ссылка

На границе тучи ходят хмуро

Увеличить шрифт
А
А
А

В ноябре на украинско-молдавской границе произошел достаточно необычный инцидент. На 52-м километре трассы Одесса – Рени украинские пограничники перенесли пограничные столбы на 120 метров вглубь молдавской территории. Инцидент вызвал резкое недовольство в Кишиневе и Бухаресте, осудили его и в Европейском союзе. Что на самом деле стоит за несколькими гектарами «чужой» земли? 

Геополитические замашки
 
Украинско-молдавская граница как линия административно-территориального раздела в годы советской власти не представляла собой никаких признаков принципиального размежевания. Да и никакой границы, по сути, не было. Люди ходили в гости друг к другу, играли свадьбы, растили детей, не заглядывая друг другу в паспорта.
 
После развала Союза административно-территориальные контуры стали государственной границей. И в Киеве, и в Кишиневе принцип территориальной целостности задекларировали как конституционную незыблемость, что вполне соответствует международному праву.
 
Занимаясь строительством независимого государства, украинское дипломатическое ведомство с первых дней пребывало в эйфории собственного величия. Контролируя огромную, по европейским меркам, территорию, на Десятинной не придавали особого значения «мелким» вопросам размежевания территории с соседями, особенно если речь шла о такой дружественной и беззащитной стране, как Молдова. Куда важнее для официального Киева было чувствовать себя лидером глобального масштаба: создав под кураторством заокеанских покровителей международное объединение ГУАМ, чиновники украинского МИДа изображали из себя крутых геополитических деятелей.
 
Пока в Киеве мечтали о том, как бы всем ГУАМом вырваться из-под влияния Москвы и присоединиться к вожделенному Европейскому союзу, в Кишиневе решали свои, приземленные, проблемы. В 2001 году Молдова вступила во Всемирную торговую организацию и тут же убедила Украину подписать соглашение о свободной торговле без исключений, получив, таким образом, приоритетное право в торговых отношениях с Украиной.  
 
Зачем Молдове море
 
Но территориальные неудобства (границы ведь нарезали по живому) давали о себе знать. Одной из таких проблем стал семикилометровый участок дороги в районе молдавского села Паланка, без которой девять районов одесского Буджака находились в положении анклава. Молдавские дипломаты убедили украинских коллег обменять эту дорогу на территорию в шесть раз большую в устье Дуная. Решив вопрос на карте, то есть проведя делимитацию границы, украинская сторона передвигать границу на местности не спешила.
 
Молдова же, получив согласие Украины на передачу земельного участка в устье Дуная, тут же приступила к строительству грузового и пассажирского порта в Джурджулештах. В прошлом году он вступил в эксплуатацию. По своим грузоподъемным мощностям порт в Джурджулештах значительно превосходит украинский порт Рени, который находится  невдалеке. Один только зерновой терминал молдавского порта вдвое превосходит мощности украинского. Значительная часть грузов уже сегодня перенаправлена с украинских на молдавские терминалы, что приносит отечественным портам значительные убытки. Вся продукция Рыбницкого металлургического завода, а это примерно 30 тысяч тонн в год, около 400 тысяч тонн молдавского зерна, ранее отгружавшиеся в Рени, теперь предпочитают Джурджулешты. По экспертным оценкам только за 2009 год недополученная прибыль украинских портов составила более пяти с половиной миллионов гривен. Порт в Джурджулештах в прошлом году перевез грузов на 50 миллионов долларов.
 
Занимаясь запоздалым переносом пограничных столбов у села Паланка, дабы от сделки десятилетней давности извлечь хоть какой-то прок, украинские власти забыли о другой транспортной проблеме. Молдаване уже приступили к созданию в Джурджулештах мощного логистического центра с наличием железнодорожного узла, построили «железку» в обход украинской территории, что ставит под сомнение эффективность работы украинского порта в Рени и сулит городу незавидную участь бесперспективного поселка.
 
 
Поезда пошли в обход
 
Следует отметить, что переговоры с Кишиневом украинская сторона вела без особого энтузиазма. О транспортном сообщении речь шла только вскользь. В 1999 году Молдова просто передала Украине проходящую по ее территории железную дорогу на участках Могилев-Подольский — Мамалыга в Черновицкой области и Раздельная — Рени в Одесской области, которые в последние годы существования СССР находились в подчинении молдавского железнодорожного ведомства. Передать-то передали, однако украинские поезда, в том числе и пассажирские, все равно шли по молдавской территории со всеми таможенными процедурами. Например, поезд из Киева в Черновцы, дважды пересекая молдавскую границу, проходил таможенный и пограничный контроль в пунктах пересечения по полной программе.
 
Содержать железную дорогу на чужой территории дорого и неудобно. В итоге было решено не договариваться с молдаванами о долгосрочных тарифах или аренде Украиной железнодорожного полотна, а строить обходной участок. В 2002 году Верховная Рада приняла Закон «О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства на 2002-2010 гг.», согласно которому предусматривалось выделение бюджетных средств на строительство железной дороги Измаил — Рени. Это в определенной степени решало вопросы украинских черноморских портов. Поезда в Черновцы просто пустили по более длинному маршруту, не проходящему по молдавской территории.  
 
Зачем гаранту гарантии?
 
Киев спохватился лишь в январе нынешнего года: украинские дипломаты вдруг обнаружили, что все договоренности с молдавской стороной оказались невыгодными для страны и решили поиграть в защиту священных границ. Вопрос был поставлен жестко: соглашения об обмене территориями необходимо отменить. Однако их пыл был развеян даже не в Кишиневе, а в Брюсселе: подписанное пером – не вырубишь и топором.
 
Решительные действия с украинской стороны в отношении Молдовы невозможны и по политическим причинам. Подписывая в 1996 году протокол о статусе одного из гарантов в процессе приднестровского урегулирования, украинские дипломаты опять же не устояли перед искушением собственной значимости. С тех пор любое давление на Кишинев по экономическим вопросам квалифицируется соседкой как политический шантаж одного из участников конфликта. Так же квалифицируются и любые попытки ослабить контроль над движением грузов через Приднестровье: тут же сыплются обвинения в адрес Украины, что она теряет беспристрастность гаранта в данном конфликте.
 
Дипломаты подчеркивают, что за всем этим стоит рука Бухареста, который пользуется любой возможностью напомнить, кто реальный хозяин на этих территориях. Румыния либо сама, либо устами ЕС блокирует любые попытки Украины оживить порты Придунавья в ущерб Молдове. К месту приходится и давний украинско-румынский конфликт вокруг канала Дунай – Черное море, тлеющий уже почти десятилетие. С огромными усилиями расчищенный украинскими моряками фарватер не дает покоя румынским дипломатам: значительная часть грузопотока по Дунаю ушла в украинские порты.  
 
Бэсеску мечтает о «Великой Румынии»
 
К тому же у Бухареста свои планы на восточные территории. Время от времени они озвучиваются на самом высоком уровне. Последним таким скандальным заявлением стало интервью румынского президента Траяна Бэсеску газете «Romania Libera». По мнению главы румынского государства, присоединение Молдавии к «Великой Румынии» - дело практически решенное. При этом он даже назвал сроки, когда такое объединение может состояться - в течение ближайших 25 лет.
 
Как подчеркивают аналитики, президент Бэсеску лишь озвучил румынское «коллективное бессознательное» на весь мир. Главной целью этих планов является Бессарабия - территория нынешней Молдавии. Однако этим дело не ограничивается: к землям «Великой Румынии» в Бухаресте относят еще и два региона Украины - запад Одесской и Черновицкую области.
 
В Бухаресте уверены, что молдаване - это часть румынского народа, объединенного общим языком, историей и культурой. Бэсеску подчеркнул, что Бухарест никогда не подпишет договор о границе с Молдовой, поскольку это «узаконило бы пакт Молотова-Риббентропа».
 
Великодержавные планы румынского лидера, к счастью, вряд ли осуществимы. Одним из главных препятствий на их пути является непризнанная Приднестровская Молдавская республика, категорически не приемлющая каких-либо планов подчинения не только Бухаресту, но даже Кишиневу. Признавая этот факт, Бэсеску пошел еще дальше. Теперь он допускает передел Молдовы по национальному признаку и готов отдать Украине Приднестровье в обмен на Бессарабию и правобережную Молдову. 
 
Когда пригодится Черноморский флот
 
К счастью, передел мира не в компетенции Траяна Бэсеску. Но высказывания лидера государства, являющегося не только членом Европейского союза, но и Северо-Атлантического Альянса, настораживает политиков и дипломатов. К тому же еще свеж в памяти пример, когда на поводу румынских дипломатов пошла европейская Фемида. По решению Международного суда в Гааге значительная часть богатого на полезные ископаемые морского шельфа у острова Змеиный, ранее считавшаяся украинской морской зоной, перешла к румынам.
 
 
В своем интервью Траян Бэсеску, кроме всего прочего, подверг сомнению справедливость пребывания 14-й российской армии на территории Приднестровья, а также продление договора о базировании Черноморского флота в Севастополе до 2042 года, подписанные президентами Украины и России 21 апреля этого года в Харькове. Что же, то, что для господина Бэсеску является сомнительным фактом, для нас является гарантией незыблемости границ, а также не лишним напоминанием доморощенным дипломатам: отстаивать каждую пядь родной земли – это настоящий, а не ряженый патриотизм.
49
Поставить лайк: 84
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/na-granice-tuchi-hodyat-hmuro