ссылка

«Прецедент Тимошенко» и власть

Увеличить шрифт
А
А
А

Осуждением Ю. Тимошенко действующая власть создала прецедент, который может быть использован и против функционеров-регионалов, в случае отстранения правящей партии от власти, в чём они сами, видимо, отдают себе полный отчёт. Ведь подобное уже было в годы «оранжевой» власти. Данное обстоятельство создаёт принципиально новую ситуацию для правящей партии, поскольку отныне будет оказывать определяющее влияние на её долгосрочные планы в борьбе за удержание власти.

Моделируя будущий политический курс Партии регионов и эволюцию существующей политической власти, следует исходить из того, что главным мотивом здесь будет создание гарантий от повторения «прецедента Тимошенко» в отношении ведущих представителей Партии регионов и поддерживающих её финансово-промышленных групп (ФПГ).
 
Нынешняя националистическая оппозиция уже сейчас называет «Харьковские соглашения» 2010 года основанием для возбуждения уголовного дела против действующего президента и ряда высокопоставленных чиновников в исполнительной власти.
 
Пока лучшей гарантией личной безопасности регионалов является как можно более длительное удержание власти правящей партией и лично президентом В.Ф. Януковичем. Именно для достижения этой цели в ближайшей перспективе все силы будут брошены на победу в парламентской кампании 2012 года и в президентской кампании 2015 года. Однако победой на ближайших парламентских и президентских выборах задача удержания власти Партией регионов не ограничивается. В любом случае есть основания предполагать, что после создания «прецедента Тимошенко» у политического руководства Партии регионов и у президента В.Ф. Януковича появился дополнительный мотив остаться у власти всерьёз и надолго, невзирая на количество конституционных сроков и делая это любой ценой.
 
Поскольку первоочередной задачей Партия регионов выбрала поднятие уровня доходов ФПГ и наполнение бюджета за счёт кошельков широких слоёв населения, постольку в ближайшей перспективе не следует ожидать социально ориентированной политики и роста уровня поддержки у населения правящей партии. Удерживать рейтинг регионалам будет все труднее. Кулуарные слухи о том, что по последним внутренним соцопросам Партия регионов не дотягивает даже до 10% во многих областях Украины, вполне могут оказаться суровыми реалиями проводимой регионалами политики (1).
 
И чем больше будет падение рейтинга поддержки Партии регионов, тем активнее эти потери будут компенсироваться политтехнологическими способами: манипуляциями с выборным законодательством, которое подгоняется под интересы удержания власти регионалами, ослаблением оппозиции путём проведения информационно-пропагандистских спецопераций и применения административного ресурса, усиленным агитпропом Партии регионов и пр.
 
В условиях системного снижения рейтинга Партии регионов у населения весьма логичен в этом смысле переход к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Однако в случае существенного и устойчивого повышения рейтинга поддержки регионалов не исключено возвращение к пропорциональной системе в целях избавления от рисков, которые имеет смешанная избирательная система.
 
 Сейчас невозможно достаточно определённо сказать, как далеко может зайти Партия регионов в попытке удержаться у власти «всерьёз и надолго». Здесь следует учитывать, что срок пребывания у власти президента В.Ф. Януковича может растягиваться не только за счёт увеличения количества сроков, которые он может занимать подряд, но и за счёт увеличения самого срока. Абсолютно законный с точки зрения украинской конституции вариант третьего возвращения В.Ф. Януковича в президентское кресло после двух сроков подряд маловероятен именно из-за «прецедента Тимошенко». Этот прецедент может быть использован против Януковича, в случае если он покинет президентский пост, как со стороны оппозиции, так и со стороны близкого окружения (в виде ультиматума для того, чтобы заставить его добровольно отказаться от возвращения в политику).
 
Не исключено, что способы удержания власти будут напрямую определяться оппозиционными действиями и формами народного протеста. Результаты парламентских выборов 2012 года могут создать у части недовольных властью избирателей достаточную мотивацию для более решительных действий против переизбрания В.Ф. Януковича на второй президентский срок в 2015 году. Наиболее радикальный протест наподобие «майданного стояния» ноября-декабря 2004 года может спровоцировать власть на применение силы для наведения общественного порядка с последующим введением чего-то, наподобие чрезвычайного положения и отсрочки президентских выборов под предлогом «окончательной политической стабилизации в обществе и устранения существующей угрозы украинской государственности».
 
Одним из важнейших средств сохранения регионалами власти может стать и, видимо, становится внесение поправок и изменений в Конституцию. Пока точно о содержании поправок практически ничего неизвестно, здесь можно лишь строить предположения. Но такие предположения, чтобы быть правдоподобными, должны принимать во внимание цель длительного (и не ограниченного двумя сроками) удержания Партией регионов президентской власти в условиях президентско-премьерской формы правления как главный мотив всех её последующих действий. В этом смысле не исключено также удлинение одного президентского срока в сочетании с неограниченным количеством самих сроков пребывания на президентской должности (с соответствующими изменениями в конституции).
 
Можно предполагать и закрепление в конституции нормы о референдуме на предмет продления президентских полномочий в определённых ситуациях. Для продления президентских полномочий законным был бы и новый отсчёт президентских сроков после утверждения парламентом поправок к конституции.
 
В случае введения двухпалатного парламента вопрос о будущей неприкосновенности В.Ф. Януковича после его ухода с президентского поста (как и неприкосновенности бывших и будущих президентов) может решаться автоматическим перемещением Януковича в верхнюю палату в качестве её пожизненного депутата со статусом неприкосновенности.
 
Это пока наиболее надёжный и самый простой с точки зрения рисков способ сохранения личной безопасности и неприкосновенности политико-деловых интересов лично В.Ф. Януковича и его ближайшего окружения. Наиболее надёжным для интересов нынешнего президента и его окружения способом продления власти было бы сочетание (по ситуации) нескольких указанных законных способов.
 
Некоторые действия в этом направлении уже были предприняты правящей партией. В минувшем 2011 году глава государства поручил создать научно-экспертную группу, которая должна определить цель, статус, принципы, задачи, права, порядок формирования и деятельности Конституционной ассамблеи. Возглавил рабочую группу экс-президент Леонид Кравчук.
 
3 января сего года советник президента М. Ставнийчук сообщила, что В.Ф. Янукович получил предложения научно-экспертной группы по подготовке работы Конституционной ассамблеи. По ее словам, в ближайшее время президент Украины рассмотрит вопрос об одобрении концепции формирования и деятельности Конституционной ассамблеи. «Во время подготовки проекта концепции приняты во внимание рекомендации Венецианской комиссии за демократию через право», – уточнила М. Ставнийчук.
 
Ранее представитель президента в Верховной Раде Ю. Мирошниченко заявил, что конституционная реформа в Украине будет завершена в 2012 году. Сам же президент отметил, что конституционная реформа в ближайшее время будет вынесена на публичное обсуждение (2).
 
В любом случае президентом В.Ф. Януковичем будет, скорее всего, избрана тактика максимально возможного продления пребывания на посту всеми законными способами, включая и изменение под эту цель конституции и законов Украины. Разумеется, в эти планы не вписываются любые серьёзные оппозиционные выступления и массовые акции протеста. Поэтому жёсткость президентской вертикали будет усиливаться, а попытки любых протестных форм (организованных оппозицией или стихийных) – пресекаться. Подобный курс в сочетании с сокращением бюджетных ассигнований на социальные программы и невыполнением обещаний в гуманитарной области окончательно рассорит регионалов со всеми социальными группами, на которые они могли бы в принципе опереться на парламентских выборах, причём во всех областях Украины.
 
В данной ситуации Партия регионов на очередных парламентских выборах осенью 2012 года для позитивной мобилизации населения вокруг власти и лично президента с высокой вероятностью попытается использовать ожидания значительной части населения относительно повышения статуса русского языка и обуздания галицко-бандеровского этнического национализма.
 
С этой целью у регионалов уже заготовлен законопроект «Об основах государственной языковой политики» (народные депутаты Украины В. Колесниченко и С. Кивалов), но, возможно, он будет не один. Нет сомнений, что авторы данного законопроекта руководствовались искренними соображениями и интересами реального обеспечения прав граждан Украины. Но есть опасения, что Партия регионов не пойдёт сейчас на реальное решение накопившихся гуманитарных проблем, удовлетворив их лишь частично, приберегая главные козыри для президентских выборов 2015 года.
 

(2) http://minprom.ua/news/85184.html

47
Поставить лайк: 374
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/precedent-timoshenko-i-vlast