ссылка

От СНГ Петр Порошенко взял все. Остались только санкции

Увеличить шрифт
А
А
А

Назначение Петра Порошенко главой Министерства экономического развития и торговли в очередной раз подтверждает тезис об укоренившейся на Украине практике использования политических назначенцев, а не профессионалов, имеющих не только подходящий к случаю университетский диплом, но и опыт, который достигается упорным продвижением по карьерной лестнице в соответствующей сфере государственного управления. Комментаторы рассуждают, какие бонусы получат от пребывания Петра Порошенко в Кабинете министров Президент В. Янукович и Партия Регионов, какие плюсы и минусы от новой должности ожидают самого Порошенко как политика и бизнесмена. Но практически никто не задается вопросом, как все это повлияет на то самое "экономическое развитие" Украины, чем Петр Порошенко, вроде бы, и должен заниматься. Видимо, понимают, что никак. Не для того он на министерскую должность поставлен.

Анализируя "трудовой путь" нового министра и сложившуюся на Украине ситуацию, автор вынужден согласиться с обоснованностью такого подхода. Некоторые комментаторы называют Петра Порошенко профессионалом, путая частный бизнес с опытом государственного чиновника. Но его-то как раз у нового министра явно не хватает. Восемь месяцев на должности Секретаря СНБО и шесть месяцев в кресле министра иностранных дел - это все, что связывает Петра Порошенко с "государевой" службой. Ну не считать же, ей богу, "управленцами" депутатов Верховной Рады и общественную деятельность членов Совета Национального банка Украины, тем более, что эти занятия ассоциируются больше с интересами частного бизнеса, а не с интересами государства.

Работать на свой карман и на государственный - "две большие разницы". Менталитет требуется разный. Вот как это проявляется на примере отношения того же Порошенко к интеграционным проектам на постсоветском пространстве.

Свою позицию новоназначенный министр выразил давно и однозначно. Его подход можно свести к одной фразе, сказанной в ходе интервью: "На рынке СНГ мы уже присутствуем, и максимум, что с него мы еще можем для себя взять, - это защита от применения экономических санкций" [1]. Причем, отвечал он на вопрос об экономических интересах Украины, а не своих собственных.

Действительно, Группа "Укрпроминвест", которая объединяет активы Петра Порошенко, включая корпорацию "Рошен", не просто присутствует, к примеру, на российском рынке, а является на нем "ведущим производителем кондитерской продукции" [2]. Похожая ситуация и на "рынке сладостей" Беларуси, Казахстана и других стран СНГ. Значительная доля доходов Порошенко формируется также за счет сотрудничества с российским Автопромом.

Учитывая, что магазины крупных российских и белорусских городов завалены шоколадом и конфетами с маркой "Рошен", что на украинском автомобильном рынке "Укрпроминвест" доминирует в качестве дилера российских автомобилей и запчастей и собирает машины на Украине из российских комплектующих, то Петр Порошенко имеет полное основание сказать, что ему лично с рынка СНГ взять что-то еще уже проблематично.

Поэтому в том же интервью будущий министр, размышляя о приоритетах украинской внешней торговли, заявил, что перед Украиной сейчас стоит "стратегическая задача доступа на новые рынки. А таким является для нас рынок Европейского союза" [3]. Тот факт, что в сотрудничестве со странами Таможенного союза и ЕврАзЭС заинтересованы тысячи представителей украинского малого и среднего бизнеса, другие крупные промышленные предприятия Украины, Петра Порошенко мало волнует. У него самого в СНГ "все в шоколаде".

Склонность Порошенко-бизнесмена ставить свои интересы превыше всего не удивляет, но то же самое у Порошенко-министра - настораживает. Уже двадцать лет Украиной управляют люди прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом, а результат один: крупный бизнес становится богаче, а страна - беднее. Наверно, потому, что назначения на государственные должности происходят по мотивам, сходным с теми, когда кандидатура Петра Порошенко рассматривалась на должность гуманитарного вице-премьера в 2009 году. Как иронично заметил тогда один из членов Совета НБУ, пребывание Порошенко на этой должности "будет выглядеть вполне естественно: у Петра Алексеевича прекрасная коллекция картин…" [4].

Так что вхождение очередного "оранжевого" оппозиционера в "красно-бело-голубую" власть стоит рассматривать примерно в таком же ракурсе: с точки зрения его личных интересов и интересов той части украинской "элиты", которая в данный момент пользуется государством, как инструментом для своего обогащения и не хочет связывать себя обязательствами, которые придется взять на себя в случае вступления Украины в любой межгосударственный экономический союз.

Видимо, можно считать близкими к истине утверждения оппозиционных политиков и экспертов, что нынешний режим не интересует членство Украины не только в ЕврАзЭс и ТС, но и в Европейском союзе. Это хорошо видно из статьи министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, который убежден, что Украине «нужна внешняя политика, жестко привязанная к интересам бизнеса…. Политика, в которой абсолютным приоритетом является гражданин» [5]. Как автор уже отметил ранее, "знак равенства между понятиями «бизнес» и «гражданин», который по смыслу статьи невольно напрашивается в этом месте, как нельзя лучше определяет исходную точку размышлений главного дипломата Украины" [6]. Но К.Грищенко, при этом, в своей статье делает упор на необходимость выхода Украины на рынки Азии, Африки и Латинской Америки, скептически оценивая перспективы Украины в ЕС. Получается, что у его нового коллеги по Кабмину, Петра Порошенко, взгляды уже устаревшие? Сомнительно.

Сам Порошенко начал строительство своей бизнес-империи как раз таки с торговых отношений со странами указанных Константином Грищенко континентов. По его словам, стартовый капитал он заработал на импорте бобов какао, которые в Европе, как известно, не растут. Да и география деятельности "Укрпроминвеста", имеющего представительства в Турции, Китае и даже в охваченном войной Афганистане, свидетельствует о том, что вовсе не в Европе он видит для себя наиболее перспективные рынки.

Поэтому, вероятно, правы те комментаторы, которые видят в назначении Петра Порошенко на министерскую должность исключительно желание Виктора Януковича использовать связи "шоколадного короля" в европейском истеблишменте и его имидж либерала и "оранжевого революционера" для выхода в отношениях с Европой из изоляции, в которую правящая партийная коалиция сама себя загнала. Но насколько оправданы такие ожидания?

Украинское экспертное сообщество, в целом, склоняется к мнению, что "мартовские тезисы", предложенные Петром Порошенко президенту в качестве программы и даже якобы условий работы на министерском посту, представляют собой не более чем конспект из учебника по либеральной экономике. Несмотря на декларативный характер "тезисов", даже в таком виде они явно невыполнимы на практике [7]. А это значит, что документ рассчитан лишь на то, чтобы произвести впечатление за кордоном, а конкретнее - на США и ЕС. Но там, ведь, не глупые люди занимаются Украиной. Они прекрасно понимают, что между декларациями и реальными делами - большая дистанция.

Последнее время Партия регионов занялась активным пиаром в Европе, создавая в Брюсселе собственные PR-агентства, вроде Европейского центра современной Украины [8], и налаживая сотрудничество с закордонными лоббистскими структурами, подобными Центру европейской политики (European Policy Center). В украинской прессе этот Центр подается как якобы "аналитическая структура ЕС", но это не так. Это частная структура, которая является прибежищем для временно оставшихся не у дел отставных европейских чиновников, дипломатов, экспертов и т.п. Они пишут "аналитические" статьи по разным проблемам и рассылают их по всему свету, в том числе в Европарламент и Еврокомиссию. Но это не означает, что там эту "аналитику" воспринимают, как заслуживающую полного доверия. Все понимают, что за хорошие деньги можно написать, что угодно. На то и существует такое понятие, как лоббизм.

Тем не менее, создание положительного имиджа нынешнего руководства Украины за кордоном - это нужное дело, как бы кто к этому руководству не относился. Потому что вместе с ним отмывается от накопившихся пятен и вся страна. Но подходит ли для этой цели Петр Порошенко, чей Фонд его же имени подписал с Центром европейской политики соглашение о сотрудничестве [9]?

Дело в том, что досье, которые ведутся на нового министра в разных институциях стран ЕС, конечно же содержат информацию, которая вряд ли дает основание считать его демократом, либералом и борцом с коррупцией, человеком, реальная деятельность которого соответствует декларируемым им в своей "программе" целям. Вряд ли в Европе забыли о скандалах, которыми сопровождались формирование первого "оранжевого" правительства и пребывание Петра Порошенко на должности секретаря СНБО в 2005 году. Там, конечно же, помнят о том, что "демократа и либерала" Порошенко его же соратники обвинили в коррупции и в использовании силовых структур для отъема собственности в пользу "любих друзів" президента Ющенко не только у проигравших президентские выборы оппонентов, но и у всех, чей бизнес показался привлекательным новой власти [10]. Вряд ли осталось вне зоны внимания западных экспертов и то, что близким партнером Порошенко был скандально известный украинский, а позже российский бизнесмен Константин Григоришин [11], а сам "оранжевый" Петр Алексеевич в тот период лоббировал в Украине интересы некоторых других российских олигархов [12]. Можно предположить, что за это он и получил ключ, открывший ему вход на рынок стран Таможенного союза.

Но Петру Алексеевичу, "получившему в СНГ все" и теперь не заинтересованному в участии Украины в формировании Евразийского союза, стоит помнить, что пока он подбирает отмычку к замку Евросоюза, свой замок партнеры по ТС могут взять и поменять. Не все же коту масленица.

_______________________________

1. http://poroshenko.com.ua/?view=7548
2. http://bp.ubr.ua/profile/roshen
3. Там же.
4. http://www.bagnet.org/news/politics/8543
5. http://zn.ua/POLITICS/strategicheskoe_ravnovesie_kak_shans_ukrainy_v_mn…
6. http://www.edinaya-odessa.org/st/42537-paradoks-buridanova-osla-i-ukrai…
7. http://www.unian.net/rus/news/493720-poroshenko-prinyal-predlojenie-ot-…
8. http://www.pravda.com.ua/articles/2012/03/21/6961168/
9.   http://www.epravda.com.ua/publications/2012/03/23/319501/
10. http://www.pravda.com.ua/articles/2005/09/29/3013934/
11. См. например, http://obozrevatel.com/news/2009/11/29/335915.htm
http://www.segodnya.ua/oldarchive/c2256713004f33f5c2256fc6005946fb.html, http://antiraider.ua/ucp_mod_ucp_site_arts_show_293.html
12. http://www.pravda.com.ua/news/2005/09/1/3012924/

30
Поставить лайк: 87
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ot-sng-petr-poroshenko-vzyal-vse-ostalis-tolko-sankcii