ссылка

Роман Кармен: роман с камерой

Увеличить шрифт
А
А
А

29 ноября (16 по старому стилю) 1906 года в Одессе родился Роман Кармен (настоящая фамилия – Корнман) – знаменитый советский, российский кинооператор и кинодокументалист, фронтовой оператор. Он побывал со своей кинокамерой во многих уголках мира, от Каракумов до Испании и от Китая до Кубы, был знаком с Мао Цзэдуном, Эрнестом Хемингуэем, Джавахарлалом Неру, Фиделем Кастро, был участником нескольких войн. 

 
Роман Кармен
 
«Есть такой термин “на боевом взводе”. Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на нее. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства» – это слова кинодокументалиста С. Медынского как нельзя более точно отражают творческую и личностную суть режиссера Кармена.
 
В советском документальном кино Р. Кармен был прижизненным классиком, как сейчас бы сказали – обладателем монополии в этой сфере. Множество приемов, «законов» и принципов документальной съемки было открыто и установлено именно им. В частности, Кармен впервые ввел в обиход термин «кинопортрет». Много ли мы знаем режиссеров, прославившихся на поприще документального кино?
 
Роман Кармен известен, прежде всего, как талантливый художник-фоторепортер, кинооператор, публицист, чья камера в течение пяти десятилетий вела летопись событий, влиявших на ход мировой истории. Среди множества званий и наград кинорепортера можно отметить звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда. 
 
 
Народный артист СССР Герой социалистического труда Р. Кармен
 
Первые опыты по «запечатлению натуры» Кармен сделал в жанре фотографии. Самый первый любительский фотоаппарат марки «Кодак» он получил в подарок от отца, журналиста Лазаря Кармена, погибшего в 1920 году. Сохранился один из первых фотоснимков, сделанных с помощью этого аппарата: сын сфотографировал отца. В двадцатые годы Кармен переехал из Одессы, где родился и провел детство, в Москву, столицу только что появившейся на карте сверхдержавы. Там он поступил на рабфак, продолжая заниматься фотографией. Вскоре – вступил в РОПФ (Российское объединение пролетарских фотографов), где обучался у фотокорреспондентов К. Кузнецова, А. Шайхета, В. Савельева.
 
В 1923 году пришел первый весомый успех – фотография семнадцатилетнего Романа Кармена появляется в журнале «Огонек». После этой публикации его работы стали активно публиковать в советской прессе.  
 
 
Р. Кармен. Начало
 
Карьера Кармена-фотографа развивалась стремительно: он снимал похороны В. И.Ленина, приезд в Москву Максима Горького, делал фотопортреты Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Четыре посмертные фотографии Сергея Есенина также были сделаны Р. Карменом. 
 
В 1932 году Роман Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии и начал работать на Центральной студии документальных фильмов.
 
Во время Гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.) Кармен был направлен в революционные войска в качестве кинооператора. Вместе с документалистом Йорисом Ивенсом и Эрнестом Хемингуэем он вошел в «семью» боровшихся за республику интернациональных бригад.  
 
 
Роман Кармен, Эрнест Хемингуэй и Йорис Ивенс в Испании. 1936 год
 
На основе отснятых Карменом видеоматериалов были созданы 22 выпуска кинохроники «К событиям в Испании», документальный фильм «Испания» (1939 год) и кинопоэма-фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1968 год).
 
 
Р. Кармен с семьей
 
Камера Р. Кармена стала одним из тех «окон», через которое весь мир с содроганием увидел ужасы Великой Отечественной войны.
 
Автор нетленного стихотворения «Жди меня, и я вернусь», писатель Константин Симонов вспоминал: «На каких только дорогах мне не доводилось встречать Кармена во время войны: и на Западном фронте, и под Яссами, и на Висле, и на Одере и на площади перед рейхстагом, и в Карлсхорсте, в зале, где подписывался акт безоговорочной капитуляции. Я видел его веселым и – злым, и здоровым и больным, забинтованным, еле державшимся на ногах, но всегда и всюду снимавшим, снимавшим, невзирая на погоду, бомбежки и обстрелы. Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны».  
 
 
Последние кадры войны. Р. Кармен в поверженном Берлине
 
В своих записках Роман Лазаревич (к слову, Кармен – автор девяти книг, нескольких десятков очерков и статей, опубликованных в советской и зарубежной прессе) вспоминал: «Работали мы камерой “Айно” – теперь музейная редкость. Тридцатиметровая кассета – всего минута экранного времени. А чего стоило перезарядить камеру в бою, оберегать ее при этом от пыли, от песка! И чтобы ни один осколок не попал в тебя или, не дай бог, в твою кинокамеру».
 
Бесстрашие, способность мгновенно ориентироваться в ситуации и железная выдержка – вот основные качества фронтового оператора. Кармену доводилось работать в нечеловеческих условиях – под пулями, подвергаясь опасности и рискуя жизнью каждую секунду. Он прошел с камерой не только Великую Отечественную, но и другие войны – в Испании, в Китае (в 30-х годах) и во Вьетнаме (воевавшем против Франции). Даже легендарный советский разведчик Рудольф Абель признавался Кармену, что тот всегда был для него эталоном мужества.  
 
 
Р.Кармен и вьетнамские партизанки, снятые в его фильме
 
Cам режиссер с болью вспоминал: «Трудно, невозможно было снимать наше горе, наши потери. Вспоминаю, что когда я увидел, как на моих глазах был сбит советский самолет, и когда были обнаружены трупы летчиков, я не снимал это, просто не снимал! У меня камера была в – руках, и я, давясь слезами, смотрел на это, но не снимал. Теперь я себя проклинаю за это… Может быть, поэтому первые материалы выглядели на экране не так, как в действительности на войне. Было мало измученных, усталых солдатских лиц, бойцов в крови, в грязи, в болотной жиже… Трупы, похороны, такие, например, как похороны сержанта Буланова. Кто снял этот кадр, может быть, тот оператор, которого сейчас самого закопают в землю?»
 
 
Фото Р. Кармена
 
Но со стороны Кармен зачастую производил впечатление человека с железным сердцем. Род его деятельности был таков, что подчас приходилось действовать жестко и безжалостно. Известно, что в декабре 1941 года Роман Кармен попал в освобожденный накануне Волоколамск, где на площади стояла виселица с повешенными комсомольцами. Он снял основательный сюжет для оперативной кинохроники. Впечатление от качающихся на ветру трупов, запорошенных метелью, само собой, было тяжелейшим. Но Кармен ставил свою идеологическую, художническую задачу: оператор подробно, монтажно, разнопланово, профессионально снимает виселицу.
 
Коллега Р. Кармена, фронтовой оператор и режиссер Ефим Учитель, снявший документальный фильм «Прорыв блокады Ленинграда», отмечал эту профессиональную сторону существования документалиста: «Он был исключительно целеустремлен и точен. Он был напорист и неистов. Помню, как шли мы на студию по замерзшим улицам, по глыбам льда. Весна в тот год была поздней, холодной, шли через мосты, по которым изредка, пошатываясь, проходили одинокие пешеходы, на саночках везли трупы умерших от голода ленинградцев. В этот момент Кармена как будто ничто не касалось ничто, кроме фильма».
 
Р. Кармен в качестве оператора принимал участие в съемках фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942 год, режиссеры – Л. Варламов и И. Копалин). Эта работа стала первым документальным фильмом, удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар».  
 
 
Р. Кармен. Память о войне
 
Кармену удалось запечатлеть ряд значительнейших событий мирового уровня. Так, в феврале 1943 года он снимал сдачу в плен фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, а 9 мая 1945 года в Берлине – подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
 
Также Роман Лазаревич был автором сценария, режиссером и руководителем съемок публицистического фильма «Суд народов» (1947 год) о Нюрнбергском процессе. Кармен рассказывал: «Геринг как-то обратил внимание на меня, советского кинооператора, и решил на мне испытать силу своего взгляда, а это была, конечно, сильная личность... Я, однако, не отвел своих глаз...»
 
Кинорежиссер Валерий Хоменко, учившийся у Кармена во ВГИКе, назвал этот фильм безусловным шедевром. Он вспоминает, как мэтр делился со своими студентами особенностями работы над легендарным фильмом: «Особенно восхищался Кармен дикторским текстом, точнее – авторским монологом, комментарием военного писателя офицера Бориса Горбатова. Кармен нам говорил: “Какая блестящая фраза про крючкотворов – адвокатов нацистов: “Это – последняя линия нацистской обороны!” Текст вообще был так прекрасен, что я клал его (как ноты на рояль) перед собой на монтажный стол и монтировал под него!» Кармен монтировал под текст в числе прочего и эпизод, называвшийся, как и весь фильм, «Суд народов». В нем звучат слова: «Кто судит? Восстанут мертвые и живые, все народы всех стран придут на суд».
 
Впоследствии Кармен вместе с писателем Сергеем Смирновым создал в 1960-х двухсерийный фильм «Великая Отечественная», используя новые документы и живые свидетельства современников.
 
С 1960 года Р. Кармен возглавлял операторское отделение ВГИКа.
 
Важным этапом политической публицистики Р. Кармена явилась его работа над циклом фильмов, посвященных освободительной борьбе народов Латинской Америки – она заняла в его творчестве полтора десятилетия.
 
Последней творческой работой Кармена стала двадцатисерийная киноэпопея «Великая Отечественная» (в американской версии «Неизвестная война», в том смысле, что для американцев до выхода фильма эта война, по сути, оставалась неизвестной), которая создавалась совместно с американскими кинематографистами. В одном из своих последних писем, за двадцать три дня до смерти, Роман Лазаревич писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь. Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем».
 
Умер Роман Кармен в 1978 году. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. 
 
 
 
Москва. Новодевичье кладбище. Могила Р. Кармена
2423
Поставить лайк: 321
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/roman-karmen-roman-s-kameroy