На встречных курсах
22 октября 2012 года состоялся рабочий визит президента Украины В.Януковича в Москву, где он провел переговоры с российским президентом В. Путиным по широкому кругу вопросов. Переговоры проходили под знаком двух тем: цена на газ и перспективы сотрудничества Украины с Таможенным союзом. Газовый вопрос был упомянут во время встречи несколько раз: первый раз в самом конце вступительной речи президентов (1), а второй – в заявлении для прессы, где В. Янукович заметил, что «переговоры по актуальному для Украины так называемому газовому вопросу продолжаются, и мы рассчитываем выйти на экономически обоснованную, справедливую формулу установления цены на газ для нашей страны».
Многие политические обозреватели и политики считают, что экономические вопросы в ходе этого визита были вопросом далеко не первоочередным. С. Иванов, глава Администрации Президента России, так охарактеризовал переговоры: «Ничего нового. Ясно же, что этот визит нужен был позарез прежде всего им – перед выборами». (2) В аналогичном предвыборном ключе этот визит охарактеризовали и украинские политологи. Подавляющее большинство из них высказали предположение, что этим визитом В. Янукович хотел дать сигнал избирателям Партии регионов о том, что отношения официального Киева с Москвой динамичны и благожелательны. В канун парламентских выборов это вполне логичный, беспроигрышный ход.
И все же более вероятной точкой зрения представляется суждение руководителя Центра политического анализа «Пента» В. Фесенко о том, что этот визит больше сигнал для Запада, чем для электората. (3)
Действительно, в условиях явно негативного настроя Запада по отношению к украинским выборам В. Янукович таким образом демонстрирует, что у него есть надежные партнеры, которые смогут его поддержать, и что восточный вектор интеграции вполне реальный.
Однако рискнем предположить, что визит был связан и с действительно происходящим интеграционным дрейфом украинского руководства в евразийском направлении. Об этом практически прямо заявили в украинском МИДе: «Визит стал важным событием для развития украинско-российского диалога, он имел четкое практическое содержание и был призван дать толчок в реализации общих проектов и решить отдельные проблемы экономического характера. Продолжаем также поиск оптимальных форм экономического сотрудничества и торговли Украины с Россией и странами Таможенного союза». (4) Под «отдельными экономическими проблемами» понимались, в первую очередь, ограничения при торговле металлопродукцией и введение утилизационного сбора при поставках автомобильной техники. Судя по итоговому заявлению президентов, реальных успехов именно в этих вопросах не было достигнуто, зато было подписано два других, не менее важных документа.
В частности, были подписаны Межправительственное соглашение о реадмиссии (и Исполнительный протокол по порядку ее реализации), а также Протокол между Кабмином Украины и Правительством РФ о поставках товаров по производственной кооперации. (5)
Соглашение о реадмиссии должно улучшить аналогичное соглашение 2006 года, поскольку с тех пор в законодательстве двух стран произошли определенные изменения. Документ этот действительно важный – он регулирует вопросы сотрудничества украинской и российской сторон в сфере передачи компетентными органами государств лиц, которые въехали или находятся на территории запрашивающего государства с нарушением миграционного законодательства. (6)
Второй документ интересен со стратегической точки зрения. В. Путин так объяснил его суть: «Речь идёт о том, чтобы максимально упростить порядок взаимных поставок комплектующих материалов, оборудования в тех отраслях, где у нас складываются единые производственные цепочки. Расширение инвестиционных, торговых и производственных связей способствовало бы снятию барьеров, мешающих движению товаров и услуг, капиталов и рабочей силы». (7)
В техническом смысле этот протокол позволяет сторонам реализовать положения Межправительственного соглашения о производственном сотрудничестве от 1998 года, в соответствии с которым товары (услуги), которые поставляются производственной кооперацией, не облагаются НДС и акцизами.
Показательно, что подписание этого документа, де-факто направленного на углубление интеграционных процессов, совпало с заявлением президента Украины В. Януковича о том, что «мы не меняем свою точку зрения, мы считаем, что углубление сотрудничества с Таможенным союзом будет приносить пользу нашим товаропроизводителям, и мы должны глубину этих отношений постоянно увеличивать. Это будет приносить экономике только плюс». (8)
Кроме того, в своем предварительном выступлении В. Янукович отметил, что уже достигнуто соглашение между профильными «космическими» ведомствами трех стран (Украина, Россия, Казахстан) относительно совместных исследований и работ в области совместного освоения космического пространства. Кроме того, уже планируется минимум три пуска ракет. На завершающих этапах находятся и решения по развитию кооперации в области самолетостроения и атомной энергетики.
То есть реально Украина не только говорит о более тесной интеграции на постсоветском пространстве, но реально ею занимается. Явный экономический интерес большинства украинских ФПГ, который лежит на Востоке, а не на Западе, двигает реальную политику в евразийском направлении уже сейчас.
Вопрос же формального присоединения к Таможенному союзу, похоже, остается для украинской стороны своеобразным джокером для решающего торга, поскольку, по ее мнению, «сожжет» за Украиной все «европейские мосты».
Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции ЕС в отношении украинской власти в целом и украинских выборов в частности. Усиливающееся информационное давление на украинскую власть создает заметный дискомфорт для ее руководства, а возможность непризнания выборов легитимными грозит поставить под вопрос само ее существование. Как верно отметил обозреватель «Украинской правды» М. Дубнянский: «Оппозиционные угрозы фантастичны, но довольно поучительны. Они побуждают задуматься о цене и средствах гипотетической победы – победы, после которой побежденный гарантированно теряет все. Чтобы ее добиться, необходима куда более ожесточенная битва, чем оранжевые события 2004-го» (9). В таких условиях украинские элиты не готовы потерять власть, вместе с которой теоретически могут потерять и свободу.
Непризнание выборов может потенциально стать тем «камнем, брошенным в воду», от которого пойдут крайне опасные для власти «волны», и чтобы обезопасить себя власть уже сейчас готова искать реальные альтернативы дальнейших действий. Особенно это становится актуальным на фоне перманентных угроз санкций со стороны ЕС. Если Евросоюз действительно будет последователен в реализации своих угроз (непризнание выборов плюс санкции), то, во-первых, европейский рынок для Украины будет если не полностью, то значительно закрыт, а во-вторых, в условиях надвигающейся волны кризиса Украина может оказаться отрезанной от кредитов МВФ. Украина уже заняла почти 10 млрд. долл. у Китая, однако будет ли она готова взять еще больше – вопрос. Практически единственной альтернативой тут может стать Россия.
Судя по всему, власть надеется дотянуть ситуацию до 2015 года и уже тогда исходя из текущей ситуации принимать судьбоносные решения. В том числе – по Таможенному союзу. Однако тут может случиться у Киева стратегический просчет, ведь с 2015 года (а в некоторых случаях и с 2013 года) в рамках Таможенного союза начнут в полную силу действовать новые технические регламенты на продукцию, которые Украина еще не только не начала изучать, но даже не всегда знает об их существовании. Как результат, в 2015 году рынок стран Таможенного союза может оказаться фактически закрытым для украинских товаров (а ведь именно на этот рынок уходит львиная доля высокотехнологичной и продовольственной продукции).
Перестройка производственных мощностей дело не одного-двух дней и может быть сопряжена со значительными затратами. Если же это будет происходить на фоне глобального экономического кризиса, возможного режима санкций и отсутствия доступных кредитов, то украинские промышленники окажутся в очень сложной ситуации.
Таким образом, реальные и концептуальные решения по присоединению к Таможенному союзу нужно принимать не через два года и «по обстоятельствам», а уже сейчас, дабы обеспечить украинскую промышленность определенным временным запасом для маневра (на адаптацию технических регламентов). Ну а себе тем самым действующая власть обеспечит возможность войти в формирующийся экономический союз на правах партнера, а не приживалки или бедного родственника и к тому же купирует возможные риски и угрозы со стороны оппозиции дестабилизировать обстановку в стране.
(1) http://www.kremlin.ru/transcripts/16699
(2) http://nr2.com.ua/kiev/409352.html
(3) http://nr2.com.ua/kiev/409303.html
(4) http://www.pravda.com.ua/news/2012/10/23/6975221/
(5) http://www.president.gov.ua/news/25859.html
(6) http://www.unian.ua/news/531197-rosiya-i-ukrajina-nareshti-domovilis-ya…
(7) http://www.kremlin.ru/transcripts/16700