для Украины - это и снижение транспортных тарифов, и доступ к дешевым энергоносителям, и решение проблем трудовой миграции. Но «оранжевая революция» резко изменила вектор экономического движения Украины на постсоветском пространстве. Сейчас разброс мнений в Киеве так широк, что трудно привести их к единому знаменателю. Но водораздел, не считая нюансов, все же пролегает по черте – «за Москву» или «за Брюссель».

Так на Украине сформировались две тенденции: евроскептики, которые отстаивают идею экономической интеграции на постсоветском пространстве, и евроцентристы - они во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко выдвинули лозунг: «Вперед в Европу». Евроскептики критиковали прежнее руководство Украины, прекратившее участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, считая подобный шаг «самоубийственным для украинской экономики».

Сторонники евроатлантизма с этим не согласны. Даже после победы Виктора Януковича на президентских выборах в апреле прошлого года евроскептикам в Верховной Раде так и не удалось включить в повестку дня заседания парламента проект постановления об участии Украины в формировании единого экономического пространства. Депутаты голосовали дважды, но, как известно, так и не смогли принять консолидированное решение по этому вопросу.

В отличие от Евросоюза, конструирование которого началось в 1957 году, как говорится, с нуля, Общий рынок в СНГ строится на восстановлении разрушенной экономической интеграции в рамках бывшего Советского Союза. В те, не столь давние, времена наиболее интегрированными были экономики РФ и Украины, да и сейчас в любом украинском машиностроительном изделии примерно 50 процентов стоимости составляют российские комплектующие. Да и у России нет никаких претензий к украинским поставщикам системы управления «Союз», к  аппаратуре и ряду комплектующих для ракеты-носителя «Союз-ФГ». Российский премьер Владимир Путин предложил украинской стороне подключиться к строительству космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке, а президент Виктор Янукович назвал сотрудничество в космосе «перспективным». Но космос, хоть и важная, всего лишь часть разносторонних межгосударственных российско-украинских кооперационных связей.

Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, как опытный  экономист, просто и доходчиво обосновал взаимозависимость нынешних экономик двух стран. Он отметил, что три главных локомотива украинской экономики тесно связаны с Россией: металлургия, «сидящая на российском газе»; машиностроение, «сидящее на российских комплектующих и российском рынке»; и агропромышленный комплекс, «сидящий на российских потребителях».  

Итак, Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии действует с 1 января 2010 года. Положительный эффект от введения единого таможенного пространства ощущается  уже сегодня. Так, общий прирост внешнеторгового оборота в целом по Таможенному союзу за три месяца этого года составляет  примерно 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общий эффект от создания Таможенного союза к 2015 году оценивается в 15 процентов от ВВП стран-участниц.

По словам Сергея Глазьева, повышение конкурентоспособности экономик, рост взаимного товарооборота и деловой активности приведет к экономическому росту в России «примерно на одну треть от ВВП в течение 6 лет, а для всех государств Таможенного Союза - примерно  на 700 миллиардов долларов после полномасштабной реализации всех планов по единому экономическому пространству».

Совершенно очевидно, что, если говорить конкретно,  для экономики той же Украины открываются реальные возможности по преодолению накопившихся в ней проблем и  трудностей, для гармоничного развития. Ведь ставка на финансовые западные вливания и инвестиции, займы МВФ,  вступление в ВТО пока не дают должного эффекта,  дефицит торгового баланса так и не опускается ниже отметки в 5 миллиардов долларов. Однако членство в Таможенном союзе и затем вхождение в единое экономическое пространство могло бы принести Украине около 100 миллиардов долларов за десять лет, а это практически половина ее нынешнего валового продукта. 

Но наибольший эффект для украинской экономики может быть достигнут за счет повышения экспорта украинских товаров на единой таможенной территории. По прогнозам специалистов, он может возрасти от 5 до 9 миллиардов долларов в год.

Интересная деталь - повышение экспорта произойдет за счет известной конкурентоспособности украинских товаров, поскольку 40 процентов  экспорта этих товаров составляют высокие технологии и  продукция машиностроения.

Кроме того, создается новая парадигма экономических отношений - улучшаются условия торговли для украинских предприятий, ведь отменяются взаимные экспортные  пошлины, появляется возможность существенного снижения издержек производства на предприятиях, которые на Украине весьма энергоемки.

В условиях единого таможенного пространства отменяется экспортная пошлина на нефть. Это дает более 3 миллиардов долларов экономии, которые можно вложить в последующее снижение цен на нефть. Обсуждается также возможность перехода  на равновыгодные цены на газ (это еще примерно 3 миллиарда долларов).

В случае присоединения Украины к ТС автоматически прекращаются «трубные», «сахарные» и другие «войны» между Москвой и Киевом. Таковы макроэкономические выводы совместного исследования, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук и Институтом экономического прогнозирования Национальной Академии наук Украины.

Следует учитывать, что  Россия и Украина - это все еще в значительной степени единое научно-техническое, технологическое и производственное пространство, что страны говорят на «одном техническом языке» и у них отсутствуют изъятия, барьеры и ограничения, что делает реальным выход на траекторию устойчивого экономического роста.

Если Таможенный союз и ЕЭП, делают прогноз авторы совместного российско-украинского академического исследовании, заработают на полную силу, то там  недалеко и до единой валюты.

Вполне естественно возникает вопрос об отношениях с Евросоюзом. Ведь согласно внутренней логике развития событий тот будет расширять свое влияние, двигаясь в направлении постсоветского пространства. В повестку дня поставлена дилемма: как развивать связи с Брюсселем, как вести переговоры - поодиночке или вместе? Действуя в одностороннем порядке, трудно противостоять напору Брюсселя, который, как подчеркнул Сергей Глазьев, пытается  «навязать несимметричный подход, когда европейские товары хотят путешествовать у нас свободно, а наши товары будут ограничиваться». Переговоры с ЕС следует проводить через «единую переговорную делегацию, сформированную из представителей уполномоченных ведомств».

Кстати, уже имеется положительный опыт таких переговоров - Новая Зеландия, Люксембург, Сербия и Черногория, Сирия и другие страны дали знать, что они готовы установить зону свободной торговли. Эти переговоры интенсифицировались после того, как Экономический совет стран СНГ утвердил проект соглашения о зоне свободной торговли.

Евроцентристы выдвигают политические аргументы:  Юлия Тимошенко отстаивает тезис о «сужении национального суверенитета», о подчинении наднациональным органам. Она ссылается на то, что у России в Комиссии Таможенного союза 57 процентов голосов, а у Казахстана и Белоруссии по 21,5 процента.

Но после принятия Украины, которая имеет «развернутую» экономику, России, естественно, пришлось бы поделиться с ней процентной квотой. С другой стороны, не стоит забывать, что решения в Комиссии принимаются консенсусом. Евроскептики  замечают, что той же Юлии Тимошенко в ЕС придется подчиняться куда большему диктату чиновников  брюссельской штаб-квартиры, в которой при принятии решений не соблюдают принципа консенсуса.

Евроскептики указывают, что небрежный ярлык, навешиваемый на ТС – «дешевый кабачок», в который, мол, зазывают Украину, неправомерен.  Ибо в этом «кабачке» -  равноправие и взаимопонимание, чего, к сожалению, нет в Брюсселе. Да и ведут переговоры с Украиной страны ТС уважительно, действуя на языке аргументов, а не жестко, на языке ультиматумов и шантажа, как переговорщики из Брюсселя.

Вице-премьер Украины Андрей Клюев, глава украинских представителей на переговорах с Брюсселем, недавно не выдержал и заявил, что ЕС должен проявлять в переговорном процессе гибкость, избегая ультимативных подходов.

Переговоры Киева  с ЕС  длятся третий год, уже состоялось 16 раундов,  и пока все основные разногласия не урегулированы. Штаб-квартира ЕС предложила модель переговоров «ВТО+», что в переводе на понятный  язык означает использование принципов и терминологии ВТО с одновременным ограничением доступа Украины к рынкам ЕС  без реального распространения на Киев европейских «свобод»: свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и свободы осуществления предпринимательской деятельности. В то же время официальный Киев рассчитывал, что соглашение о зоне свободной торговле будет базироваться на логике и терминологии законодательства ЕС (а не ВТО),  в русле соглашений об ассоциации с другими европейскими странами, не являющимися членами ЕС (Швейцария, Норвегия, Турция, балканские страны). В последнее время Брюссель заблокировал переговоры о доступе Украины на рынок услуг, а также демонстрирует нежелание обсуждать вопросы  транспортных и аудиовизуальных услуг.        

Украина,  даже вступив в Евросоюз, заявляют «евроскептики», столкнется с серьезными проблемами, которые в международной практике трудно решают неразвитые  экономики. Это, прежде всего, конкуренция со стороны других стран внутри ЕС. К тому же Киеву нужны дополнительные ресурсы для диверсификации экспорта в ЕС. Кроме того, надо учитывать расходы на повышение качества и безопасности товаров, решение вопросов (а это дополнительные деньги) выполнения технических стандартов ЕС. Усилится конкуренция с другими членами ЕС при экспорте украинских товаров в третьи страны за счет более низких цен у участников ЕС (экспортные субсидии у них больше украинских), из-за высоких стандартов качества экспортных товаров, особенно для мясомолочной продукции.

Откуда, из каких закромов брать средства для покрытия этих непредвиденных расходов? Не за счет же населения.

Серьезные негативные перемены ожидают Украину в торговых отношениях со странами Балтии. «Оранжевое» правительство довело внешнюю торговлю с этими странами до трети от общей стоимости экспорта. При заключении соглашения о зоне свободной торговли с ЕС будут отменены или пересмотрены все соглашения с Балтией. Но уже сейчас в экспортном потоке на Латвию и Литву из режима свободной торговли изъято большинство украинских продуктов агропромышленного сектора.   

Бывший президент Украины Леонид Кучма со всей прямотой выразился, что нельзя создавать зону свободной торговли с ЕС, он «разденет» Украину. «Там нам делать нечего, - убежден он. - Они предлагают более 400 изъятий, главным образом на рынке высоких технологий,  о чем говорить, о какой зоне свободной торговли?»

Евроскептики  обратили внимание и на то, что никто в штаб-квартире ЕС в Брюсселе не собирается помогать Украине выходить из тяжелого экономического положения. Как Киев будет выполнять требования ЕС держать дефицит бюджета в рамках 3-х процентов, а  госдолг на уровне 60 процентов ВВП?

Сейчас дефицит бюджета стран ЕС находится на отметке 7,7 процента ВВП, а государственный долг в среднем по Евросоюзу - 80 процентов, а в США госдолг составляет 90 процентов ВВП этой страны. Уполномоченный кабинета министров Украины по сотрудничеству с Россией, СНГ и Евроазийским сообществом Валерий Мунтиян заверяет, что Евросоюз остается стратегическим приоритетом, но тут же признает, что в ЕС Украину никто не зовет и помощи оттуда ждать не стоит - экономика Европы «сыплется». Евроскептики высмеяли и надежду на конкурентоспособность кондитерской отрасли, в которую украинской стороной в последнее время было вложено 1 миллиард долларов, но пока нет никакой отдачи на внутреннем рынке.

Евроцентристы предлагают заработать на кондитерских изделиях, двинув их на рынки ЕС, вопреки прогнозам экспертов, что Украина потеряет по пищевым товарам 300 миллионов долларов, а по машиностроению и высоким технологиям - 150 миллионов в расчете на первый год работы в рамках соглашения о зоне  свободной торговли. Призрачны надежды заработать на экспорте муки и пшеницы: страны Евросоюза «поглощают» 200 тысяч тонн при общем экспорте зерна в 13 миллионов, ячменя и овса покупают 12 тысяч тонн, крахмала - 800 тонн при общем экспорте в 45 тысяч тонн. Выходит, зона свободной торговли с ЕС не выгодна украинским аграриям. Сильная аграрная Украина не нужна Евросоюзу.

В результате европейских сельскохозяйственных субсидий и уступок при вступлении в ВТО оказалось, что украинские цены на баклажаны, помидоры, сливы, масло выше французских, рост цен на сельскохозяйственную продукцию  обогнал США, Израиль, новые страны ЕС (Польша, Словакия, Болгария).

Киев попал в капкан ВТО: при вступлении он обязался снизить ввозные  пошлины от  десяти процентов до нуля. В то же время ввозные пошлины на некоторые продукты питания в ЕС достигают 100 и более процентов, что воздвигает непреодолимый барьер для украинского сельскохозяйственного экспорта. Поэтому импорт овощей и фруктов Украиной растет, как констатирует местная печать, «ошеломляющими темпами» - польские яблоки, турецкие помидоры вытеснили традиционную «огородную» продукцию украинских бабушек с рынков. Импорт картошки, лука, моркови, огурцов, помидоров за последние пять лет, сообщает Украинский клуб аграрного бизнеса, вырос в 18,5 раза, общая доля импортных овощей и фруктов увеличилась в 4,2 раза. Одна треть украинской картошки в прошлом году  оказалась нераспроданной и сгнила в овощехранилищах - таковы некоторые последствия вступления в ВТО.

Председатель Аграрной палаты Украины Дмитрий Березовский считает, что, несмотря на «красивые слова», Великобритания, Франция, Германия Нидерланды и другие «старые» члены Евросоюза «не намерены пускать Украину в ЕС».

Это особенно стало понятным, когда  переговорщики ЕС отказались обсуждать проблему полной отмены тарифов в отношении украинской сельскохозяйственной продукции, а приготовили квотную систему с небольшим объемом для украинских товаров (премьер-министр Николай Азаров жаловался на такой дискриминационный подход). Переговорщики ЕС также отказались обсуждать позицию Киева, который считал, что квоты, по крайней мере, по трем видам сельскохозяйственной продукции (курятина, свинина, говядина) должны составлять по 50 тысяч тонн.

Интересна позиция ЕС по одному из крупных источников дохода украинского бюджета - по экспорту подсолнечника, а в последние месяцы и по экспорту кукурузы. Брюссель требует отменить экспортную пошлину на подсолнечник, что приведет к увеличению экспорта сырья на недогруженные заводы по переработке подсолнечника в странах ЕС, а экспорт кукурузы в Евросоюз -  сократить. Подобные требования Брюсселя представляют реальную угрозу внутреннему рынку Украины. Отмена экспортной пошлины на подсолнечник реально может привести к дефициту сырья на внутреннем рынке и как следствие — к росту цен на подсолнечное масло.

В последнее время «евроцентристы» выдвигают еще одну идею:  в обмен на подпись о вступлении в Таможенный союз Украина могла бы, мол, получить  компенсационные выплаты  в размере 10 миллиардов долларов. Сюда входит денежная компенсация в 1,9 миллиарда долларов за изменение обязательств Украины перед ВТО. Средняя ставка импортной пошлины (о последствиях такой политики уже говорилось выше) - 4,5 процента, а в странах Таможенного союза - 10,25 процента. Разницу предлагается оплатить России. Помимо денежной компенсации, Украина настаивает на особых условиях поставок российской нефти и газа. России рекомендуется отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты (это будет стоить российскому бюджету 3,5 миллиарда долларов).  Как будет развиваться ситуация, трудно сказать, ибо, по словам замминистра экономического развития Алексея Лихачева, курирующего тему Таможенного союза в российском Минэкономразвитии, все оценки компенсационных мер носят экспертный характер, но никаких конкретных договоренностей не достигнуто.

Таможенный союз и единое экономическое пространство открыты для интеграции. Насколько эффективно  этой возможностью воспользуются власти Украины,  зависит  от них самих.

_________________________________________________________________

Владимир Кузнецов, эксперт Российского Союза промышленников и предпринимателей.     

 

3197
Поставить лайк: 651
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/kuda-pokatit-lokomotiv-ukrainskoy-ekonomiki-ili-evroskeptiki-protiv-evrocentristov