ссылка

Лаврентий Черниговский: Наши родные слова — Русь и русский…(Часть II)

Увеличить шрифт
А
А
А

Часть 1

Доживший до середины ХХ века, фактически являющийся нашим современником, о. Лаврентий Черниговский (Проскура), прославленный церковью, день памяти которого отмечался 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим.

 
* * *
 
Еще перед Великой Отечественной войной отец Лаврентий говорил: «За то, что все делается не по закону, да в праздники, то все сотрется и сгорит. А потом откроются монастыри и люди будут каяться и молиться и Господь по Своей милости даст немного времени...»
 
В 1941 г., сразу же по приходу, немецкое оккупационное командование в пропагандистских целях издало разрешение на возобновление православных монастырей и храмов. Очевидцы рассказывают, что храмы тогда были полным полны народу: люди с радостью шли на молитву ко Христу.
 
Архимандрит Лаврентий, собрав своих монашествующих чад, устроил в Свято-Троицком монастыре женскую обитель, а позже еще и Домницкую...
 
В сентябре 1943 г. Чернигов был освобожден Красной Армией. Долгожданный приход советских войск вместе с радостью освобождения принес и новые скорби, страдания, репрессии священства.
 
В убеждении православной веры архимандрит Лаврентий стоял твердо и отвергал всяческие компромиссы с еретиками, поступая в жизни своей по слову апостола: «Еретика, после второго и третьего вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Всегда благодушный, смиренный, снисходительный к немощам человеческим, в этом он проявлял удивительную твердость. И часто говорил со своими чадами о последних временах: как нужно быть бдительным. Он знал и всегда напоминал о том, что наше время — последнее — время апостасии, т.е. всеобщего и полного отступления от Христа и Церкви Его.
 
 
Отец Лаврентий с духовными чадами: монахиней Феоктистой (Дурицкой) (слева) и Анной Алексеевной Флеровой (справа), бывшей лечащим врачом батюшки. Снимок конца 40-х гг.
 
Как рассказала монахиня Н., игумения Домницкой обители с двумя келейницами однажды зашли к батюшке отцу Лаврентию на чай. А за обедом он сказал: «Мы с тобой, матушка игумения, не доживем до антихриста, а эти твои келейницы доживут!» Это было в 1948 г. Обе инокини были 1923 года рождения.
 
Конечно, мы не знаем в точности, что под этими словами подразумевал отец Лаврентий. Но понятно, что преподобный Лаврентий как бы предчувствовал скорое попрание многими иерархами догматической чистоты Православия, искажение учения Церкви, т.е. отпадение в ересь.
 
Осенью 1949 г. о. Лаврентий сильно занемог. Поскольку он уже не в силах был самостоятельно ходить на службу, к храму его подвозили на лошади. Последнюю Литургию он посетил на Свт. Николая, после чего окончательно слег и больше не поднимался. Хлеба он не вкушал уже с полгода, а питался только овощами.
 
Скончался батюшка на Крещение 1950 г., в возрасте 82 лет. Только перед самой смертью открылось, что о. Лаврентий еще в 1923 г. был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом. Батюшка никогда и никому об этом не рассказывал, одеяния схимника не носил и всегда ходил в простеньком монашеском подрясничке и клобуке.
 
 
 
 
Схиархимандрит Лаврентий на смертном одре. Февраль 1950 г.
  
Отец Лаврентий не хотел, чтобы его хоронили в соборе, хотел — на православном кладбище, дабы, как он говорил, когда настанет Страшный Суд, «встречать Судию со всеми вместе». Эта воля батюшки, как и многое другое, не была исполнена. Пять дней гроб с телом усопшего батюшки стоял посредине храма на возвышенном месте. Служились вечером парастасы, утром — заупокойные литургии и торжественные панихиды при многочисленном стечении народа. Ярко горели свечи вокруг дубового гроба, который батюшка приготовил себе еще при жизни.
 
После отпевания гроб был перенесен в храм-усыпальницу. Двадцать дней он стоял открытым, и еще двадцать был закрыт крышкой гроба. Ежедневно служились панихиды, и всегда было очень много народу. 20 февраля 1950 г. гроб был торжественно опущен в специально вымурованную гробницу в усыпальнице Свято-Троицкого собора Чернигова, где покоятся семь архиереев.
 
 
 
Чернигов. Свято-Троицкий собор.
 
До закрытия монастыря (в сентябре 1962 года) в храме регулярно совершались панихиды по почившему о. Лаврентию. Черниговские архиереи считали своим долгом и честью помолиться у могилки великого старца. После ликвидации монастыря доступ в усыпальницу был закрыт.
 
9/22 августа 1993 г. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский причислен к лику святых в чине преподобного. Церковь прославила давно уже всенародно чтимого святого.
 
Прошли годы. Настало время, когда вновь богомольцы имеют возможность поклониться могиле о. Лаврентия.
 
 
 
 
Его Преосвященство епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий у мощей преподобного Лаврентия Черниговского
 
В завершение приведем три свидетельства преп. Лаврентия Черниговского, которые остаются с нами. В силах ли мы руководствоваться ими?
 
О Святой Руси
 
Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное предантихристово время. Просиял великий полк Мучеников и Исповедников, начиная с самого высшего духовного и гражданского чина митрополита и царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитя и кончая мирским человеком. Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, Царя Царствующих в Пресвятой Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесной и Она о Ней заботится и ходатайствует о Ней сугубо. Весь сонм Святых русских с Богородицей просят пощадить Россию. В России будет процветание Веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых).
 
 
 
О Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви
 
«Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» И что Православная Церковь есть Тело Христово (разве можно Тело Христа разделять?), и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень, (который, подобно Арию, нельзя разрывать).
 
И не помнят, что Един Бог, едина вера и едино крещение.
 
Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола.
 
Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом-Хранителем... В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее — величайший и непростительный грех и в сей жизни, и в будущей — это хула на Духа Святаго».
 
 «Слыши и виждь!» — так Святое Евангелие гласит, — окончил Батюшка свою беседу, и добавил: «Будут глухи и слепы!»
 
 
 
О Киевской Руси
 
Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина?!
 
Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси.
179
Поставить лайк: 191
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/lavrentiy-chernigovskiy-nashi-rodnye-slova-rus-i-russkiychast-ii