ссылка

ПЯТЬ ИСТИН. Богдан Хмельницкий и современность

Увеличить шрифт
А
А
А

Недавно мы отметили 356-ю годовщину воссоединения Украины с Россией. Хороший повод для того, чтобы не только воздать должное гению национальной политики и талантливому военному стратегу, но и попытаться перебросить мостик из прошлого в настоящее и будущее нашей страны и всего Русского Мира.

За веру православную

После Брестской унии 1596 года, в ходе которой из-за предательства ряда православных епископов была создана т.н. греко-католическая (униатская) церковь, подчиняющаяся Ватикану, земли будущей Западной Украины активно превращались не только в сферу влияния Рима, но и трансформировались в периферию Западной цивилизации, основанной на духовности католицизма.
 
В итоге по территории нынешней Украины прошла граница двух цивилизаций – Православно-Славянской (вместе с комплиментарными тюрками) и Западной. Это привело к тому, что процесс формирования единого украинского народа был серьезно осложнен, а цивилизационные различия, сложившиеся между двумя его частями, дают знать о себе до сих пор. В годы Первой мировой войны они привели к тому, что сечевые стрельцы в составе австро-венгерской армии сражались против православных украинцев и русских. В Великую Отечественную войну верным пособником гитлеровской Германии оказалась ОУН-УПА, которая развернула войну против собственного народа.
 
Уже в наше время появились манкурты в Восточной Украине. Доживающий последние дни на посту президента Виктор Ющенко, выходец из Сумской области, поправ историю страны и ее народов, все пять лет пытался подменить Большую Украину ее западной частью. А буквально на днях Синод Епископов Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) запретил продавать в храмах религиозную литературу канонического православия как не «освяченную католической наукой», тем самым показывая, «кто в украинском доме хозяин».
 
За Русь единую
 
Но вернемся к событиям прошлого. Польские короли признавали только униатов. Кроме католиков, разумеется. Православие считалось всего лишь «хлопской верой», недостойной уважения. Отсюда возникло и соответствующее отношение к носителям православной веры. Воцарилась магнатская вседозволенность, о которой говорили «яко на Украине».
 
Свита и вооруженные отряды польских магнатов, их управляющие и надсмотрщики, торговцы в их корчмах делали конфронтацию с каждым днем все сильнее, доводя социальный антагонизм и религиозные противоречия до стадии кризиса. Если учесть, что всего лишь десять княжеских семей владели 55% общего земельного фонда на землях украинцев, столкновение становилось неизбежным.
 
Взрыв произошел в 1648 году, когда началась освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Последующий ход событий показал, что война имела не только освободительный, но и воссоединительный характер. В двух частях Руси хорошо понимали, что будущее возможно только на пути воссоединения, а главной преградой этому является Польша. Начиная с митрополита Иова Борецкого (с 1620 года), вся украинская интеллигенция кланялась московскому царю как своему защитнику и покровителю. Сам Иов еще в 1624 году ставил перед царем вопрос о воссоединении.
 
И тогда, и впоследствии антироссийские выступления отдельных украинских деятелей представляли собой исключение из правила. Народные массы всегда дистанцировались от таких одиозных личностей, как Выговский, Дорошенко или Мазепа. Точно, хотя и с другого берега, замечает культуролог Иван Дзюба: «Трагедию Полтавы связываем с военным преимуществом Петра I, забывая, что без украинских казаков – противников Мазепы – бежать из-под Полтавы пришлось бы не Карлу, а Петру».
 
За «едину власть»
 
Возвращаясь к событиям освободительной войны, надо заметить, что России требовалось время, чтобы собраться с силами. В течение ряда лет Москва оказывала помощь Богдану Хмельницкому вооружениями, порохом, провиантом и денежными средствами. Наконец, в 1653 году Земский собор принял решение об удовлетворении соответствующего обращения Богдана Хмельницкого. А в январе 1654 года на Переяславской Раде в присутствии царского посла представители казачества и крестьянства приняли клятву на верность Москве. Данный акт юридически оформлял воссоединение Малой и Великой Руси, явившееся следствием волеизъявления народа.
 
Акт явился продолжением в основе своей прогрессивной политики собирания древнерусских земель. Ее прогрессивность заключалась в том, что только объединение усилий в составе одного государства гарантировало создание условий для безопасности его народов и экономического развития страны. Немаловажно, что создавалась база для совместного развития культуры и, таким образом, укрепления некогда единых цивилизационных начал.
 
Важно отметить, что даже противники единства Малой и Великой Руси в те редкие минуты, когда их посещает просветление, соглашаются, что воссоединение было глубоко закономерным.
 
Ратовали за воссоединение, добавим мы, наши предки, чья историческая мудрость оказалась намного выше, чем понимание истории теми манкуртами из Киева и Москвы, которые спустя 300 с лишним лет губили великое государство в топке горбачевской «перестройки», а затем добили в Беловежской Пуще.
 
Подлинным лидером процесса воссоединения был, безусловно, Богдан Хмельницкий. Он понимал его необходимость гораздо более полно, чем неповоротливые дьяки из московских приказов. «От Владимерова святого крещения одна наша благочестивая христианская вера с Московским государством и имели едину власть. А отлучили нас неправдами и насилием лукавые…» - аргументировал необходимость единства Богдан Хмельницкий.
 
За единый народ
 
Как видим, выдающийся политик, коего с полным правом можно назвать и великим мыслителем, отлично видел, что отнюдь не племенное чувство или великодержавная гордыня могли стать основой единства, но, прежде всего, единая культура, в основе которой в течение ряда столетий находились православно-общинные идеалы. Видел Богдан Хмельницкий и то важное обстоятельство, что ответственность восточных славян за сохранность этих идеалов во времени и пространстве только усилилась после ухода с исторической арены Византии, откуда к нам пришло православие.
 
Под влиянием советской историографии, которая учила нас мыслить категориями «трех братских народов», мы, говоря об отечественной истории начиная со времени прихода монголо-татар, смотрим на украинцев, русских и белорусов, как на очень близкие, но все же разные народы. Вот и я в тексте время от времени употребляю термины «украинцы», «украинский народ» применительно к эпохе Богдана Хмельницкого, хотя и понимаю, что это исторически не вполне верно.
 
Эту историографию своеобразно развили некоторые историки и политики Украины после 1991 года. В глазах поколения, выросшего в период независимости, остаются все те же три народа, но русские превратились в исконно враждебный украинцам народ, народ-угнетатель, народ-колонизатор и т.д. Впрочем, у них были предшественники: даже Катерина у Тараса Шевченко понесла почему-то не от своего соседа, а от солдата-москаля.
 
Совершенно иначе смотрел на положение вещей Богдан Хмельницкий. В частности, прибыв в декабре 1647 года в Запорожскую Сечь, чтобы возглавить антипольское движение, Хмельницкий заявил: «Хватит терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую!»
 
Заметим, и Тарас Бульба у Николая Гоголя защищает Землю Русскую, а не казацкую или еще какую-либо, как упорно пытаются представить ныне господа националисты типа Виктора Ющенко и иже с ним.
 
Многие знают: исторически сложилось так, что существуют три Руси – Великая, Малая и Белая. Откуда появилась Малая – нынешняя Украина? Строительство и расширение территориальных пределов Руси начиналось из Киева. К XII веку Русь настолько расширилась, что стала Большой Русью - Великой, а территория вокруг Киева превратилась в Малую Русь, оставаясь центром большой Руси. Как Иль-де-Франс во Франции или Малая Польша в Польше. Отсюда, кстати, и выражение «Киев – мать городов русских».
 
Богдан Хмельницкий пошел дальше Малой Руси и в его текстах встречается выражение «Малая Россия». Иначе говоря, он хорошо понимал, что пришла новая историческая реальность – государство под названием Россия. И он переходит к Малой России, чтобы прежняя Малая Русь, но под видоизмененным названием, продолжала оставаться центром теперь уже громадного Русского Мира. Иными словами, он видит непрерывность исторического процесса и шагает, если можно так выразиться, в ногу со временем.
 
За русскую национальную память
 
Однако нельзя сбрасывать со счетов тех «мин замедленного действия», которые сумел на наших землях заложить за время польского владычества Запад в лице католицизма вкупе с униатством и их передового отряда - иезуитов. В результате всегда существовала пусть и небольшая, однако же, и не без влияния, «пятая колонна», будоражившая сознание части неустойчивых наших соотечественников – от Выговского и Мазепы до Бандеры и Ющенко. Результатом ее деятельности стало то, что, в отличие от замысла Богдана Хмельницкого, Киев из матери городов русских так и не превратился в мать городов российских.
 
И все же главный замысел Богдана Хмельницкого – воссоздание единой Руси – России – воплотился в жизнь на три с лишним столетия. Тот факт, что сейчас историческая Россия распалась на части, не только не умаляет, но лишь подчеркивает величие жизненного подвига гетмана.
 
А с другой стороны, величайшее в русской истории свершение Богдана Хмельницкого у многих наших современников пробуждает мысль: если такое было возможно во время Хмельницкого, когда Россия была слаба и практически в одиночку боролась едва ли не против самого сильного государства в Европе, на стороне которого, заметим, находился могущественный в то время Ватикан, почему невозможно совершить нечто подобное в наше время?!
 
К тому же международная обстановка сейчас намного благоприятнее с точки зрения заявленных целей, чем в то время. «Старая» Европа только облегченно вздохнула бы, услышав, что ей больше не надо заботиться о положении дел на Украине. В США недовольные, конечно, объявились бы. Но им, сердечным, сейчас не до нас. Они сами создали многоголовую гидру исламского экстремизма, а теперь не знают, что с ней делать. В одном месте уничтожат, а она сразу в нескольких новых местах объявляется.
 
Очевидно, самый главный вопрос сейчас состоит в наличии соответствующей политической воли. Иными словами, в появлении Богдана Хмельницкого новейшего времени. Он может появиться и на Украине, и в России. Впрочем, не суть важно, где он появится. Важны результаты такого появления.
 
Это первое. Второе же состоит в том, что для того, чтобы личность внесла свою лепту в историю, необходимо, чтобы сложились соответствующие условия. Если мы с новым президентом войдем в Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии, о чем ведущий кандидат уже заявлял, это будет весомый шаг на пути создания таких условий. Затем последуют другие. В конечном итоге  важно то, что экономическое движение создает предпосылки для нового политического состояния. А из предпосылок, как правило, появляются личности, которые доводят процесс до логического завершения.
 
***
 
Пока же наши народы в ожидании. Нет, не то чтобы они вели себя совершенно пассивно. Но все же ждут. Вот уже долгих 18 лет. Те, кто родился в 1991 году на Украине, уже участвуют в нынешних президентских выборах. Интересно, за кого!?
 
И думают ли они в 356-ю годовщину великого подвижничества Богдана Хмельницкого, что как раз сегодня, когда отстоять свои духовные, культурные, цивилизационные интересы в глобализирующемся мире в одиночку не в состоянии даже самые крупные страны Русского мира, – пришла пора осознания наших очевидных истин.
 
«Всем сообща необходимо сохранить Русский мир, рассеянный по разным уголкам планеты, чтобы не потерять ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки» - такова основная идея и смысл призыва Святейшего Патриарха Кирилла к современным наследникам Богдана Хмельницкого.
7223
Поставить лайк: 302
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/pyat-istin-bogdan-hmelnickiy-i-sovremennost