ссылка

«От неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше»

Увеличить шрифт
А
А
А

Икона Божией Матери Корсунской, одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяет Русский Мир воедино, от Херсонеса (Корсуни) и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы и почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

 
Список иконы Божией Матери Корсунской XVIII века.
 
Показательно бытие этого Образа в русских землях.
 
Считается, что в 988 г. список иконы Божией Матери из Ефеса, написанной самим святым евангелистом Лукой, был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы.
 
Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870—1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» сообщает, что согласно преданию образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где и находился в Успенском соборе, за престолом. Икона пропала в 1812 г. во время оккупации французами Москвы. Позднее на ее место был поставлен верный старинный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях.
 
Есть предание, что другой список иконы принесен на Русь в конце XII в. дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая, поскольку княжна основала в Полоцке (ныне Беларусь) женскую обитель и в ней построила каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преп. Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Сообщается, что Евфросиния направила к императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами. И Михаилу был вручен для благочестивой Евфросинии список ефесской Иконы.
 
Украсив Образ драгоценностями, преп. Евфросиния в 1173 г. поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60 лет.
 
Пока в 1239 г. святой равноапостольный князь Александр Невский не вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой (Параскевой) в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую икону Богоматери и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь Икона известна уже под именем Корсунской, чудотворной. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.
 
В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор.
 
 
Торопец. Корсунско-Богородицкий собор
 
Корсунская икона, списки которой выполнялись в соответствии с изобразительным каноном Елеуса («Умиление»), известна в двух видах, представляющих собой словно зеркальное отражение друг друга. То есть Младенец Христос, прижимающийся щекой к щеке Богородицы, изображается то на левой руке Богоматери, то на правой. Иногда их называют Ефесским и Иерусалимским списками. 
 
 
Ефесский и Иерусалимский списки иконы Божией Матери Корсунской
 
 
Еще один список Иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат.
 
Егор Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама она названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения». Далее православный очеркист приводит историю 1657 г., «великое и преславное чудо Богоматере» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша». И вот некая посадская вдовица Евдокия, у которой в доме и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла Образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред Иконой, та вдовица вместе с дочерью Фотинией, «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, — показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Эти богородчиные «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где икона была выставлена. Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а Образ перенесли на две недели во Псков. 
 
 
Икона Корсунской Богоматери Изборская
 
Известно также о Корсунской иконе в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, написанной в начале царствования Императора Николая I и принесенной в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Дело в том, что сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел Образ во сне и в течение достаточно длительного периода пытался такую икону отыскать. 30 августа 1828 г. ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы. Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 г. Тогда был сделан петербургский список иконы. После этот список хранился у графини Эртцен, затем у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в квартиру А. Алексеевой множества молитвенников. Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным святой праведный протоирей Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Мы помним его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (которая теперь хранится на Черниговщине), а в данном случае, однажды посетив эту квартиру, святой был настолько поражен Ее красотой, что простоял полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни. 
 
В день торжественного перенесения святыни в Исаакиевский собор, 18 февраля 1894 г., она прославилась чудесным исцелением жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, с детства травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию. «Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы. На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна приписала исключительно предстательству Небесной Владычицы».
 
Называют и иные списки Корсунской Чудотворной — в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен Московским митрополитом св. Алексием и сохранившим Благовещенскую обитель при трех опустошительных пожарах в нижнем Новгороде — в 1715, 1722 и 1767 гг.).
 
Вспоминают и икону, писанную по Корсунскому канону, из Ярославской губернии, Романовского уезда, села Пилатики (названьице, однако!), где в приходском храме находился чудотворный образ Богородицы, прославившийся чудотворениями с 1642 г.
 
В 1771 г. в городе Романове (ныне, соединившись с г. Борисоглебском, он стал городом Тутаевым) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь Крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.
 
А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (1730), в которой и находился благодатный Образ.
 
В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 г., когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые. 
 
 
Икона Божией Матери Корсунская Усманская
 
О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море, там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, потому что она была обретена на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители, а потом находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также во Владимирской епархии, в селе Глинкове; в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов — Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.
 
Особо отметим списки Корсунской иконы, связанные с Малороссией. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин. Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII в., еще когда святитель был Псковским епископом. Кто знает, не осенение ли этого Святого Образа сопроводило в жизни молодого нежинского гимназиста Николая Гоголя. В Черниговской же губернии, недалеко от города Стародуба, в селе Печениках, находился и весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери. 
 
 
Печеницкая или Печениковская, икона Корсунской Божией Матери
 
Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка, близ Полтавы. 
 
 
Икона Божией Матери «Горбаневская»
 
Известен был и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка), что недалеко от Сум (ныне Сумская область, а прежде Харьковская губерния, о чем свидетельствует даже название примыкающего к Шпилевке села — Харьковщина). По преданию, икону так назвали после того, как в селе слепая от рождения девочка прозрела, приложившись к образу.
 
В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».
 
Именно этот список иконы Божией Матери Корсунской, датированный концом XVIII века и входивший в число 50 икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. Ранее осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.  
 
 
Чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Спасо-Преображенский собор в Сумах
 
Воистину: «икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее».
103
Поставить лайк: 159
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ot-neistovstv-nashestviya-inoplemennyh-ograzhdenie-nashe