Торговые отношения Украины с соседями, которые еще полтора месяца назад можно было квалифицировать как «торговые войны», сейчас перешли в новое качество. В первую очередь потому, что, увлекшись борьбой с оппозицией и одновременным уверением Брюсселя в своих евроинтеграционных устремлениях, украинская власть упустила из виду тот факт, что Таможенный союз (на страны которого приходится более 50% всего внешнеторгового оборота Украины) уже закончил оформляться политически и перешел к стадии согласования технических и экономических вопросов. В частности, практически решены все спорные вопросы относительно утверждения технических регламентов (1) с требованиями к качеству товаров, производимых и поставляемых на рынки Таможенного союза. В результате, озаботившись «гармонизацией» собственного законодательства с европейским, Украина упустила из виду тот момент, что надо бы «гармонизировать» его еще и с нормами восточных соседей. Итогом такой однонаправленной политики стали проблемы с ввозом пока что некоторых видов украинских продуктов на территорию Таможенного союза.
С начала года, ввязавшись в торговые войны с соседями (2), украинский Кабмин оказался неспособным сформировать адекватный ответ на претензии сопредельных государств. Вместо этого он начал совершать явно ошибочные действия, идущие во вред, прежде всего, украинской экономике. Вместо поиска решения вопроса, официальный Киев пошел на конфронтацию, так и не поняв очевидного: убытки Украины от конфликта будут только нарастать, поскольку он носит не точечный, а системный характер и украинский сыр стал лишь первым спорным продуктом. Дальнейшие события приведут только к росту номенклатуры товаров, которые по своим характеристикам не соответствуют принятым в Таможенном союзе регламентам. Для Украины это означает лишь то, что отечественным производителям придется или изменять свои технологии и подстраиваться под стандарты Таможенного союза (если они, конечно, хотят продавать свою продукцию на этом рынке), или переориентироваться на внутренний рынок, рынок ЕС, Азии, Африки, или… сворачивать производство и закрываться.
Единственный доступный способ регулирования рынка на пути иностранных товаров на рынок Таможенного союза и инструмент для защиты собственных производителей от возможного демпинга и недобросовестной конкуренции после вступления России в ВТО - именно нетарифное регулирование. Однако вместо рассмотрения технических регламентов Таможенного союза и начала переговоров по срокам приведения в соответствие с ними технологических норм украинских предприятий, вместо выяснения, какие следующие шаги предпримут страны Таможенного союза по защите своего рынка, Украина пошла на разжигание конфликта, причем сделала это, как обычно, в ущерб себе. В частности, введение запрета на поставки мясомолочной продукции из Беларуси в Украину в ответ на запрет России поставок сыров семи украинских сыроваренных заводов, в первую очередь, ударит по интересам самой Украины.
Удар придется по нескольким направлениям. Прежде всего, это рынок труда. Сократится количество рабочих мест, потому как без работы останутся сотрудники тех компаний, которые завозят и продают белорусскую продукцию в Украину. Фактически прекратит работу вся розничная сеть, специализировавшаяся исключительно на продаже белорусских продуктов в Украине. С ее исчезновением убытки понесут местные бюджеты, ибо продуктами из Беларуси торговали с низкой наценкой, а основная доля налоговых поступлений приходилась на отчисления с зарплат, которые шли в местные бюджеты. Пострадает также и Пенсионный фонд, который получал средства, начисляемые на зарплаты.
Одновременно пострадают и интересы тех самых сыроваренных заводов, которые сейчас ограничены в возможностях продавать свою продукцию в Россию. Причем пострадают дважды: первый раз, когда окажется, что их место на российском рынке уже занято более дешевыми и качественными белорусскими товарами. Российские производители просто не смогут оперативно занять эту нишу, так как им придется разворачивать новые производственные линии и законтрактовывать большие объемы молока ради этого. А белорусским производителям придется всего-навсего перенаправить товарные потоки с Украины на Россию. Второй раз украинские производители сыров пострадают, когда так и не получат долю, занимаемую сейчас белорусскими товарами на украинском рынке. Не получат потому, что не смогут предложить ничего адекватного по цене и качеству в соответствующем сегменте рынка. И этот сегмент, скорее всего, займут другие импортные товары из Польши, Италии, стран Балтии. Мало того, чем быстрее Украина создаст Зону свободной торговли с ЕС, тем быстрее европейские товары будут вытеснять украинские в ущерб отечественным товаропроизводителям.
Но и это еще не все. Эскалация торговых войн с соседями приведет к тому, что Украина будет терять традиционные для себя рынки сбыта из-за ответных действий соседних государств. В частности, с 3 марта 2012 года Беларусь планирует запретить ввоз продуктов из Украины. Глава Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины Иван Бисюк заявил (3) о том, что речь идет о масле, соли, кукурузе, кондитерских изделиях, шроте. Не исключено, что этот список будет расширен. Именно так Беларусь отреагировала на то, что с 1 марта Госветфитослужба Украины временно приостановила ввоз на территорию страны молока и молочных продуктов из Республики Беларусь.
На этом проблемы для Украины не только не закончились, а можно сказать, только начались. В частности, Ассоциация производителей сахара Таможенного союза обратилась в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с просьбой принять меры к тому, чтобы предотвратить поставки сахара с Украины по демпинговым ценам (4).
Ассоциация производителей сахара Таможенного союза просит ЕЭК ускорить ратификацию соглашений, которые позволят всем странам Таможенного союза использовать единый режим защиты сахарных рынков и не допускать на нем демпинга со стороны Украины.
В этом году стоит ожидать и дальнейших шагов со стороны Таможенного союза по защите своего рынка. В том числе и путем введения нетарифных ограничений на импорт продукции. Попытки же Украины воздействовать на страны Таможенного союза путем обращения к ВТО в качестве арбитра – ни к чему не приведут. Почему? Да потому что ВТО не регламентирует внутренние стандарты и технические условия и если вопрос не касается акцизов и пошлин, то и решать спорные вопросы придется путем двусторонних переговоров без участия представителей ВТО. Так что попытки Украины обратиться в ВТО с жалобами на действия России в «сырной войне» (5) выглядят априори глупо и жалко. Но… это стиль работы украинских чиновников.
За очень короткий промежуток времени украинские власти умудрились испортить отношения со всеми своими соседями, но так и не поняли, что в современном мире нужно уметь принимать во внимание происходящие события очень оперативно и реагировать на них адекватно. В противном случае можно остаться на обочине исторического процесса. И сейчас не так важно, по какой причине возник конфликт. Тот факт, что ухудшение отношений с восточными соседями пошло путем торговых войн, а с западными – из-за политического противостояния, связанного с репрессиями против оппозиции, через некоторое время никто и не вспомнит. Если украинские власти и дальше продолжат курс на конфронтацию со всеми соседями сразу, не исключено, что уже в ближайшее время страна окажется и в экономической, и в политической изоляции между двумя мощными союзами: Евросоюзом – на Западе и Таможенным союзом – на Востоке. Таким образом, Украина преобразуется уже окончательно в «двойной лимитроф» и дальше будет скатываться в «серую зону» неопределенности, постепенно уходить на периферию интересов ЕС и ТС в вопросах национального товаропроизводства.
_________________________________