ссылка

П.Порошенко - «золотое звено» оранжевой магистрали?

Увеличить шрифт
А
А
А

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-style-parent:"";
font-size:10.0pt;"Times New Roman";}

9 октября украинский МИД наконец обрел своего руководителя – им стал кум Ющенко, «шоколадный» магнат Петр Алексеевич Порошенко.

Несколько слов о новом министре. П.Порошенко имеет на Украине весьма неоднозначную репутацию, да и политическая карьера его изобилует неожиданными поворотами, что, впрочем, всегда позволяло ему оставаться «на плаву». Начало его политической карьеры напрямую связано с СДПУ(о) Медведчука, с которой он расстался в 2000 году. По настоящему серьезную роль в украинской политике он начал играть с началом предвыборной кампании В.Ющенко в 2004 году и после его победы, получив назначение в СНБОУ. Период с момента назначения П.Порошенко в эту структуру и до коллективной отставки одновременно с Ю.Тимошенко осенью 2005 года – отдельная «медиасага» о борьбе «демона» Порошенко и «страдалицы Майдана» Тимошенко.

Кстати, период его работы в СНБОУ может дать частично ответ на вопрос о том, как он выстраивает работу руководимых им государственных учреждений. По свидетельству сослуживцев, единственное, что интересовало Порошенко в СНБОУ – возможность реализовывать свои бизнес-интересы и продвигать бизнес-проекты своих партнеров. А бизнес Петра Алексеевича весьма и весьма обширен – от кондитерской империи «Рошен» до автомобилестроения и энергетики.

До сих пор памятны его попытки в феврале 2005 года захватить Полтаваоблэнерго (впрочем, не очень удачные) и обрести полномочия альтернативного Кабмина. Причем ему это во многом удавалось, и дело даже двигалось к созданию собственной карманной силовой структуры – Национального Бюро Расследований, однако политический кризис осени 2005-го разрушил все планы и откинул Петра Алексеевича весьма далеко от властных кабинетов и «тела» главного кума – В.Ющенко. Отлучка от лидера и партии «Наша Украина» была настолько масштабная, что в 2007 году он даже не попал в избирательный список. Видимо, именно в этот момент он решил войти в «орбиту» Ю.Тимошенко, с которой в последнее время все интенсивнее сближался. Именно голоса БЮТ и позволили ему стать министром, о чем он уже давно мечтал.

Несмотря на важность назначения, большинство СМИ и экспертов были крайне скупы на оценки такого шага, как со стороны В.Ющенко, так и коалиции. В первую очередь такая неопределенность обусловлена тем, что уж больно неожиданное назначение и чего ждать от нового министра – никто не знает. Между тем кое-какие выводы о том, каковы будут основные внешнеполитические тренды Украины при министре иностранных дел П.Порошенко и какие реально функции он будет выполнять на этом посту, предположить вполне возможно.

1. Порошенко как символ текущего и будущего сотрудничества команд Ющенко и Тимошенко.

Назначение П.Порошенко было бы невозможно без сотрудничества между группами влияния Ю.Тимошенко и В.Ющенко. Скорее всего, это назначение является результатом смены стратегии Секретариата Президента под руководством В.Ульянченко, которая действительно взяла курс на умиротворяющие подходы и пока достигает приемлемых для ее шефа результатов. Правда, в ответ В.Ющенко практически не снизил активность критики Ю.Тимошенко, что говорит о центральной роли именно команд прагматиков в обоих лагерях, а не их лидеров, по крайней мере в команде В.Ющенко. Однако тем не менее назначение П.Порошенко уже само по себе является свидетельством того, что В.Ющенко и Ю.Тимошенко не такие уж заклятые враги, какими хотят казаться, и могут договариваться по сложным вопросам. Кроме того, по мнению политологов, введение П.Порошенко в состав Кабинета министров может быть связано как раз с желанием двух команд наладить в преддверии выборов (да и в условиях поствыборных реалий) сотрудничество, и для этой цели была выбрана фигура равно близкая двум основным игрокам: П.Порошенко приходится кумом В.Ющенко, но в то же время весьма активно сотрудничал с командой Ю.Тимошенко и весьма позитивно оценивал в качестве Главы Совета Нацбанка ее деятельность по стабилизации украинской экономики.

2. Порошенко как реализатор основных внешнеполитических приоритетов команд Ющенко и Тимошенко.

Если говорить о внешнеполитических приоритетах нового министра, нельзя не отметить, что особенностью этого поста при действующей на Украине Конституции является полная зависимость от воли президента. Да и сам П.Порошенко во время своего первого серьезного выступления перед новыми подчиненными на Девятом совещании руководителей заграничных дипломатических представительств Украины[1] делал недвусмысленные благодарственные кивки в сторону патрона: «Прежде всего, хотел бы поблагодарить Вас, господин Президент, за такое высокое доверие», «Господин Президент, я еще раз хотел обратиться к Вам со словами огромной благодарности за то доверие, которое Вами продемонстрировано внесением моей кандидатуры на пост Министра». Кроме того, Порошенко внятно заявил, что работа внешнеполитического ведомства будет идти в русле тех тенденций, которые заложили его предшественники – Огрызко и Тарасюк: «Свою роль на должности Министра я вижу в том, чтоб на базе достижений моих предшественников и руководства государства усилить динамичность движения в Европу». А поскольку «тенденции» эти были однозначно русофобские, то можно предположить, что, по крайней мере, гуманитарная сфера так и останется определенным камнем преткновения в украинско-российских отношениях.

Среди основных приоритетов деятельности внешнеполитического ведомства П.Порошенко выделил три: укрепление систем коллективной безопасности на трансатлантическом пространстве (иначе говоря, интеграция в НАТО – идея фикс В.Ющенко), использование возможностей ВТО, интенсификация вступления и общего сотрудничества с ЕС (официальный приоритет «проевропейской» политики Ю.Тимошенко) и только потом упомянута необходимость улучшения отношений с Российской Федерацией. Правда, при этом тут же было указано на необходимость эффективного ответа на «развязанные против Украины информационные войны», и хотя кто же этот «злодей», который ведет против Украины эти войны, сказано не было, однако традиционно под этим словосочетанием понимается именно Россия, с которой П.Порошенко якобы хочет улучшать отношения.

3. Порошенко как надежда украинского бизнеса на «оптимизацию» украинско-российских отношений.

Несмотря на то, что идеалы В.Ющенко в отношении НАТО, ЕС и т.д. публично безоговорочно принимаются П.Порошенко, те бизнесмены из команд В.Ющенко и Ю.Тимошенко, которые лоббировали его назначение, явно питают надежду на то, что приход на столь высокий пост олигарха местного разлива позволит «оптимизировать» украинско-российские отношения и сделать их более предсказуемыми и прагматичными. Тем более что П.Порошенко в уже упомянутом выступлении на Совещании руководителей диппредставительств несколько раз акцентировал внимание на приоритете экономики в дипломатии: «Решающей сейчас является конкретная отдача от них [действий МИДа – Авт.], которая бы измерялась в целиком предметных эквивалентах: увеличения экспорта и объемов инвестиций, в продвижении конкретных экономических проектов» и «обеспечение реальной экономической отдачи от внешнеполитической деятельности, приближение отечественной дипломатии к потребностям и интересам государственного развития». Если называть вещи своими именами, то причина прихода П.Порошенко на высший дипломатический пост - обеспокоенность крупного украинского бизнеса, который вследствие русофобской политики В.Ющенко теряет российский рынок, но при этом оказывается, что европейский (да и мировой в рамках СОТ) перед ним не очень-то и открывается. А рынок России, вследствие культурной родственности наших стран, сформировавшихся во времена СССР научно-производственных связей, является необычайно емким для украинского товаропроизводителя.

По-видимому, именно экономические проблемы будут среди основных тем во время визита П.Порошенко в Москву 23 октября и его встречи с С.Лавровым. Впрочем, похоже, что рассчитывать на то, что П.Порошенко будет действительно решительно пересматривать украинско-российские отношения (особенно энергетические) исключительно в рамках интересов наших двух государств, не приходится.

Практически сразу же после своего назначения П.Порошенко провел ряд встреч с ключевыми европейскими политиками, которые блюдут интересы ЕС на Украине - Комиссаром Европейской Комиссии по вопросам энергетики А.Пибалгсом (относительно выполнения обязательств Украины по Брюссельской декларации и работе нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк) и Вице-президентом Европейской Комиссии Г.Ферхойгеном (перспективы развития отношений в рамках «Восточного партнерства»). Какие обещания были даны этим господам со стороны нового министра – не известно. Однако расторопность европейцев в предметных сферах энергетики и экономики не может не восхищать, а равно и скорость, с которой П.Порошенко кинулся заверять европейских партнеров, что в принципиально важных для них сферах серьезных изменений не будет.

Резюмируя, можно сказать, что в целом назначение П.Порошенко имеет больше внутриполитическое украинское измерение (как пример компромисса противостоящих группировок оранжевого лагеря), чем связано с реальной обеспокоенностью основных украинских политиков, вызванной просчетами во внешнеполитической сфере.

В то же время креатура украинской олигархии (а значит, в целом людей прагматичных и рациональных) на посту главы украинского МИДа может действительно оформить некий задел для дальнейшего плодотворного развития экономических отношений между Украиной и Россией. Однако вполне очевидно, что не стоит сильно обнадеживаться относительно каких-либо серьезных изменений на гуманитарном и энергетическом направлениях. Они как контролировались исключительно «национально-озабоченными», так и по сей день остаются в их ведении.

 

2180
Поставить лайк: 93
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/pporoshenko-zolotoe-zveno-oranzhevoy-magistrali