ссылка

Небо Валентины Гризодубовой

Увеличить шрифт
А
А
А

Какие высокие слова нужно найти, чтобы воздать в полной мере за гражданский и боевой подвиг этой женщине?!

Она неоднократно ходатайствовала о людях, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным летчиком М. М. Громовым вступилась за С. П. Королева, будущего создателя советской космической программы (во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29). Она возглавляла Антифашистский комитет советских женщин, была членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Она с марта 1942 года командовала полком Авиации дальнего действия (АДД) и лично совершила около 200 боевых вылетов, в том числе 132 – ночных, на бомбардировку вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Но и это далеко не все о ней, первой из женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза в 1938 году, и единственной, кто стала еще и Героем Социалистического Труда (1986 год).

Она впервые поднялась в воздух на аэроплане в 2-летнем возрасте, еще в 1913 году, когда об авиации мало кто слыхивал. Она в 1929 году окончила Пензенскую школу летчиков-инструкторов, в 1933 году — Тульскую летную школу, в 1934—1938 годах была летчиком агитационной эскадрильи имени Максима Горького, установила 5 международных женских рекордов на спортивных самолетах.

И все это о ней, легендарной женщине — Валентине Степановне Гризодубовой, совершившей 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолете «Родина» (АНТ-37) знаменитый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (в Комсомольск-на-Амуре). Отважные летчицы установили тогда международный женский рекорд дальности полета, за 26 ч. 29 мин. покрыв расстояние в 6 450 километров.

Валентина Степановна Гризодубова

* * *

Харьковчанка Валентина Гризодубова была дочерью одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков Степана Васильевича Гризодубова.

Официальной датой ее рождения считалось 31 января 1910 года. Однако директор музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко уточнил по справке архива ЗАГСа Харькова дату рождения Валентины Гризодубовой - 10 мая (по ст. ст. 27 апреля) 1909 года.

То есть Харьков отмечал 100-летие со дня рождения прославленной землячки весной 2009 года. Несмотря на пожар, случившийся в 2008 году в доме, где располагался музей Гризодубовых по улице Мироносицкой, 54 Б, сотрудники музея провели 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издали сборник материалов конференции (2010 год).

Харьков. Мемориальная музей-квартира семьи Гризодубовых

Между прочим, интересный музей Гризодубовой существует и в 918-й школе Москвы, носящей имя прославленной летчицы.

Родословную семьи Гризодубовых восстановил харьковский исследователь Андрей Парамонов. Первый из Гризодубовых, Поликарп, попал в Харьков из Курской епархии в конце XVIII века, его предки были священниками. Его правнук 40 лет прослужил в Сумах по охране правопорядка. Он не раз отличался по службе и в 1891 году был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, что давало право потомственного дворянства. Сын Михаила Ивановича — Василий — дед Валентины Гризодубовой также получил орден Святого Владимира 4-й степени на казенной службе, то есть как бы подтвердил дворянское достоинство. Но в 1907 году при венчании Степан скрыл свой дворянский статус, поскольку дворянин не мог жениться на простой крестьянке без разрешения Государя. Поэтому он записан в метрической книге как личный почетный гражданин Харькова. А вот при рождении дочери Валентины родители указаны как дворяне.

* * *

Летные истоки и тяга к небу этой семьи – поразительны и ознаменованы волшебной силой синематографа. Степан Гризодубов увидел в кино полеты братьев Райт и задумал сам создать летательный аппарат, хотя и не имел для этого ни достаточных знаний, ни средств. Выпросил у киномеханика несколько кадров с изображением аэроплана и начал строить по ним самолет. Работал практически в одиночку, помогала ему лишь жена, разделявшая увлечение супруга, который отказал семье даже в мебели. Все доходы и его, и супруги, зарабатывавшей шитьем, шли на приобретение материалов для аэроплана.

Авиаконструктор и пилот Степан Васильевич Гризодубов

Рассказывают, что Харьковский губернатор, узнав о затее Гризодубова, презрительно сказал: «Нищий, а лезет в небо!» Трудно сказать, так ли уж лезут в небо богатые, но в 1913 году самоучка Гризодубов (этакий местный «циолковский», из блаженных и одержимых полетами) стал летать — по полторы-две минуты — над Харьковским ипподромом. Известное фото с двухлетней Валентиной тогда и появилось. Однажды С. Гризодубов, которому не с кем было оставить дитя, привязал дочку себе за спину и полетел.

Валя Гризодубова «осваивает» самолет отца Г-2

Кумиром маленькой Вали стала первая русская летчица Лидия Виссарионовна Зверева, еще гимназисткой летавшая на воздушном шаре, а в 1911 году получившая звание пилота.

Гризодубова стремилась во всем подражать Зверевой. Она тоже решила стать летчицей и в 14 лет совершила свой первый самостоятельный полет на планере в Коктебеле, на слете планеристов.

После окончания средней школы Валентина Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

Валентина Степановна Гризодубова. 1928 год

Когда в 1928 году в Харькове открыли школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима, Валентина поступила в нее в первом наборе и через три месяца окончила, получив звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова в 1929 году поступила в Пензенскую школу летчиков-инструкторов. Затем занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, обучая других искусству пилотирования. В 1934 — 1935 годах служила в агитационной эскадрилье имени Максима Горького на Центральном аэродроме в Москве. Совершала агитационные перелеты по городам и селам Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья. И часто в далеком селении, где никогда еще не видели самолета, жители дивились не только прилету стальной птицы, но еще и тому, что ею управляет женщина.

Экипаж самолета «Родина» (АНТ-37), совершивший 24—25 сентября 1938 года знаменитый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток

Валя Гризодубова не случайно попала в героическую тройку девушек, совершивших знаменитый дальний беспосадочный перелет. Она шла к рекорду чередой своих вершин. В октябре 1937 года на небольшом спортивном самолете она за полчаса преодолела 100 километров со скоростью 218 километров в час, побив рекорд американки Аннеты Джинсон (около 199 км/ч.). Через 2 дня Гризодубова побила рекорд американки Моури. На двухместном спортивном гидроплане Гризодубова со своим бортмехаником Екатериной Слобоженко поднялась с Москвы-реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/час (рекорд американки на самолете такого же класса равнялся 127 км/час). Через полчаса неутомимая Гризодубова опять поднялась, на этот раз на одноместном гидросамолете. Теперь уж «не повезло» другой американской рекордсменке — Маргарите Тэннер, пролетевшей 100 километров со скоростью 167 км/час. Советская летчица прошла такое же расстояние со скоростью 190 км/час.

Верно подмечено: одним махом Гризодубова побила сразу три женских авиационных рекорда. А вскоре ее полет со штурманом Мариной Расковой по маршруту Москва — Актюбинск дал стране и 4-й рекорд. За 7 часов 23 минуты летчицы на спортивном самолете преодолели по прямой 1444 км, почти в 2 раза превысив международный женский рекорд.

В 1939—1941 годах депутат Верховного Совета СССР В. С. Гризодубова занимала должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.

Валентина Степановна Гризодубова

В Великую Отечественную войну В. Гризодубова была командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолеты которого летали в тыл к партизанам.

В своей книге «Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)» (М.: Политиздат, 1964) Александр Верхозин рассказывает, что полк Гризодубовой снабжал партизан не только оружием и боеприпасами. На партизанских базах выгружались из самолетов кинопередвижки и новые кинофильмы, политическая и художественная литература, газеты, листовки. В партизанское село Дуброва на грузовых парашютах было сброшено оборудование типографии, а также приземлилась наборщица М. Почкаева. Накануне вечером она работала в одной из московских типографий, а утром оказалась у партизан. Вскоре после приземления она стала набирать первый номер газеты для населения оккупированных областей. В отдельных случаях, когда в некоторых отрядах создавалось критическое положение с питанием, страна посылала народным мстителям и продовольствие. Большое значение имело и своевременное обеспечение партизан медикаментами, медицинским оборудованием, квалифицированными врачами, а крупные соединения — походными госпиталями.

А 14 июня Валентина Гризодубова лично вылетела с грузом боеприпасов к житомирским партизанам, в соединение генерала Сабурова и осталась на день у партизан. «Увидев у себя прославленную летчицу, — пишет А. Верхозин, — хозяева проявили такое гостеприимство, что, если бы она стала выполнять все пожелания, с которыми к ней обращались партизаны, улететь ей не пришлось бы и в следующую ночь. Повидаться с командиром полка «партизанских летчиков» на аэродром приехали известные вожаки украинских партизан — генералы А. Ф. Федоров, В. А. Бегма и другие командиры соединений и отрядов. В этот день у А. Н. Сабурова находилось 8 экипажей: самолеты стояли замаскированные в лесу, прилегающем к площадке. Фашисты и не подозревали, что у них в тылу работает в буквальном смысле слова аэропорт, который каждую ночь принимает и выпускает более десяти самолетов. Комиссары соединений Дружинин, Богатырь и другие организовали совместный митинг. Выступавшие внесли предложение просить штаб партизанского движения Украины наградить подполковника В. С. Гризодубову медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Присутствовавшие на митинге представители штаба тут же под общий гул одобрения вручили Валентине Степановне партизанскую награду».

С осени 1943 года В. Гризодубова командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком, летчики которого участвовали в Белорусской операции 1944 года, бомбили войска противника в районах Бобруйска, Рогачева, Полоцка, Борисова, Орши, Лиды.

Командир 31 Гвардейского бомбардировочного полка

Герой Советского Союза В.С. Гризодубова

* * *

После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она успешно трудилась почти 30 лет. «Весь жизненный путь славной летчицы, — писал знаменитый летчик М. М. Громов, — можно обозначить одним коротким, но выразительным словом — подвиг. Гризодубова уверенно держит в своих руках штурвал. Полет продолжается».

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. Работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по летной части. Ее подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие легендарного беспосадочного перелета на самолете «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, был установлен обелиск в честь славного женского экипажа — гранитное крыло, устремленное в небо.

Валентина Степановна Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Памятник Валентине Степановне Гризодубовой в Москве на Кутузовском проспекте

В Москве на Кутузовском проспекте летчице установлен памятник. На доме, где жила героиня, установлена мемориальная доска. Ее имя носит 103-й Гвардейский военно-транспортный авиационный полк и самолет Ил-76МД в Смоленске.

На Украине в честь В. Гризодубовой названы улицы в Харькове, Бахчисарае, Мелитополе, Луцке, Первомайске, Снежном, Белой Церкви, Кривом Роге.

А в России - во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Кургане, Павлове, Пензе, Жуковском, Смоленске, Георгиевске, Ставрополе, Омске.

315
Поставить лайк: 542
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/nebo-valentiny-grizodubovoy