ссылка

Потенциал научно-технического сотрудничества Украины и России

Увеличить шрифт
А
А
А

Фундаментальные научно-технические работы (НТР), как и радикальные инновации, в настоящее время организуются и финансируются за счет сложения ресурсов многих корпоративных структур из разных стран. (1) Опыт Европейского Союза свидетельствует о существенных преимуществах межгосударственного сотрудничества в области науки и техники.

В ведущих странах мира значительная часть государственного финансирования НТР направляется в корпоративный сектор. Сами корпорации также не скупятся на инвестиции в НТР, их доля в финансировании НТР значительно выше доли государственных ассигнований (табл. 1).
 
Таблица 1
 
Структура инвестирования НТР по отдельным странам в 2007 р.*(в %)
 
 
 
 
 
* Global R&D, 2008 // R&DMagazine. - P.10-11; Научная и инновационная деятельность в Украине за 2007 г. - Держкомстатуукраїни - С.89.
 
В Украине и России НТР в большей мере финансируются государством. При этом в Украине на заводскую науку приходится 4,3% суммарных ассигнований в НТР из госбюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов. В России заводская наука также переживает не лучшую пору (2), на нее приходится лишь 5% персонала, занятого НИОКР, и 6,5% объема НИОКР.
 
Динамика глобальных инвестиций в НТР, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, остается положительной (табл. 2). Инвестиции в НТР рассматриваются транснациональными корпорациями (ТНК) как условие преодоления кризиса. В структуре глобального потока инвестиций на 01.01.2009 г. доля США составляет 33,6%, стран Европы - 24,5%, стран Азии - 33,8%, в т.ч. Японии и Китая - по 12,5% (3).
 
Таблица 2
 
Динамика глобального потока инвестиций в НТР (% к предыдущему году)
 
 
 
Источник: Scoreboard R&D 2008. - P.4. - http://www.iri.jrc.ec.europe.eu/research/docs/2008;
 
В 2008 г. из двадцати пяти ТНК, лидирующих в инвестировании НТР, лишь четыре - уменьшили объем НТР, двадцать - вложили в НТР в среднем по 5 млрд. долл. США. Тоуоtа Моtог и Microsoft инвестировали в НТР соответственно 8,8 и 8,0 млрд. долл. США. (4) Значительная часть корпоративных инвестиций в НТР вкладывается в научные разработки, которые выполняются за пределами страны базирования корпораций, то есть в зарубежных научно-технических подразделениях корпораций при участии научно-исследовательских организаций страны, где эти подразделения размещены.
 
Активизация и интернационализация НТР подстегивает конкуренцию на высокотехнологических рынках.
 
В этих условиях для Украины и России актуальной задачей является критический анализ возможностей научно-технической кооперации, которая и сегодня является важнейшей составляющей двусторонних экономических отношений. Разрыв кооперации грозит сужением фронта НИОКР, уменьшением загрузки высокотехнологических предприятий, потерей научно-технической специализации, сужением присутствия на рынках высокотехнологической продукции, деградацией научно-технического потенциала.
 
Несмотря на искусственно продуцируемую политическую напряженность в отношениях, экономические связи между Украиной и Россией сохранились, в ряде отраслей они являются ключевым фактором развития производства.
 
Многие украинские предприятия являются монопольными поставщиками в Россию важнейших изделий. Львиная доля экспорта украинских свеклоуборочных и кукурузоуборочных машин, ряда моделей жаток, широкой номенклатуры промышленных насосов, кранов на пневмоколесном ходу направляется в Россию.
 
Пятая часть уранового сырья, которое ввозится в РФ, добывается в Украине. Вместе с тем 100% потребности Украины в ядерном топливе, около 75% потребности в сырой нефти, около 50% потребности в природном газе покрывается поставками из России. Промышленность Украины удовлетворяет 15% потребностей ядерно-энергетического комплекса в оборудовании, материалах, приборах, остальное поставляется из России, стран СНГ и Запада.
 
Украинские автомобилестроительные заводы в Запорожье, Луцке, Кременчуге, Херсоне, Симферополе и других городах для сборки автомобилей российских моделей используют поставки узлов и деталей из России.
 
Авиапромышленность Украины работает в кооперации с десятками российских предприятий. Украинская компания ВАТ «Мотор Сич» является монопольным изготовителем широкого спектра авиационных двигателей для ряда самолетов и вертолетов украинского и российского производства. В то же время материалы и комплектующие изделия к двигателям, которые производят ВАТ «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс», поставляют более 400 заводов-смежников из СНГ, преимущественно из России.
 
Судостроительные предприятия России получают с предприятий Украины свыше полутора тысяч комплектующих изделий для своих судов. Украина имеет высокий потенциал в судостроении, занимает 15-е место в рейтинге судостроительных государств. В состав отрасли входит 9 судостроительных и 66 судоремонтных заводов, 18 машиностроительных предприятий, 30 НИИ и проектно-конструкторских организаций.
 
Следует сказать, что российские инвесторы контролируют свыше 85% украинской нефтеперерабатывающей отрасли и львиную долю рынка нефтепродуктов. В цветной металлургии российские компании “Русский Алюминий” и “Суал-холдинг” владеют «Запорожским алюминиевым комбинатом» и ОАО «Николаевским глиноземным заводом». Монополизирована инвесторами из РФ также телекоммуникационная сфера Украины (русская АФК «Система» контролирует 100% UMC; русская «Альфа-групп» владеет 100% ЗАО «Украинские радиосистемы», 43,5% «Київстар», 13,2% оператора Turkcell, которому принадлежит 54,2% украинской компании «Цифровая сотовая связь»). Возрастает русское присутствие в банках Украины, русский капитал представлен в 11 банках, в целом же он контролирует 21% активов банковской системы Украины. Хотелось бы, чтобы такое солидное присутствие российских экономических агентов в Украине способствовало усилению финансирования инноваций и реализации совместных научно-технических проектов, направленных на развитие украинской экономики.
 
К настоящему времени накоплена достаточная правовая база научно-технического сотрудничества между странами. Она включает десятки межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений, в т. ч. межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 27.08.1996 г. На третьем заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии в 2008 г. определены приоритетные направления стратегического сотрудничества, в том числе сотрудничество в области атомной энергетики, авиастроения, космической деятельности, нанотехнологий. За истекшее время задачи сотрудничества в рамках отдельных направлений корректировались в связи с изменением политических и экономических условий.
 
В сфере атомной энергетики, например, предусмотрено продление ресурса действующих и строительство новых АЭС, производство ядерного топлива, освоение месторождений урана и циркония, участие Украины в деятельности международного центра по обогащению урана в Ангарске.
 
Пять из восьми стадий цикла производства ядерного топлива Украина реализует в кооперации с РФ и Казахстаном. Сотрудничество Украинского ГП НАЭК «Энергоатом» и российского ОАО «ТВЭЛ» началось с 1996 г., когда ОАО «ТВЭЛ» стало победителем тендера по снабжению реакторов ВВЭР украинских АЭС ядерным топливом. Эти реакторы могут работать не только на топливе «ТВЭЛ», но сейчас они работают на нем, поскольку России удалось выиграть все тендеры в Европе. Реакторы ВВЭР на чешской АЭС «Темелин» и финской АЕС «Ловииза», ранее работавшие на топливе Westinghouse, также обеспечиваются ядерным топливом из РФ. Ядерное топливо из РФ в Украину в 2009-2010 гг. будет поставляться по контрактам, подписанным НАЭК «Энергоатом» и ОАО «ТВЭЛ» в феврале 2009 г.
 
Украина заинтересована в сооружении завода по производству ядерного топлива на своей территории. Россия соглашается строить такой завод при условии, что все технологии по обогащению и комплектные поставки будут осуществляться из России через Международный центр обогащения урана (МЦОУ, Ангарск). «ТВЭЛ» приступил к разработке технико-экономического обоснования строительства завода. Стоимость его будет зависеть от многих факторов, в том числе - от стоимости земли, стоимости лицензирования, других мероприятий, которые могут привести к удорожанию проекта.
 
К сожалению, в данной сфере двустороннего сотрудничества наблюдается неопределенность: пока не подписан согласованный ранее контракт о поставках ядерного топлива после 2010 г., не подписан и совместный меморандум о строительстве завода на территории Украины. Предполагалось, что контракты будут заключены 15 июля 2009 г., как оговорено в итоговом протоколе апрельского заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии.
 
Украинско-российское сотрудничество в авиастроении получило новый импульс. После трехлетнего перерыва возобновилась работа по созданию самолета Ан-70. На московском авиакосмическом салоне "МАКС-2009" 18 августа 2009 г. министры обороны двух стран подписали протокол о внесении изменений в действующее межправительственное соглашение о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27. Сроки завершения государственных испытаний и начала серийного производства самолета намечены на 2011 г. Напомним, что первый вылет Ан-70 состоялся 16 декабря 1994 г. в Киеве. Самолет предназначен для транспортировки грузов массой до 47 тонн, десантирования парашютистов и техники.
 
Определенные работы по кооперации уже ведутся. Украинское ОАО «Мотор-Сич» поставляет двигатели Д-27 для самолета, а российский завод «Сокол» изготавливает к нему отдельные детали. Доля российских предприятий в проекте оценивается в 25-30%.
 
По согласованным оценкам расходы Украины и РФ на программу Ан-70 составляют около 1,5 млрд. долл. США, потребность в финансировании для завершения НИОКР - около 100 млн. долл. США. Хорошие перспективы у самолета Ан-148. В начале апреля 2009 г., выступая с отчетом о работе правительства перед Государственной Думой, премьер-министр В. Путин заявил, что поддержка проекта Ан-148 правительством будет обеспечена.
 
По оценке генерального конструктора АНТК им. Антонова Д. Кивы, продажа 96 самолетов Ан-148 воронежской сборки может принести предприятиям Украины около 1 млрд. долл. США, государственному бюджету и местным бюджетам - больше 293 млн. долл. США в виде налогов и сборов. На предприятиях Украины будет создано около 11 тыс. рабочих мест. Эти цифры могут увеличиться благодаря заключенным на МАКС-2009 контрактам с российскими авиакомпаниями на поставку еще около 50 этих самолетов в течение 2010-2014 гг.
 
Наблюдается подвижка в направлении возобновления серийного производства Ан-124-100 «Руслан». Объединенная авиастроительная корпорация России (ОАК) заявила об этом в середине 2009 г. как участник специальной рабочей украинско-российской группы представителей предприятий-изготовителей. На МАКС-2009 авиакомпания "Волга-Днепр», ОАК и АНТК им. Антонова подписали технические требования на разработку модернизированной версии этого грузового самолета.
 
В сотрудничестве Украины и РФ в авиационной сфере возникают вопросы, касающиеся прав на интеллектуальную собственность.Например, двигатель АИ-222-25 днепропетровского КБ «Прогресс», предназначенный для российского многоцелевого самолета Як -130, прошел государственные испытания, но акт о его принятии не подписан, поскольку российская сторона не рассматривает агрегаты к этому двигателю в качестве объектов интеллектуальной собственности. Есть проблемы с признанием российской стороной ряда украинских технологических ноу-хау в производстве авиационных изделий, разработанных в российских КБ. Эти примеры подтверждают необходимость урегулирования прав на интеллектуальную собственность при осуществлении общих проектов в сфере авиа- и двигателестроения.
 
В рамках аэрокосмического сотрудничества Украины и России реализуются два крупных проекта - «Sea Lauch» и система спутниковой связи «Global Star». Совместное производство ракеты-носителя «Зенит» (60% ее стоимости составляют российские комплектующие) осуществляется в рамках проекта, касающегося коммерческих запусков космических аппаратов с космодрома «Байконур». Важным приоритетом двустороннего сотрудничества в целях изучения космического пространства является реализация «Долгосрочной программы российско-украинских исследований и экспериментов на российском сегменте международной космической станции (МКС)», работа над проектом космического 10-метрового радиотелескопа «Радиоастрон» и другие. Основой сотрудничества является межправительственное соглашение о льготном трансграничном перемещении кооперационной продукции и материалов, используемых в процессе производства. Взаимные пошлины и НДС, например, погашаются из госбюджетов.
 
Движущей силой новой научно-технологической революции становятся нанотехнологии. Национальной академией наук Украины разработана комплексная программа исследований «Наноструктурные системы, наноматериалы, нанотехнологии», в реализации которой принимают участие 30 институтов. Однако программа финансируется дискретно, т. е. расходы на исследования определяются каждый год во время формирования показателей государственного бюджета. Масштабность задач исследований и ограниченность бюджетных ассигнований на их решение диктуют настоятельную необходимость международной кооперации на этом научном направлении, привлечение корпоративных и венчурных источников финансирования НИОКР.
 
В РФ для реализации государственной политики в этой сфере создана корпорация "Роснанотех". Из федерального бюджета запланировано на период до 2015 г. выделить на развитие нанотехнологий около 200 млрд. руб.
 
Координация исследований в области создания нанотехнологий является приоритетным направлением научно-технического сотрудничество Украины и России. Национальная академия наук Украины в 2007 г. подписала соглашение с Объединенным институтом ядерных исследований (г. Дубна), учредителями которого являются 18 государств, о создании Межгосударственного центра нанотехнологий стран-членов СНГ.
 
Украина и Россия могут, объединив усилия, эффективно и с пользой для себя участвовать в европейских высокотехнологических проектах и программах, на основе которых страны ЕС будут в посткризисный период разворачивать новые производства. Например, Украина совместно с Россией могла бы принять участие в проекте ITEP стоимостью 10 млрд. евро по созданию термоядерного источника недорогой и экологически чистой электроэнергии.
 
Но, к сожалению, реализация подобных совместных проектов и взаимовыгодная кооперация во многом зависят вовсе не от ученых, конструкторов и инженеров. Остается надеяться, что сегодняшним, да и завтрашним руководителям Украины хватит политической воли и мудрости, чтобы осознать преимущества научно-технического сотрудничества с Россией.
 
_________________________
(1) World Investment 2005. Тransnational Corporations and the Internationalization of R&D / United Nations. – Р. 120-130. - http://www.unctad.org/en/docs/wir2005_en.pdf_.
(2) Суховей А., Голова И. Формирование и актуализация инновационных предпосылок развития региона. 08.09.2009/ www.rusk.ru/st.php?idar=114529.
(3) Global R&D funding forecast 2009//R&D Magazine - 2008. P.3 -http://www.batelle.org.
318
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/potencial-nauchno-tehnicheskogo-sotrudnichestva-ukrainy-i-rossii