ссылка

Перспективные политики: реализованные способности и упущенные возможности

Увеличить шрифт
А
А
А

После минувших президентских выборов эксперты, отмечая уже традиционное для Украины отсутствие ротации политических элит, одновременно заговорили о возможности появления «новых политиков» - людей, которые потенциально способны прийти на смену давно привычным действующим лицам. Подобная дискуссия возникла небезосновательно: именно избирательная кампания 2010-2011 гг., обернувшаяся провалом для ряда «ветеранов» политических баталий, продемонстрировала, что время их популярности уходит. Вместе с тем в обществе оказался, как никогда, велик запрос на политиков, появившихся относительно недавно и, соответственно, не успевших ни надоесть, ни особо разочаровать избирателей: успехи Сергея Тигипко и Арсения Яценюка это засвидетельствовали.

Основываясь на данном факте, аналитики моделировали различные сценарии возможных карьерных взлетов и падений, пытаясь разобраться в перспективах начинающих политиков. Однако объективная потребность качественного обновления политикума натолкнулась на серьезное затруднение – острую нехватку «новых персоналий», с которыми связывались общественные ожидания. Как отмечал политолог Виталий Бала, «ни в одной парламентской фракции нет достаточного количества людей, которых можно считать политиками нового поколения или, скажем так, людьми с новым видением. В Украине сложился серьезный дефицит на политиков нового видения» (1).
 
Тем не менее, проанализировав ситуацию вокруг тех, кто есть «в наличии», Институт Горшенина в апреле прошлого года составил путем экспертного опроса рейтинг наиболее перспективных политиков в возрасте до 40 лет. Возглавили этот список лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк и глава Администрации Президента Сергей Лёвочкин, разделившие первую позицию. Далее следовали: народный депутат сын и тезка президента Виктор Янукович, замглавы Администрации Президента Андрей Портнов, народный депутат Наталия Королевская, секретарь Киевсовета Олесь Довгий, депутаты Андрей Шевченко, Антон Яценко, Елена Бондаренко и Андрей Кожемякин. Именно эти люди вошли в десятку самых перспективных. Кандидаты оценивались по следующим критериям: интеллекту, харизме, наличию команды, стратегическому видению задач, стоящих перед Украиной, ресурсной базе и интересу со стороны СМИ (2).
 
За прошедшее с того момента время что-то изменилось, а что-то приобрело большую ясность. Сегодня мы можем вернуться к этому списку и посмотреть, сколь точным оказались оценки: кому из «перспективных» удалось прибавить в своей влиятельности или сохранить позицию, а кто потерял имевшийся задел.
 
Арсений Яценюк и Сергей Лёвочкин собственную перспективность, пожалуй, оправдали, однако позиционируют они себя совершенно по-разному, что, в общем-то, свидетельствует и о том, насколько различны они по своей политической сущности. Яценюк – публичный общественный деятель, который любит эту «публичность», любит быть на виду и привлекать к себе внимание как журналистов, так и рядовых граждан. Лёвочкин же – общепризнанный «серый кардинал» украинской политики, который практически в любых обстоятельствах предпочитает оставаться в тени. Судя по всему, его функция – быть кукловодом, а не куклой, или, другими словами, режиссировать из-за кулис, а не выступать самому на сцене.
 
Арсений Яценюк сегодня известен в обществе как один из лидеров украинской оппозиции с проевропейскими взглядами. Он неоднократно выступал с резкими комментариями в адрес действующей власти, критикуя ее за недемократичность, неспособность к проведению реформ, боязнь акций протеста, харьковские газовые соглашения и обсуждаемое сотрудничество с Таможенным союзом по схеме «3+1». В феврале 2011 года оппозиционное «Правительство перемен» потребовало от президента Украины В. Януковича отправить Кабмин Н. Азарова в отставку, признав свои кадровые ошибки. Яценюк поддерживал ноябрьский Майдан против нового налогового кодекса, в День соборности Украины принимал участие в акции «Мы – единый народ» в Киеве. А, заявив в эфире телеканала ICTV: «Я не являюсь сторонником революционного развития событий, но я противник того, чтобы из украинцев делали массу», в целом разделил протестные настроения участников «Дня гнева» 14 мая.
 
На протяжении всего года Яценюк не опускался в рейтингах доверия ниже третьей строчки, пропуская вперед только признанных политических «тяжеловесов» – Виктора Януковича и Юлию Тимошенко. Это подтверждает и соцопрос, проведенный агентством «Рейтинг» 26 мая - 2 июня, по итогам которого лидер «Фронта перемен» уверенно входит в тройку лидеров. Если бы выборы президента проходили в конце мая, Яценюк набрал бы 10,1% голосов (Янукович и Тимошенко располагают соответственно 22,5% и 18,4%) (3). В то же время, по другим данным, к настоящему моменту ему удалось обойти Тимошенко. Более точно картина проявится ближе к парламентским выборам, однако, как бы там ни было, на сегодняшний день и Арсений Яценюк, и «Фронт перемен» имеют довольно неплохие шансы на успех и уж точно – на преодоление барьера, даже если он будет повышен до 5%.
 
Сергея Лёвочкина, в отличие от Арсения Яценюка, немалая часть украинцев, вероятно, не знает не только в лицо, но и по имени: он не на слуху и крайне редко появляется на телеэкране. Однако это отнюдь не уменьшает степени его влияния и, в первую очередь, влияния на президента. По многочисленным сообщениям, именно первый руководитель президентской администрации контролирует процесс допуска политиков к главе государства, дозирует для него информацию. Отвечая на соответствующий вопрос издания «Корреспондент», «регионал» Владимир Макеенко, заявил, что в партийной и властной иерархии Лёвочкин на первом месте после Януковича, а нардеп Василий Грицак отметил, что именно с главой АП можно посоветоваться, стоит или нет прорываться на прием к Януковичу (4). Намного более жестко высказался на эту тему заместитель секретаря СНБО Нестор Шуфрич: «Фактически наблюдается явное желание закрыть Президента. Даже я, работая министром, ощущал определенные сложности в возможности принимать эффективные решения из-за обстоятельств, связанных с Лёвочкиным. …Многие мои коллеги сетовали на то, что у них нет возможности поговорить с Президентом, кроме как через Левочкина. …Он по-своему выстраивает это общение (с президентом). Лёвочкин пытается взять на себя роль не помощника, а поводыря» (5).
 
Многие источники сообщают и о причастности Лёвочкина к кадровой политике. Ему приписывают неофициальное «авторство» сокращения штата на Банковой, имевшего место в апреле нынешнего года. Тогда были уволены с должностей заместителей главы АП и переведены на должности советников президента шесть человек, включая Анну Герман. По мнению некоторых политологов, их понижение в официальном статусе было выгодно, в первую очередь, Лёвочкину, который заинтересован в «девальвации влияния каждого отдельного зама» и «дублировании функций чиновников Администрации по ряду направлений»: внутренняя борьба и сокращение штата замов по данной схеме еще больше усилит его собственное положение. И пока Янукович остается у власти, оно, похоже, вряд ли пошатнется. Да и в дальнейшем он вполне может найти себе применение: другому президенту тоже ведь может понадобиться свой Сергей Лёвочкин.  
 
Что касается Виктора Януковича-младшего, вообще не очень понятно отданное ему экспертами третье место рейтинга. За этим молодым человеком до настоящего времени не числится каких-либо выдающихся заслуг, кроме одной, и то от него не зависящей, – ближайшего родства с президентом. Видимо, она и определила степень его перспективности. Однако пока что младший сын В.Ф. Януковича, даже будучи народным депутатом, больше известен в роли автогонщика, чем политика: Виктор традиционно принимает участие в авторалли. В прошлом году заявил о себе и как бильярдист, являясь капитаном команды Верховной Рады Украины на VI Межпарламентском турнире по бильярду. Если же говорить о сугубо политической деятельности, то стоит упомянуть разве что создание в украинском парламенте межфракционного депутатского объединения «Молодежный выбор», куда вошел и В. Янукович-младший. Основными задачами данного образования называются координация действий политических сил в выработке принципов государственной молодежной политики, содействие повышению уровня жизни молодежи и создание условий для развития ее творческого потенциала.
 
Следующий за Виктором Януковичем – Андрей Портнов. Своим внезапным уходом из блока Юлии Тимошенко в Администрацию Президента в апреле 2010 года он наделал много шума. О нем говорили много и в разной тональности: одни – как о предателе, сбежавшем с ненадежного корабля, другие – как о прагматике, не желающем терять профессиональные навыки, прозябая в оппозиции, третьи – как о показателе очередной попытки сближения ПР и БЮТ. Сам же он пояснил свою позицию максимально просто: «Ушел на другое место работы». Выиграл ли от своего ухода Портнов? Однозначно ответить трудно. Пожалуй, плюсы его нынешнего положения – это относительно устойчивое положение и престижная работа в органах государственной власти: он отвечает за судебную реформу и судоустройство. Но есть и минусы. Перейдя в АП, Портнов пропал с экранов телевизоров и газетных полос, перестав быть медийным лицом. Неудивительно, если многие рядовые граждане уже позабыли о его существовании. К тому же в среде новых соратников трудно стать по-настоящему «своим» за столь непродолжительный срок, да еще с учетом насыщенности и жесткости внутренней конкуренции. После годичного пребывания в президентской команде в апреле 2011-го Портнова номинально понизили в должности, переведя с заместителя главы АП на должность советника президента. Вполне стандартная карьера чиновника, меняющего одну ступеньку лестницы на другую. Похоже, это и есть его нынешняя перспектива.
 
А вот обладательница пятого места Наталья Королевская, оставшаяся в рядах БЮТ, целеустремленно штурмует новые политические высоты. Королевская, которая еще недавно находилась далеко не на главных ролях в публичной политике, сегодня выдвинулась на первый план, переквалифицировавшись из вальяжной успешной бизнес-леди в выразителя и защитника интересов малого и среднего бизнеса. Она неоднократно выступала с критикой власти за проводимую финансовую, экономическую и социальную политику. За последний год на ее счету – сразу несколько достаточно громких акций протеста, в том числе «автомайдан» (автопробег предпринимателей за отставку правительства Н. Азарова) 23 марта, «День гнева» 14 мая и «Весенний марш протеста» 19 мая. И хотя мероприятия не имели большого успеха, самой Королевской они, несомненно, принесли политические дивиденды в виде роста ее узнаваемости.
 
Проявляемая активность не осталась незамеченной: 25 мая народный депутат из фракции НУНС Кирилл Куликов заявил, что Королевская – «проект власти, который создают на замену Ю. Тимошенко» (6). В свою очередь, народный депутат БЮТ Сергей Пашинский, комментируя ситуацию вокруг своей партийной соратницы, назвал происходящее «примитивной технологией власти», которая таким образом стремится разъединить тех, кто с ней борется. Возможно, что и так, однако, наблюдая за тем, как Королевская все больше входит в азарт в качестве пламенного народного трибуна, ловишь себя на мысли, что «в случае чего» она действительно способна заменить нынешнего лидера партии. Как бы там ни было, на сегодняшний день Наталью Королевскую справедливо можно отнести к политикам, наиболее плодотворно работающим над реализацией своих перспектив, а уж куда они ее выведут – посмотрим.
 
Для Олеся Довгого (№ 6 рейтинга) период, минувший с момента опубликования рейтинга перспективности, оказался далеко не самым удачным. 19 апреля 2011 года абсолютным большинством голосов он был отправлен в отставку с должности секретаря Киевсовета («за» проголосовали 112 из 113 зарегистрированных в зале депутатов). В своей прощальной речи Довгий заявил, что уходит по собственному желанию, и попросил его в этом поддержать, чтобы «перевернуть страницу противостояния». Сразу после своей отставки Довгий покинул и депутатскую фракцию Блока Черновецкого, окончательно проигравшего политическое сражение за столицу главе КГГА Александру Попову, однако остался внефракционным депутатом Киевского городского совета. Что ждет Довгого дальше? По его собственным словам, это «дорога в политику» – с соответствующим заявлением он выступал еще в прошлом году. Некоторые аналитики прогнозировали, что Олесь создаст собственный политический проект в Киеве, а возможно, и в более широком масштабе. В то же время высказывались и предположения, что экс-секретарь Киевсовета уедет за границу «пересидеть трудные времена». Впрочем, при его возможностях вряд ли он долго останется невостребованным.
 
Следующий в рейтинге – Андрей Шевченко, народный депутат от БЮТ, глава парламентского комитета по свободе слова и информации и, как отмечают знающие его люди, человек с большими творческими и политическими амбициями. Он известный специалист в области массмедиа, борец за свободу СМИ, открытость власти, права журналистов и граждан на доступ к информации и апологет идеи создания в Украине общественного телевидения. Его авторитет в данной области признает не только оппозиция, представителем которой он является, но и власть, в связи с чем наиболее вероятными его перспективы видятся именно на этом поприще. А. Шевченко является автором закона о доступе к публичной информации и сейчас, после его вступления в силу в мае 2011 года, озабочен возникающими трудностями его реализации, одной из которых он называет «саботаж чиновничества». Будучи представителем национал-патриотических сил, Шевченко придерживается соответствующих суждений по гуманитарным вопросам. В частности, в своем выступлении в ВР по поводу инцидента во Львове 9 Мая он расценил закон об использовании советской символики во время празднования Дня Победы как «желание авторов и сторонников соответствующего законопроекта хотя бы на один день вернуться в Советский Союз» (7).
 
№8 в списке Антон Яценко – примечательная личность и достаточно своеобразный политик. Непосвященному человеку его имя вряд ли что-либо говорит, поэтому пару слов о «герое». Народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам регулирования рынка государственных закупок А. Яценко считается одним из идеологов некогда существовавшей Тендерной палаты Украины – в 2005 году он был назначен ее первым вице-президентом. Вместе с тем его нередко связывают с несколькими политическими и криминальными скандалами, называя причастным к сомнительным манипуляциям в сфере госзакупок. Чем был отмечен для него прошедший год? Во-первых, дракой в мае прошлого года в кабинете Василия Цушко (на тот момент министра экономики Украины). Предположительно Цушко ударил Яценко за желание расставить своих людей по вертикали государственных закупок. Во-вторых, ДТП в Киеве, якобы спровоцированным «Бентли» нардепа, однако вроде бы не запротоколированное в ГАИ. В-третьих, госпитализацией депутата в психиатрическую лечебницу. Некоторые СМИ называли причиной болезни Яценко расследование правоохранительными органами его деятельности в Тендерной палате (8), что сам он впоследствии опроверг как «слухи недоброжелателей». В-четвертых, в феврале 2011 года Яценко был исключен из фракции БЮТ, по списку которого прошел в парламент, а в марте пополнил ряды фракции Партии регионов. Его дальнейшее политическое будущее пока не вполне определенно, да и значимость не та, что была когда-то. Отдельные журналисты высказывали мнение, что как политик Антон Яценко – это «мыльный пузырь» с «недолгим сроком эксплуатации». Вероятно, они недалеки от истины.
 
Обладательница 9-го номера «регионалка» Елена Бондаренко, коллега Андрея Шевченко по парламентскому комитету по вопросам свободы слова, за минувший год, пожалуй, даже нарастила собственный авторитет и влияние в своей партии. Будет неудивительно, если она, специализируясь на вопросах информационной политики и деятельности СМИ, вскоре сможет составить конкуренцию эксперту ПР в этой сфере Анне Герман. Бондаренко нередко представляет Партию регионов на различных ток-шоу и дебатах, выступая с жесткими категоричными заявлениями в адрес политических оппонентов, критически высказываясь по социокультурной тематике, в частности о свободе слова, проблеме цензуры и состоянии журналистики. Одно из ее последних резонансных заявлений касалось необходимости урегулирования прав и обязанностей интернет-изданий и блогеров. Как народный депутат Е. Бондаренко известна работой над изменениями к закону об информации, принятыми в январе 2011 года. Является также автором дискуссионного законопроекта, предусматривающего отмену обязательного предоставления 50% радиоэфира музыке украинских авторов или исполнителей.
 
Замыкающий прошлогоднюю десятку самых перспективных политиков «бютовец» Андрей Кожемякин в нынешнем году вряд ли утратил занимаемое положение. Его роль в партии и фракции особенно заметна после того, как блок лишился целого ряда известных политиков. В настоящее время Кожемякин является первым заместителем руководителя парламентской фракции БЮТ и представителем ее «ударного ядра», принимая участие в тех мероприятиях, где нужны активные, «наступательные» действия. Он поддерживал «налоговый майдан» и оспаривал результаты октябрьских местных выборов, организовывал сбор подписей за отставку правительства Н. Азарова и выступал с заявлениями о «масштабных политических репрессиях» представителей оппозиции. Действия Генеральной прокуратуры в отношении лиц, задержанных по газовым вопросам, он назвал «преступными», возбуждение уголовного дела о газовых контрактах с РФ против Ю. Тимошенко – «фальсификацией» и потребовал рассмотрения его законности в Европейском суде по правам человека. По мнению его однопартийца Сергея Соболева, Кожемякин является «одним из лучших бойцов во фракции БЮТ» (9).
 
Подводя общий итог, можно отметить, что год, прошедший с момента опубликования рейтинга, ознаменовался разной степенью успешности для десятки его лидеров. Соответственно, с разной степенью точности подтвердились и мнения экспертов относительно перспективности каждого из них. Однако важнее их личных перспектив представляется сам факт обновления политических элит.
 
Предстоящие парламентские выборы смогут несколько стимулировать этот вялотекущий процесс. Судя по данным соцопросов, в Верховную Раду 7-го созыва, вероятно, придут в качестве самостоятельных игроков партии, ныне там не представленные – «Фронт перемен», «Сильная Украина», ВО «Свобода», а это значит, что в отечественной политике появятся и новые личности. Определенные кадровые изменения могут затронуть как Партию регионов, находящуюся у власти, так и оппозиционные партии, нуждающиеся в притоке свежих сил. В то же время ряд политиков «со стажем», похоже, будут вынуждены отправиться «на пенсию», уступая место под солнцем молодым. И каким окажется будущее страны, во многом будет зависеть уже от последних…
 
________________________ 
4067
Поставить лайк: 613
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/perspektivnye-politiki-realizovannye-sposobnosti-i-upushchennye-vozmozhnosti