Всё больше признаков того, что разговоры о «перезагрузке» в отношениях между НАТО и Россией, США и Россией являются лишь отвлекающим манёвром Запада с целью добиться тактического преимущества при односторонней реализации своих стратегических задач. И та грамматическая ошибка, которую допустила американская сторона на символической кнопке, презентованной Х. Клинтон С. Лаврову, скорее является «оговоркой по Фрейду» – когда человек рефлекторно проговаривает свое подсознательное желание (или представление о чём-либо). Первоначальные надежды на улучшение отношений и пересмотр американской стороной «наполеоновских планов» администрации Дж. Буша (размещение ПРО в Европе, скорейшее расширение НАТО и т.д.) не находят решительно никаких подтверждений.
Нынешняя администрация США вообще производит впечатление особо циничной (что не удивительно при тех фигурах, которые стоят за её внешнеполитическими разработками), в ней в лучших традициях Макиавелли «все готовы лгать, глядя прямо в глаза».
На сегодняшний день это особенно заметно по ситуации вокруг Ирана. 13 марта Б. Обама объявил о продлении ещё на один год односторонних экономических санкций против этой страны, которая, по его мнению, по-прежнему представляет угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике США. Обама также заявил, что новая администрация не откажется от гонки вооружений. А уже 20 марта в видеообращении к иранскому народу американский президент, не моргнув глазом, говорил о желании США «добиваться установления конструктивных отношений с Ираном». На это духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи резонно заметил, что не видит никаких признаков изменения ситуации в ирано-американских отношениях: «Вы что, сняли санкции в отношении Ирана, вы разблокировали наши капиталы, захваченные в США? Вы прекратили враждебную пропаганду против нашей страны?»
Уже сейчас можно констатировать, что для нынешней администрации США дипломатия и миротворческая риторика служат лишь дымовой завесой на пути к целям, поставленным ещё предыдущей администрацией.
Точно также не изменилась политика США в Европе. Первоначальные заявления Вашингтона о готовности подумать над целесообразностью размещения систем ПРО в Чехии и Польше, чтобы уточнить целесообразность подобного шага, заявлениями так и остались. Даже отставка чешского правительства не стало преградой этому процессу – как заявил исполняющий обязанности заместителя пресс-секретаря госдепартамента Г. Дугуд, работа, связанная с размещением объектов ПРО в Чехии, продолжится.
Не менее последовательна позиция Вашингтона и относительно НАТО. Более того, она становится всё более радикальной. В интервью каналу «Вести» (21 марта 2009 года) генсек НАТО Я. Схеффер, с одной стороны, приветствовал возобновление активной работы Совета Россия – НАТО, а с другой, чётко признал, что этот Совет служит, в первую очередь, инструментом решения противоречий, а не налаживания конструктивного сотрудничества. Таким образом, подразумевается, что отношения между НАТО и Россией будут становиться всё более конфликтными (поскольку, по словам и Обамы, и Схеффера, между Западом и Россией есть «фундаментальные отличия»), а для решения и обсуждения этих проблем планируется использовать Совет Россия – НАТО.
Уже первые внешнеполитические заявления нового руководства США (в том числе – на последней Мюнхенской конференции по безопасности) свидетельствуют, что тактика скорейшего расширения Альянса на восток не только не будет изменена, но и ускорена. Об этом совершенно однозначно заявил Б. Обама во время встречи с генсеком НАТО: его администрация «стремится перезагрузить отношения с Россией», но это должно быть сделано таким путем, чтобы «соответствовать правилам членства в НАТО и необходимости направить ясный сигнал всей Европе о том, что мы по-прежнему привержены убеждению – страны, желающие вступить в НАТО, смогут вступить в НАТО».
Да и во время предвыборной кампании Обама не скрывал своей поддержки планов скорейшего вступления Украины и Грузии в Альянс. О той же поддержке говорит и Схеффер: «Есть страны, которые стучат в двери НАТО, и мы не вправе им отказывать».
Впрочем, американцы не просто поддерживают скорейшее расширение Альянса, но и заинтересованы в полном переформатировании НАТО. В этом контексте симптоматично назначение новым послом США в НАТО И. Даалдера, давнего сторонника идеи создания «Лиги Демократий» и политики активного расширения Альянса («НАТО должно обеспечивать безопасность стран, которые живут в тени России»). Эта концепция (её автором считается сенатор-республиканец Джон Маккейн) предполагает в уже ближайшем будущем замещение ООН Североатлантическим блоком.
Кроме того, в рамках доктрины предлагается формирование альянса демократий против авторитарных государств. Учитывая, что в докладах госдепа США Россия неизменно признаётся государством с характерными признаками авторитаризма, именно против неё и Китая в первую очередь и будет направлен новый альянс. А на переднем край борьбы будут выдвинуты «молодые демократии» – Украина и Грузия, которые и станут основными инициаторами конфликтов в регионе, способствующих втягиванию России в вялотекущие противостояния.
Даалдер уже призывал обсудить вопрос такой реформы НАТО в 2006 году на саммите НАТО в Риге и, скорее всего, будет лоббировать эту идею и дальше. Вполне возможно, что «стратегическое реформирование» НАТО будет предложено членам Альянса уже на юбилейном саммите 3-4 апреля.
Шансов на успешное прохождение этой идеи на сегодняшний день немного. 26 марта А. Меркель, предупреждая подобные разговоры, заявила, что не считает возможным превращение НАТО в какую-то глобальную организацию, которая бы охватывала разные части мира: «Я не представляю глобальное НАТО. Альянс остается сфокусированным на безопасности североатлантических партнёров». Правда, своего слова ещё не сказала Франция, которая после длительного отсутствия решила вернуться в военную структуру НАТО. Президент Н. Саркози имеет достаточно стабильный имидж проамериканского политика, и поддержит ли он А.Меркель, неизвестно.
Однако даже если такое предложение о реформировании НАТО не будет принято на юбилейном саммите, это не означает, что США откажутся от задуманного. Развал ООН, которая не только продолжает напоминать американцам о не устраивающем их разделе сфер влияния в Ялте и Потсдаме и остается значительным препятствием на пути к единоличному перекраиванию карты мира, является долгосрочным интересом США. Америка прикладывает максимум усилий к дискредитации роли и структуры ООН. Вполне возможно, что и Украине с Грузией будет отведена своя роль в этом процессе. Скажем, на примере той же Грузии американцы активно демонстрируют неспособность СБ ООН обеспечить безопасность маленькой, но гордой «демократии».
Помимо этого на повестке дня остаётся вопрос о том, на что готова пойти Украина ради вступления в Альянс. Схеффер совершенно открыто говорит о необходимости «заслужить и доказать то, что вы (Украина и Грузия) готовы стать членами демократической семьи». Учитывая возможное нарастание противостояния между Западом и Россией, подобными доказательствами вполне могут стать конкретные шаги Киева, направленные на ухудшение украино-российских отношений и более жёсткую привязку к Европе и США.
С этой точки зрения можно иначе взглянуть и на достигнутые в Брюсселе соглашения относительно модернизации украинской ГТС. Ведь что может быть более красноречивым «доказательством» преданности официального Киева Западу, чем передача в его распоряжение центральной транзитной энергомагистрали страны? Не исключено, что данное соглашение реализуется, в том числе в рамках доктрин НАТО по обеспечению безопасных поставок энергоносителей. Примечательно в этой ситуации поведение Ю. Тимошенко, которая, потратив значительные усилия на улучшение отношений с Россией, тут же изменила свой внешнеполитический вектор, стоило появиться на горизонте Евросоюзу (а возможно, и НАТО).
Похоже, с учетом всех вышеприведенных фактов, отношения по линии Россия – Запад будут в ближайшее время переживать не «перезагрузку», а самую настоящую перегрузку острыми проблемами как двустороннего, так и многостороннего характера.