Последний довод премьера Путина
16.04.2011
Напечатать
А
А
А
Вряд ли от визита российского премьер-министра Владимира Путина на Украину 12 апреля можно было ждать чего-то экстраординарного. Была попытка в который уже раз подчеркнуть выгодность для Украины вступления в Таможенный союз России, Беларуcи и Казахстана. Украинская сторона в лице премьер-министра Николая Азарова сразу перевела разговор на «более справедливую» цену на газ и на деньги для модернизации украинской газотранспортной системы (на что Евросоюз, кстати, денег давать не захотел).
Что поездка пройдет не слишком успешно, можно было понять еще 7 апреля – по выступлению Виктора Януковича в Верховной Раде: президент четко и однозначно определил формат отношений Украины и ТС – «3+1», что означает – Украина в Союз не войдет, но отдельными преференциями попользоваться хочет. Это позволит Украине одновременно создать зону свободной торговли с Европейским Союзом, к чему администрация Януковича неуклонно стремилась с самого начала президентства Виктора Федоровича.
Для России это означает – при формуле «3+1» - почти свободный доступ европейских товаров на российский рынок. Для потребителя на первый взгляд это может показаться приятным. Но только на первый – для экономики это будет означать большой обвал.
И Европа дает понять, что создание союза Украины и России нежелательно скажется на евроинтеграции Украины.
Заблуждается ли Янукович, предлагая своей стране посидеть на двух стульях? Скорее всего, нет. Это просто необходимые реверансы общественному мнению – мол, мы пытались, но… Поэтому на встрече украинцы сразу перевели разговор в сторону газа.
Отторжение Украиной интеграции в рамках Таможенного союза – еще не конец для сближения двух стран.
В сущности, есть два варианта:
- общий, интеграционный, – через вхождение в ТС;
- и отраслевой – путь сближения отдельных ведомств и предприятий.
Фактически сейчас осуществляется именно второй путь.
На Байконуре запускают украинские ракеты «Днепр» и готовятся запустить украинский спутник «Сич-2». КБ «Антонов» и Объединенная авиастроительная корпорация планируют расширить производство самолетов АН-148. Объединенная судостроительная корпорация хочет купить крупнейший на Украине Черноморский судостроительный завод, выпускавший авианосцы. Россия поставляет топливо для Хмельницкой АЭС. Корабли Черноморского флота России строятся и ремонтируются в Николаеве. Запорожское предприятие «МоторСич» поставляет двигатели для российских боевых вертолетов и другие изделия для ВПК. Наконец, есть предложение российской стороны создать совместное предприятие «Газпрома» и «Нефтегаза Украины».
Разумеется, после интеграции в Евросоюз большинство из этих предприятий ждет сокращение госзаказа и – что самое вероятное – покупка европейцами наиболее «вкусных» кусков наукоемкой промышленности. Например, конструирование и производство ракет, танков и ракетных комплексов. Случится то же, что и при продаже других заводов европейцам – они начнут работать на чужие экономики или прекратят свое существование – у европейцев своя наука и промышленность.
Уже сейчас Национальный аэрокосмический комитет Украины забил тревогу по поводу «загрузки» крупнейшего ракетостроительного предприятия страны – днепропетровского «Южмаша». И это несмотря на заказы бразильцев, для которых Украина – единственный способ создать свою аэрокосмическую промышленность. Заказы продолжают поступать и от россиян (ракеты «Днепр»). Однако масштабы уже не те – уникальный завод теряет специалистов, а государство – умы, развитие перспективной отрасли и деньги. Как следствие – Россия развивает свой проект – космическую ракету «Ангара». Вперед идут и американцы с европейцами. Украина плетется в хвосте, не поспевая за мировыми лидерами и не желая расширять кооперацию со своим северным соседом. Как собака на сене – ни себе, ни другим.
Аналогичная ситуация с возрождением судостроения в Николаеве. Крупнейшая верфь, Черноморский судостроительный завод, за годы украинской независимости деградировал в разы – штат сократился с 40 тыс. сотрудников в 1990 до 2 тыс. в 2010 году. После бодрых заявлений украинских чиновников в 2010 году о готовности к кооперации с российскими предприятиями дело встало – начались тяжбы вокруг собственности «лакомого» завода. Это уже превратилось в негативную традицию современной Украины – как только на собственность находится покупатель, у нее отыскивается несколько хозяев.
Россия боится, что после вступления в интеграционные структуры ЕС Украина начнет «закрываться» - повысятся таможенные барьеры для начала. Поэтому уже сейчас россияне озабочены развитием промышленного комплекса, который был бы независим от украинских предприятий. Это вылилось в заявлениях вице-премьера в правительстве России Сергея Иванова о возможности сворачивания некоторых совместных проектов с «МоторСич».
И на что Украина обменивает будущее совместных с Россией промышленных и технологических цепочек? Евросоюз предлагает следующее (после вступления в зону свободной торговли):
- понижение ввозных пошлин для европейских товаров,
- относительно незначительная (!) корректировка квот (!) на импорт украинских продуктов в ЕС, в частности продукции сельского хозяйства. Это существенно для экономики Украины, поэтому вызвало большой отклик у чиновников, которые поспешили заверить производителей в том, что будут отстаивать их интересы. В итоге переговоры с европейцами затягиваются. Те тоже не хотят сдавать свои позиции.
Результат все равно будет похож на формат вступления Украины в ВТО – минимальный учет национальных интересов и максимальная открытость внешним рынкам. Это значит, что по оставшимся на плаву отраслям будет нанесен последний удар.
Другой формулы интеграции нет – Януковичу больше нужен ЕС, чем Евросоюзу – Украина. Янукович электорально уже связал себя многочисленными заверениями в том, что договор о ЗСТ с Европой будет подписан в 2011 году.
Поэтому Россия предлагает системный вариант интеграции – с подписанием нового Базового Договора, скидкой цены на газ в три раза (что позволит Украине экономить до 8 $млрд. ежегодно), расширением кооперации.
Если российские предложения более выгодные, что же сдерживает Януковича и его команду? Точно не национальные интересы. И не геополитика – Украина в этом случае теряет статус «моста» между Европой и Азией и постепенно вливается в ЕС.
Дело в том, что украинская элита – на личном уровне – тесно связана с Европой: это место ее отдыха, размещения счетов в банках, учебы их детей. Данное положение было закреплено несколько лет назад упрощением процедуры оформления визы для украинских политиков, бизнесменов и журналистов. Понять (но не принять) позицию элиты можно – личные интересы возобладали над национальными. В таком случае она действует как антисистема внутри украинской государственности, работая против ее интересов.
В условиях угрозы дефолта гривны только «газовый рычаг» - как это ни печально – сможет отрезвляюще подействовать на украинское правительство. 19 апреля вице-премьер российского правительства Игорь Сечин во время своего визита в Киев убедится – так это или нет.
39
Поставить лайк: 265
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/posledniy-dovod-premera-putina