ссылка

Необходима ли регионализация унитарной Украине?

Увеличить шрифт
А
А
А

Регионализация в украинском обществе имеет глубокие исторические корни. Разный исторический путь развития регионов Украины (прежде всего Запада и Востока) определяет в значительной степени современную общественно-политическую жизнь граждан страны. Посмотрим на отношение украинцев к вопросу регионализации Украины в настоящее время и выясним, какую, с их точки зрения, пользу она могла бы принести.

Следует сразу обратить внимание на неоднозначное понимание гражданами Украины механизмов регионализации, роли институтов органов местного самоуправления и региональной политики государства. Одновременно присутствует, с одной стороны, шаблонное понимание автономии (децентрализации вообще) как угрозы целостности Украины, но, с другой стороны, есть назревшая потребность (хотя и не совсем осознанная как политический интерес) необходимости изменений в слишком централизованном государственном организме, где решение всех проблем берёт на себя Киев.
 
В 2002 году граждане Украины подавляющим большинством (82,3%) высказались за то, что руководители региональной исполнительной власти должны избираться населением (см. рис. 1). В то время как механизм назначения губернаторов президентом страны поддерживало лишь 7,7%. Затруднились с ответом 10%. Разницы между региональными сообществами по этому вопросу практически не было. 
 
Рис. 1,
 
Отношение населения к механизмам смены руководителей исполнительной власти в областях («губернаторов»), %(1)
 
 
В 2009 году население разных макрорегионов Украины продемонстрировало существенные отличия в отношении к перспективам регионализации в государстве и развитии институтов автономий (табл. 1). 
 
Таблица 1,
 
Отношение граждан Украины к перспективам обретения областями, в которых они проживают статуса автономий, %(2) 
 
 
Запад
Центр
Юг
Восток
Да, хотел бы, чтобы область, в которой я проживаю, отдельно приобрела статус автономии
2.0
1.8
3.6
11.5
Да, хотел бы, чтобы область, в которой я проживаю, приобрела статус автономии вместе с одной или несколькими соседними областями
3.4
2.6
7.5
22.4
Нет, не хотел бы, чтобы область, в которой я проживаю, приобрела статус автономии вместе с одной или несколькими соседними областями
61.3
58.1
42.5
32.6
Я проживаю в автономии (АРК)
0.0
0.0
18.7
0.2
Трудно ответить
20.1
18.9
12.0
21.3
Мне это безразлично
13.2
18.6
15.6
12.1
 
Неоднозначность оценки гражданами перспектив относительно децентрализации власти и, соответственно, регионализации на Украине проявляется, если перенести внимание граждан с формальных (предоставления автономии как комплексного политического мероприятия) на содержательные (отдельные структурно-составные элементы регионализации государства) стороны этого вопроса. На рис. 2 и 3 изложены результаты ответов в омнибусном опросе, проведенном Институтом социологии НАН Украины в 2009 г., на вопрос непрямого характера относительно «разгрузки» власти центра в пользу регионов.
 
 
 
Отношение граждан Украины к разграничению полномочий центральных и региональных органов власти, % (3)
 
 
Так, например, такой составной элемент института политической автономии, как разграничение полномочий между центральной и региональной властью, поддерживают свыше 50% респондентов в целом по Украине. Региональное распределение демонстрирует, что такое разграничение поддерживает больше половины респондентов в трех макрорегионах Украины (максимальный показатель на Востоке - 57,8%, минимальный в Центре - 44,4%). Максимальный уровень отрицания разграничения полномочий центра и регионов составляет лишь 16% (западный и центральный макро-регионы страны).
 
Более рельефный вид имеет общественное мнение в региональном разрезе при ответе на вопрос относительно создания в регионах парламентов и правительств с конституционно определенными полномочиями (рис. 3). Однако и здесь количество положительно настроенных к таким политическим преобразованиям (34,1% в целом по Украине) превосходит число тех, кто высказался против (23,9%), на 10%. Содержательная конкретизация вопроса о сути политической автономии (ее структурно-функциональные элементы - властные институции) дала «колебание» результатов по макро-регионам. Больше всего сторонников создания властных институтов с широкими полномочиями в регионах оказалось на Востоке (48,7%) и Юге (32,5%), менее всего - на Западе и в Центре.
 
 
 
Рис. 3.
 
Отношение граждан Украины к перспективам создания региональных парламентов и региональных правительств, % (4)
 
Следовательно, в украинском обществе (при всех искусственных страхах населения относительно федерализации как угрозы территориальной целостности Украины) присутствует конкретный (хотя и не осознанный) политический интерес в плоскости регионализации. Является ли он прагматичным? Об этом свидетельствуют данные, которые демонстрируют увеличение количества сторонников автономизации по мере ухода от формальной постановки проблемы, где идет речь об абстрактной автономии, к ее детализации, где респонденты выражают свое отношение к отдельным ее составляющим элементам, которые могли бы служить их интересам. На основе этого можно опровергнуть мифологические высказывания политиков в печати о том, что граждане против федерализации, которая не нужна Украине. Федерализация как политическая «страшилка» вызывает в общественном мнении отторжение, однако у населения имеется заинтересованность во внедрении её составляющих элементов. Как и в отношении к любым неоднозначным вопросам, группы радикальных сторонников или оппонентов концентрируются на полюсах и, как правило, в небольшом количестве. Ситуацию определяют большинство неопределившихся, которые склоняют «чашу весов» в ту или иную сторону в зависимости от сложившихся условий.  
 
Схема 1.
 
 
Расширение политического интереса граждан относительно регионализации Украины (5)
 
Как продемонстрировали результаты, на крайних «точках» концентрируются относительно небольшие сегменты четко уверенных в своем мнении респондентов, которые являются базовыми группами автономистов (10,6%) и унитаристов (13,9%). Эти социальные «ядра» способны расширяться или, напротив, уменьшаться при условии введения определенных мотивационных факторов. Менее четкими являются условные группы «лояльних» (34 - 50%) и «оппонентов» (23,9 - 51%) регионализации. Так, например, термины «автономія», «федерація» «децентрализация» имеют свою информационную нагрузку (нередко с негативной политико-идеологической расцветкой) для граждан. В то время как отдельные составляющие института автономии (например, разграничение полномочий между центром и регионами) не вызывают острого отрицания.
 
Таким образом, в общественном мнении украинского общества теперь действует своеобразная конфигурация политического интереса относительно регионализации: граждане высказываются против автономизации регионов Украины, однако положительно относятся к составляющим института автономии. В концентрированном виде такой феномен можно сформулировать, как активный антиавтономизм с латентным стремлением децентрализации.
 
Что же представляет собой группа автономистов в украинском обществе? Ответ на этот вопрос может показать, в чем именно заключается центробежный интерес этих граждан. По показателям проживания автономисты преимущественно состоят из жителей городов с населением свыше 250 тыс. чел. Больше всего автономистские интересы распространены в Донецкой, Луганской, Николаевской и Харьковской областях. Во всех этих областях преобладает часть респондентов, которые выразили желание создать общую с соседними областями автономию. Наибольший уровень унитаристских интересов был зафиксирован в городе Киеве, большинство жителей которого выразили нежелание получения статуса автономии для своей области и предоставления такого статуса другим областям Украины (80% от опрошенных жителей столицы).
 
Если выйти за пределы картины общих демографических показателей и рассмотреть отдельные социально-психологические и социально-политические установки, то можно видеть отдельные специфические черты. Так, можно выделить внешнеполитический фактор. Среди автономистов преобладает позитивное отношение к идее присоединения Украины к союзу России и Беларуси (свыше 80%) и негативное отношение к возможности вступления Украины в НАТО (свыше 83%). К перспективам вступления страны в ЕС автономисты относятся с заметно меньшим уровнем позитива (30,0%), чем унитаристы (50,5%).
 
На рис. 1 и 2 можно видеть степень приоритетности отдельных составляющих внутриполитической жизни для автономистов (1 - предоставление официального статуса русскому языку, 2 - укрепление общенационального единства, 3 - укрепление государственности украинского языка) и унитаристов (1 - укрепление общенационального единства, 2 - укрепление государственности украинского языка, 3 - предоставление официального статуса русскому языку). 
 
 
Пирамиды внутриполитических приоритетов

 

Следовательно, автономистов представляют граждане, которые проживают в индустриальных регионах, наиболее пострадавших от экономического кризиса, где преобладают ориентации на партнерство с восточнославянскими странами и приоритеты относительно русского языка.
 
Однако автономистские интересы части украинского общества пока что имеют черты не столько осознанного политического интереса для достижения определенных целей при помощи институтов автономной власти, сколько проявление реакции самозащиты в условиях недовольства от нерешенности вопросов своей культурно-цивилизационной принадлежности.
 
Обострению таких настроений способствует приход к власти в центре политических сил, которые воспринимаются представителями тех или иных региональных сообществ как иностранцы. И очередное замещение представителей одних регионов другими в верховной власти способно привести лишь к географическому «перемещению» центробежных интересов (а точнее сказать - к защитной реакции в форме дистанционирования от центра, который стал «чужим») от одних регионов к другим.
 
Невзирая на многочисленные недостатки автономизма в украинском политическом пространстве и неготовность региональных сообществ к получению более широких полномочий для регионального и местного уровней власти и самоуправления, можно говорить (учитывая современные условия развития Украины), что децентрализация власти и предоставление регионам отдельных элементов автономии (в первую очередь, бюджетной) фактически является задачей, обязательной для решения. Без формирования у граждан всех регионов самостоятельности и ответственности при принятии решений, без выработки и эффективного использования механизмов защиты своих интересов роста уровня гражданской активности народовластия на Украине не будет.
 
Необходимо постепенное и планомерное привитие гражданам и социальным группам основ гражданского самоосознания и социально ответственного поведения. Этому как раз может способствовать децентрализация государственной власти и отход от модели патрон-клиентских взаимоотношений между центром и периферией на Украине.
 
_______________________________
 
Андрей Зоткин, научный сотрудник Института социологии НАН Украины, кандидат социологических наук.
 
 
 
(1) Мониторинговый опрос "Украинское общество" проведен Институтом социологии НАН Украины в феврале-марте в 2002 г., количество респондентов - 1799 чол., погрешность выборки - 2,3%.
(2) Омнибусный опрос проведен Институтом социологии НАН Украины в апреле-мае в 2009 г., количество респондентов - 1800, погрешность выборки - 2,3%
(3) Омнибусный опрос проведен Институтом социологии НАН Украины в апреле-мае в 2009 г., количество респондентов - 1800, погрешность выборки - 2,3%
(4) Омнибусный опрос проведен Институтом социологии НАН Украины в апреле-мае в 2009 г., количество респондентов - 1800, погрешность выборки - 2,3%
(5) Данные приведены в целом по Украине из четырех вопросов омнибусного опроса, проведенного Институтом социологии НАН Украины в апреле-мае в 2009 г., количество респондентов - 1800, погрешность выборки - 2,3%
4559
Поставить лайк: 252
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/neobhodima-li-regionalizaciya-unitarnoy-ukraine-0