Школа Тальори
12.10.2010
Напечатать
А
А
А
Улица Краснооктябрьская (Конторская), дом 7. С 1914 по 1923 год там располагалась балетная школа Натальи Александровны Дудинской-Тальори, давшая первые уроки мастерства трем будущим Народным артисткам СССР.
Балериной из них стала лишь дочь хозяйки школы, Наталья Михайловна Дудинская-младшая (1912—2003), бывшая на протяжении нескольких десятилетий примой Кировского театра в Ленинграде.
Артистка балета, педагог, народная артистка СССР Наталья Михайловна Дудинская
Вот что вспоминала она сама о маме - Наталье Александровне Дудинской-Тальори : «Всем, что я сделала, что умею, я обязана ей. Всем, чего достигла, что меня окружает, что смогла сделать, я обязана ей. Знаете, она была прекрасная балерина. Она сделала для меня все, что ее родители не сделали для нее. Они в свое время не разрешили ей поступить в хореографическое училище — не дворянское, мол, это дело. А она мечтала танцевать и училась не в училище, но у тех же педагогов. Она много потом выступала, и в России, и за рубежом. У нее был абсолютный слух, она играла на скрипке профессионально. Часто ее выступление строилось так: первое отделение — скрипка, второе — танец. Она вышла замуж за военного, полковника. А в царской армии очень косо смотрели на жен-актрис. Имя отца в афишах не значилось, мама танцевала под сценическим псевдонимом Тальори.
Мы жили в Харькове. Уж и не помню, когда я начала учиться хореографии, но в семь-восемь лет выходила на балетную сцену, и, признаться, не без успеха...»
Это потом весь мир видел соревнование двух главных звезд советского балета 30-х—50-х — Наталью Дудинскую и Галину Уланову. «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Медный всадник», «Тарас Бульба»... Но три произведения, три роли, по собственному признанию артистки, определили новые пути в ее творчестве — Лауренсия из «Овечьего источника», Золушка и Сари из балета «Тропою грома». Это любимейшие роли самой балерины. Исследователи балетного творчества вершинами ее мастерства считают Аврору из «Спящей красавицы» и Раймонду из одноименного балета Глазунова. Дудинская и Уланова вели негласное соревнование сначала на сцене, а затем с помощью своих учениц. Например, школу Дудинской-дочери прошли Анастасия Волочкова и Ульяна Лопаткина.
Один из инспекторов, когда Дудинская только-только начинала заниматься в балетном училище Вагановой, записал в журнале: «Дудинская вряд ли будет хорошей танцовщицей, но могла бы стать выдающейся певицей». С детства ее манил цирк: прирожденная гибкость и абсолютное бесстрашие могли бы и эту мечту сделать реальностью. Но певицей и звездой цирка стали две другие ученицы ее матери…
Вот другое воспоминание о Дудинской-Тальори. «С именем Натальи Александровны Дудинской-Тальори воскресают незабываемые годы и дни юности, которые посвящала нам эта замечательная женщина и великолепный педагог. На уроках она была строгая и взыскательная учительница и в то же время мягкая, ласковая и чуткая, как мать. Я с любовью и благодарностью вспоминаю это время, когда она в нас, юных и неопытных, вселяла бодрость духа и веру в себя». Так писала Клавдия Ивановна Шульженко (1906—1984) в 1975 году.
Певица, актриса театра и кино, народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко
Через Гончаровский мост Клава (или, как она себя любила величать в то время, Кледи Шутти) бегала на улицу Конторскую в хореографическую школу-студию Дудинской-Тальори. А еще семнадцатилетняя артистка городского драматического театра Клавдия Шульженко брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Чемизова. Её первым аккомпаниатором стал будущий мэтр музыкального мира И.О. Дунаевский, которого она ласково называла Дуня. «Утром - репетиции. После репетиции - занятие пением у Чемизова или урок танцев в балетной школе Натальи Тальори, матери прославленной балерины Натальи Дудинской, - вспоминала будущая звезда советской эстрады. - Никогда не мечтала о карьере профессиональной балерины. Занятия классическим танцем, так называемая “школа”, которую я проходила, необходима для каждого актера, она дает умение владеть своим телом. А вечером снова спектакль или концерт, и ты снова стоишь у кулисы, прислушиваешься к залу и, волнуясь, ожидаешь своего выхода. А назавтра с утра опять репетиция»…
В те далекие двадцатые годы прошлого века в балетной школе Натальи Тальори по улице Конторской, дом 7 училась и знаменитая в будущем укротительница хищников Ирина Бугримова (1910—2001).
Дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Ирина Николаевна Бугримова
Родители Бугримовой прямого отношения к цирку не имели: отец — профессор, заведующий кафедрой хирурги ветеринарного института, лечил животных; мать, дворянка по рождению, получила музыкальное образование, хорошо играла на фортепиано, рисовала, увлекалась искусством фотографии. Ирина Николаевна с семи лет посещала музыкальную школу и балетную студию Тальори. Бугримова занималась бегом, прыжками в длину, в высоту, в воду с вышки, играла в русский хоккей, толкала ядро, метала диск и копье, бегала на коньках, занималась мотоспортом. В 1927 году Бугримова стала чемпионкой Украинской ССР в толкании ядра, а спустя год в метании диска. К дрессуре львов Бугримова пришла не случайно. Ещё в 1930-е годы у нее состоялся разговор с одним из организаторов и руководителей эстрадно-циркового искусства в стране Александром Морисовичем Данкманом. Он пожелал видеть на арене цирка женщину-дрессировщицу. Бугримова согласилась и взялась сделать номер с леопардами, которые были куплены специально для этого. Однако поработав с леопардами, Бугримова поняла, что лучше делать номер со львами — истинными царями зверей. Но и в клетке с хищниками Ирина Николаевна сохраняла неподражаемую пластику и грациозность движений, приобретенные все в той же школе Тальори.
В 1923 году Дудинская-Тальори с дочерью уехали в Петроград. Хореографическая студия во дворе дома №7 на Конторской закрылась навсегда. Несколько раньше, в декабре 1920-го, спасаясь от голода и нужды, из Харькова в Петроград, а затем в Париж уехала Зинаида Серебрякова, увозя с собой как воспоминание о тех страшных днях картину «Карточный домик» - свое самое трагическое произведение , показывающее четверых осиротевших после смерти мужа ее детей… Так Харьков терял свой культурный «золотой фонд». Дома заселялись новыми жильцами, и постепенно истаивал дух старого Харькова. Харьковцы превращались в харьковчан. А на место балерин-дворянок и антрепренеров-купцов приходили австрийские военнопленные и «кухаркины дети», выброшенные на поверхность революцией и украинизацией.
Иные представители видных харьковских семей, которые не погибли в мясорубке гражданской войны и не эмигрировали, переквалифицировались в учителя. Я помню этих старушек, свободно говоривших по-французски и по-немецки, и их квартиры с кроватями под балдахинами, этажерками и чудом уцелевшими фолиантами в кожаных переплетах. Все эти осколки старого мира канули в Лету где-то к середине 70-х годов прошлого века…
О Дудинских в Харькове мало что напоминает, хотя их кирпичный дом, построенный более ста лет назад, сохранился. Да и сами жители города вряд ли припомнят, чем же примечателен дом 7 по улице Краснооктябрьской, бывшей Конторской. В годы «торжества независимости» дом переходил в собственность от одного хозяина к другому, которые в соответствии со своими представлениями о назначении «недвижимости», занимались перепланировкой и «модернизацией» внутренних помещений дома. Уже в 90-е годы балетный зал на втором этаже работники частного предприятия перегородили, лепку сбили, по фасаду пустили трубу теплопровода, справа пристроили какой-то сарайчик, а слева — мебельную мастерскую. Но место для мемориальной доски, восстанавливающей историческую память о талантливых земляках все же осталось, и вскоре, я надеюсь, она там появится. А еще лучше, если в этом доме появится музей истории искусств. Полагаю, что и дом, и Харьков этого достойны!
Харьков, улица Краснооктябрьская (Конторская), дом 7 сегодня
2971
Поставить лайк: 499
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/shkola-talori