Образовательный «шок»
8.04.2011
Напечатать
А
А
А
На Украине и в России полным ходом идет реформа образования. Во главу угла ставится его «оптимизация» под экономические нужды. Критики обращают внимание на риск снижения образовательного уровня населения. При более внимательном анализе возникает сомнение в экономической целесообразности реформ образования в обеих странах.
Суть и предложения
Везде проводится специализация учащихся, начиная со школы. Но на Украине законопроект еще «сырой», тогда как российский находится в итоговой стадии обсуждения. Украинцы предлагают специализацию только старшеклассников – по будущему месту учебы и профессии. То есть практически как и теперь. А в России это предполагается делать чуть ли не с 5 класса и силами самих учащихся. В итоге маленькие дети не получат необходимого базиса общеобразовательных знаний.
Поясню: в России с 2013 года будет три базовых школьных предмета (выбранных непонятно по какому критерию) – «Россия и мир» (курс внешней политики? истории?), ОБЖ, физкультура. Остальные предметы – на выбор. Они разделены на 6 групп, из каждой ученик (!) может выбрать 1-2 предмета. Этот курс (от 9 до 15 предметов) оплачиваться из кармана родителей не будет. Однако повышенная вариативность в итоге приведет к большим перекосам – абитуриентов придется переучивать (вдруг молодой человек или его родители поймут, что раньше сделали неправильный выбор в предметах обучения?), что повлечет рост числа репетиторов и цен за их услуги. Малообеспеченным гражданам этот путь, естественно, будет закрыт. Как и изучение остальных предметов, за которые надо будет платить.
И Украина, и Россия переходят (первая почти перешла) на Болонскую систему образования, подразумевающую интеграцию вузов наших стран в западный образовательный процесс. В силу проевропейского курса внешней политики Украина вступила на путь образовательной реформы раньше России и глубже «влезла» в Болонский процесс. Однако к системным реформам она только подходит в силу того, что политическая стабильность и согласованность в работе президента, правительства и парламента установились только год назад.
Тем не менее уже видны минусы Болонской системы. Не учитываются возникающие диспропорции, а именно: число мест в магистратуре меньше количества бакалавров примерно на три четверти (в России и на Украине в целом похожая ситуация). Понятно, что три четверти «недоучек»-бакалавров должны будут стать техническими специалистами среднего звена. Но кто сказал, что их так воспринимают? Программы для соответствующих курсов либо не написаны, либо «сырые». В итоге их и принимают за недоучек. Эта система привела к увеличению оттока молодежи из Украины. Всего за 19 лет (1991-2010 годы) Украина резко оскудела в отношении научных кадров: число ученых сократилось втрое с 295 до 94 тыс. (по данным Госкомстата Украины). На 2010 год статистика такова – ежегодно уезжает 2-6 тыс. ученых (!). В России тенденции не лучше – уезжает не только столичная молодежь, но и выпускники региональных вузов.
Альтернатива
Варианты выхода есть.
Первый. Адаптировать Болонскую систему к нашим условиям социально-экономического развития. То есть ввести амортизационные меры для выпускников бакалавриатов («привязать» к конкретным государственным предприятиям или даже частным структурам через договоры государственно-частного партнерства).
Второй. Выйти из самой системы, так как она не дает преимуществ образовательным системам наших государств, а лишь способствует увеличению оттока кадров. Кто бы ни говорил, что границ больше нет, реальность показывает обратное – каждое государство старается беречь свой интеллектуальный потенциал и приманивать чужой. Это отлично получается у США, Европы и теперь – даже у Китая (где, кстати, как и в большинстве стран мира, за исключением Запада, нет Болонского процесса).
«Оптимизация финансирования»
Образовательная реформа «отягощается» еще и «оптимизацией» финансирования образовательных учреждений. В России 84 федеральный закон (принят в мае 2010 года) как раз и разграничил бюджетные организации на казенные (полностью под контролем государства), автономные (ограниченный контроль со стороны государства) и новые бюджетные учреждения (куда попадают и образовательные, государственное финансирование в них сменяется «субсидированием», смысл которого предстоит еще понять).
На Украине такого комплексного подхода в отношении собственности образовательных учреждений пока нет. Частично это объясняется тем, что общее среднее образование находится на коммунальном попечении, то есть деньги даются из местных бюджетов и контроль, соответственно, тоже осуществляется через них. А вот высшее образование находится полностью под контролем государства.
Стоит еще некоторое время посвятить школьному образованию на Украине. Общий вектор как модернизации в России, так и реформам на Украине направлен на построение постиндустриального общества, успешно интегрированного в западный мир. Не будем спорить о том, насколько это нужно/не нужно нашим странам. Сконцентрируемся теперь на последствиях такого решения. В России уже начали закрывать сельские школы из-за того, что в них слишком мало учеников и они, мол, нерентабельны. В итоге это приводит к еще большей деградации села и подстегиванию новой урбанизации.
На Украине правительство предпринимает пока одиночные меры для сокращения сельских школ, в частности в восточных областях. Западную Украину это до поры до времени не касается из-за высокой пассионарности и мобилизованности тамошних жителей, которые уже «заряжены» на борьбу с «украинофобским» министром образования Дмитрием Табачником. Конфликт начался сразу после его назначения в марте 2010 года. Кампания, в которой приняли и принимают участие в основном студенты, реже - школьники, была организована вокруг прошлых заявлений Табачника, где он очень сильно сомневается в том, что исторически Галиция может претендовать на «центр украинства» в силу своей многовековой оторванности от основной части Украины.
Однако учитывая бюджетные проблемы Украины и постоянно грозящий дефолт, рано или поздно придется взяться за комплексную реформу образования. Нынешние украинские власти пытаются выжать деньги отовсюду, кроме олигархов – из малого и среднего бизнеса, бюджетников и прочих. Логично, что придется сокращать финансирование образования. Министерство образования Украины уже предложило отказаться от «массовых» стипендий (как и российское аналогичное министерство), заменив их повышенными стипендиями для отличников. Рано или поздно дело дойдет до сокращения числа школ на селе. К чему это приведет? К деградации образования в первую очередь на западе страны, где больше всего сельского населения. А значит, еще сильнее будет развиваться межэтническое противостояние на Украине.
Борьба во власти
Не секрет, что это противостояние и без названных проблем не угасает. Во властных кругах идет борьба между двумя группами, по-разному видящими будущность образовательной реформы. Первая группа собрана вокруг министра образования Дмитрия Табачника, который стремится к выравниванию националистических перекосов в образовании. Нельзя назвать его революционером, но изменения существенны (особенно принимая во внимание, что его не особо жалуют и в правительстве): из курса истории убрано восхваление ОУН-УПА, Великая Отечественная война названа своим именем вместо безликого «участия Украины во Второй мировой войне». Также отменен указ правительства Юлии Тимошенко о том, что учащиеся и преподаватели должны на переменах говорить исключительно на украинском языке. Теперь можно сдавать общеобязательное независимое внешнее тестирование (по окончании школы) и на языках нацменьшинств (в том числе и русском). Но реформа видится какой-то незаконченной: в новой Концепции образовательной политики министерство не предлагает расширения прав русскоговорящих учеников, даже упрощения процедуры формирования классов для них, что особенно важно в вымирающей восточно-украинской деревне. Не хватает также расширения прав русскоязычных граждан в получении высшего образования. Теперь оно ведется только на украинском языке. Однако, как показали опросы разных служб (в частности, Киевского международного института социологии и службы СОЦИС), большинство граждан Украины (от 55% до 65%) говорит и думает в быту на русском языке. Несоответствие языка высшего образования и самого распространенного языка повседневной жизни и общения Украины - вопиющее. Ситуация отягощается тем, что никак не могут принять новый - более справедливый – базовый Закон о языках на Украине. Затягивание ситуации приводит к понижению популярности власти (рейтинг регионалов за последние месяцы обвалился вдвое). Рост социального напряжения дополняется растущей межнациональной конфронтацией.
Идеологический разлом страны настолько велик, что любая инициатива власти по-разному интерпретируется в сознании двух или даже более Украин.
В окружении В. Януковича тоже есть рьяные «украинофилы». Самая влиятельная – Анна Герман, которая 5 апреля была переведена из заместителей главы Администрации президента в советники президента. Она продолжает оставаться секретарем Общественного гуманитарного совета при президенте страны. Ранее Герман и Табачник очень жестко конфликтовали по поводу «украинофобства» новых образовательных реформ и действий самого министра. Стоит ли расценивать понижение в должности Герман как победу Табачника? Частично да, однако выводы пока преждевременны – Герман продолжает быть в «ближнем круге» Виктора Януковича. Вполне возможно, что президент просто увел приближенную от потока критики, пытаясь обезопасить себя от обвинений в поощрении «галичан в окружении». Герман не видит «националистических перекосов» в образовании и, чуть ли не открыто обвиняет Табачника в «украинофобстве», фактически предлагая оставить в образовании все как было при президенте Викторе Ющенко.
В итоге реформа образования на Украине из-за ее незаконченности и излишней осторожности власти оказалась шаткой и фактически приводит к затяжной нестабильности и росту социальной и межнациональной напряженности.
В заключение надо отметить, что сама идеология «оптимизации» и «специализации» в коррумпированных и социально расколотых обществах фактически приводит к тому, что плодами реформ население не пользуется. Дивиденды получает узкая прослойка элиты. Показателем деградации образования служит то, что дети это самой элиты учатся на Западе.
Реальный выход – сменить приоритеты реформы с попытки ограничить финансирование по всем статьям на поиск альтернативных методик обучения, которые могут дать действительно творчески мыслящих воспитанников. Такие методики уже есть и в достаточном количестве. Осталось только направить их в русло реформ.
И не надо обольщаться, что, мол, социально-политическая обстановка в Украине нестабильная, потому ее и лихорадит от реформ. Трудно сказать, что ожидает Россию после «образовательных экспериментов».
3032
Поставить лайк: 167
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/obrazovatelnyy-shok