ссылка

Сентябрьские звёзды Богородицы Озерянской

Увеличить шрифт
А
А
А

18 сентября из Свято-Покровского монастыря Харькова отправился Крестный ход с чудотворной иконой Богородицы Озерянской, который по замыслу устроителей проводится в честь 300-летия обретения иконы.

Икона Богородицы Озерянской, празднуемая 12 ноября (30 октября по ст.ст.), является одной из духовных святынь Харьковщины и всего православного мира. Особо, с глубоким благоговением, почитается в Харьковской области и сопредельных с нею областях как древняя благодатная святыня.
 
 
 
Крестный ход с чудотворной иконой Богородицы Озерянской
 
Ход организован в выходные дни - 18, 19, а также 25, 26 сентября - вокруг города, соединив пути между поклонными крестами, поставленными и освященными у автомобильных въездов в Харьков по сторонам света в 2008 г.
 
Глава инициативной группы харьковских Крестных ходов Сергей Прокопенко рассказал, что протяженность нынешнего хода — около 90 километров. Принцип хода по окружной дороге таков: вечером из конечной точки дневного маршрута паломников возвращают автобусами к метро. А на следующий день автобусы привозят верующих туда, где они остановились накануне, и шествие продолжается. В частности, вторую половину пути крестоходы предполагают пройти с Божией помощью по такой схеме: 25 сентября в 9.00 выезд от Свято-Покровского монастыря, с тем чтобы в 10.00 начать движение от поселка Высокий по окружной трассе до перекрестка на Чугуев; 26 сентября выезд от Свято-Покровского монастыря состоится в 11.00, а в 12.00 начнется движение от перекрестка на Чугуев по окружной трассе до поселка Пятихатки, то есть к вечеру ход возвратится в начальную точку шествия, замкнув, таким образом, благодатную окружность.
 
Ход в ознаменование 300-летия обретения чудотворной иконы Божией Матери Озерянская проводится по благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, Митрополита Харьковского и Богодуховского. Сама икона в безбожное время была утеряна, поэтому во время хода харьковчане несут один из списков, который обычно хранится в Озерянском храме на территории Свято-Покровского мужского монастыря. Напомним, что чудотворной силой обладают и списки икон. Не случайно на протяжении всего шествия Крестного хода по Харькову по осевой линии улицы Сумской православный народ становился на колени под икону, надеясь получить от чудотворной толику благодати. 
 
 
За благодатью от Богородицы Озерянской
 
Под икону становились люди разные: харьковчане и гости города, молодожены, сотрудники милиции, сопровождавшие ход, шофер и врач кареты скорой помощи, продавцы магазинов и аптек с улицы Сумской, дорожные рабочие…
 
Пассажиры трамваев, сотрудники заводов ФЭД и авиационного, выходившие из своих заводских проходных, студенты, школьники, откатавшиеся на детской железной дороге в лесопарке, случайные прохожие разных возрастов, девушки в косынках и без, в брюках и открытых нарядах — все были приглашаемы под иконы и бежали, торопились, становились, становились, становились под осенение.
 
«Чудотворную Озерянскую несут!»
 
 
 
Под осенение Чудотворной Богородицы Озерянской
 
До революции в Харькове проводились 12 ежегодных Крестных ходов, и большинство из них — именно с Озерянской иконой. Сейчас инициативная группа верующих занимается восстановлением старинных православных традиций. Это уже 4-й большой Крестный ход, организованный группой.
 
Согласно точным документальным данным, в свое время харьковчане не раз ходатайствовали, чтобы у них проводился Крестный ход с этой чудотворной иконой. И 16 октября 1843 г. по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утвердил просьбу о внедрении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были проходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля (из Харькова в Куряж) по старому стилю в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). В указанные дни прекращалась деятельность в присутственных местах, учащиеся освобождались от занятий и жители города и окрестных слобод стекались навстречу чудотворному образу. Шествие сопровождалось необычайно торжественным пением и звоном колоколов Харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.
 
Первый Крестный ход с чудотворной иконой из Куряжа в Харьков состоялся 30 сентября 1844 г.
 
И сегодня, как полтора столетия назад, проходя с иконой через весь город, православные пели «Пресвятая Богородица, спаси нас». А на выходе с улицы Сумской на Белгородское шоссе мужским и женским составами крестоходов попеременно пелось традиционное «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». 
 
 
Чтобы счастье было в доме нашем! 
 
* * *
 
Одна из Слобожанских святынь, Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской, была обретена вблизи села Озеряны, которое находится в трех километрах от города Мерефа, райцентра Харьковской области.
 
Можно дискутировать о точности даты обретения Образа. Харьковчанин С. В. Булгаков в известном православному миру исследовании начала ХХ в. «Русские монастыри в 1913 году» сообщает, что, по преданию, эта икона была обретена в конце XVI в. Другие исследователи называют дату появления иконы в селе Озеряны в интервале межу 1668 и 1696 гг. Третьи полагают, что икона более позднего происхождения, и лет шесть назад отмечали 250-летие обретения образа…
 
Это все, безусловно, имеет значение для историков, краеведов, всех, кто интересуется наследием края и дорожит родными святынями, однако не влияет на чудодейственные свойства иконы, осеняющей уже многие годы не только Харьковские, Слобожанские пределы, но и весь православный мир.
 
Церковь соединяет отсчет явления иконы Озерянской Божией Матери с основанием монастыря в Озерянке в 1710 г. 
 
 
Чудотворные Иконы Озерянской и Песчанской Богородицы в Озерянском храме Покровского монастыря Харьков
 
В то время в храме Рождества Богородицы села Мерефа служил иерей Феодор. В трех километрах от Мерефы и была обретена эта святая икона, получившая название Пресвятой Богородицы Озерянской.
 
В делах Харьковской Духовной консистории повествуется следующее: «В сем монастыре (Куряжском, основан в 1663 г. — авт.) есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой Озерянской. Один из ее жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу, при корне дерева здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши оныя, поставил в приличном месте, и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды».
 
Благочестивый иерей Феодор, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес об этом своему архипастырю (митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию) и с его разрешения построил близ места явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где и была икона.
 
Видя знамения благодати Божией от святой иконы, о. Феодор пожелал, чтобы на месте явления Пречистой Матери была устроена иноческая обитель, впоследствии прославившая во всей Слободской Украине пустынно-прекрасную Озерянку и привлекавшая в нее любителей пустынно-иноческих подвигов. Один старожил Мерефы в 1762 г. дал следующее письменное свидетельство: «Видел я и помню, что в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона, а откуда и кем была поставлена, знать не могу. Первое чудо от Нее явилось архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко».
 
Молитва к Божией Матери большей частью получает отклик, если она исходит от сердца и на благо самого молящегося. Сила благодати Божией от Святой чудотворной иконы Богоматери Озерянской очень часто проявлялась в исцелениях больных, которым добрая Целительница недугов подавала милость от многоцелебного Своего образа. Памятно было жителям Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святой Ее иконы в тяжкие 1833-й, 1848-й, 1871-й годы, когда в Харькове свирепствовала холера и уносила в могилу множество жертв. Многие свидетели сохранили в памяти разные случаи исцеления от святой иконы. Вот наименование некоторых случаев исцеления от святого образа: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку, исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою, исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием, исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах, исцеление двух сестер от глазной болезни, исцеление девочки от горловой болезни».
 
Известный историк Д. И. Багалей сообщает в описании Образа, что Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На Ней красный хитон и голубой мафорий. Правая рука Ее в позе моления, а левой поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Размер иконы был 40 х 34 см.
 
Такова Икона и сегодня.
 
 
 
Озерянская, чудотворная икона Пресвятой Богородицы
 
Теперь у харьковчан три храма, посвященных Озерянской иконе Богородицы: один на месте Ее обретения, в селе Озеряны под Мерефой, второй — огромный, краснокирпичный — на въезде в город со стороны запада, на Холодной горе, а третий — с двенадцатью золотыми луковками — как раз тот, в Свято-Покровском монастыре, из которого и отправился нынешний Крестный ход после торжественного молебна.
 
Из Акафиста Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Озерянская»:
 
Боготечней звезде икона Твоя, о Богомати, уподобися, егда святыя — обители Озерянскую, Куряжскую и Харьковскую обтекаше и цельбоносньми струи, неоскудно от нея источающимися, изобильно верных напаяше и, благодатию Святаго духа тех оживотворяющи, телесне и душевне, по вере их, исцеляше. Мы же душевныма нашима очима к Тебе, Первообразу Ея, возводимся, недугов наших исцеления, грехов прощения и Небесным Утешителем душ наших посещения умильно просим, с верою вопиюще о Тебе Богу: Аллилуиа. 
 
 
«Пресвятая Богородица, спаси нас»
 
93
Поставить лайк: 348
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/sentyabrskie-zvyozdy-bogorodicy-ozeryanskoy