ссылка

Скандал с торговлей оружием в контексте политики

Увеличить шрифт
А
А
А

2 сентября, в день, когда, по словам В.Ющенко, в Украине готовился инспирированный Москвой переворот под названием «Грузия-2», среди прочего была создана Временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам расследования фактов незаконных поставок украинского оружия и военной техники в Грузию под руководством депутата от Партии Регионов В.Коновалюка. Практически с самого начала расследования Ющенко и Ко начали активное противодействие властей расследованию. Любые попытки обнародовать информацию относительно результатов натыкаются на обвинения в предвзятости или «разглашении государственной тайны».

СБУ уже предъявило несколько претензий персонально Коновалюку в разглашении государственной тайны. Кроме того, СБУ плотно взялась за борьбу со СМИ, которые пытаются публиковать хотя бы часть документов или интервью с Коновалюком. Последним вопиющим случаем является похищение сотрудниками СБУ сотрудника редакции информационно-аналитического издания DailyUA и изъятие сервера редакции. Причем допрос журналиста проходил при участии пресс-секретаря главы СБУ М.Остапенко, которая активно запугивала его, что вызвало особое возмущение журналистской среды. Лишь благодаря вмешательству депутата от Партии Регионов А.Герман журналиста отпустили.
 
Впрочем, вряд ли сотрудники СБУ действительно надеялись получить какую-либо эксклюзивную информацию от задержанного Н.Цапка. Целью похищения было дать понять: «Не подходите к этой теме – опасно для жизни». Это уже не первый случай использования оранжевыми правоохранительных структур в борьбе со СМИ – в июле 2008 года С.Лещенко, журналист «Украинской правды», провел на допросах в Генеральной прокуратуре 13,5 часов за то, что записал интервью с Д.Жванией по поводу так называемого отравления В.Ющенко.
 
Не вдаваясь в подробности собственно расследования и результатов достигнутых Комиссией, хотелось бы остановиться на политическом аспекте ситуации. В деятельности Комиссии Коновалюка можно выделить несколько важных политических смыслов.
 
1. «Принуждение Ющенко к миру»
 
Главный лейтмотив. Можно предположить, что изначально Комиссия создавалась Партией регионов исключительно для того, чтобы испугать В.Ющенко возможным импичментом на основании результатов расследования Комиссии. Скорее всего, никто тогда и предположить не мог, что Комиссия действительно найдет вопиющие факты нарушения закона и коррупционных действий со стороны оранжевой власти. Тем более что, несмотря на все заявления Секретариата Президента о том, что торговля оружием находится в сфере ответственности премьер-министра, основным экспортёром оружия является компания «Укрспецэкспорт», главу которой назначает президент. Так что В.Ющенко в любом случае замешан в противозаконных действиях, что накануне президентской кампании очень некстати. В таких условиях деятельность или бездействие Комиссии становится во многом предметом политического торга. И ключевой вопрос здесь – создание широкой коалиции, о которой уже давно мечтает крыло соглашателей ПР. Изначальная мысль идейных вдохновителей расследования вращалась вокруг того, чтобы подтолкнуть Ющенко к формированию новой коалиции, нового Кабинета Министров во главе либо с представителем ПР, либо техническим премьером и, в качестве «компенсации», представителем ПР в кресле спикера Верховной Рады. В противном случае появлялась угроза импичмента, тем более что законы, проголосованные в сентябре, упорядочивали эту процедуру. Демарш БЮТ и отказ бютовцев голосовать за эти законы во втором чтении выбил одну из стратегических основ создания Комиссии.
 
Нельзя не отметить, что деятельность Комиссии - это действительно сильный аргумент Партии регионов в принуждении Ющенко к переговорам для создания широкой коалиции. Однако дело дошло до той точки, когда оно может стать не столько козырем, сколько обузой для тех, кто его начал. Совершенно очевидно, что если вдруг будет сформирована новая коалиция на основе ПР и НУНС (плюс потенциально Блок Литвина), деятельность Комиссии будет свернута. Однако тогда этого не поймут, с одной стороны, избиратели, которым ПР постоянно напоминала о расследовании, с другой стороны, Москва, для которой августовская война на Кавказе - не просто «небольшая перестрелка», а ключевой вопрос внешней политики.
 
Если руководство Парии регионов настолько спасует перед Ющенко, что закроет Комиссию Коновалюка или свернёт её деятельность, в Москве это воспримут как попытку утаить правду о роли Ющенко в пособничестве грузинской вооружённой агрессии. В этом вопросе у руководства ПР есть только один путь – найти политическое мужество довести расследование до конца и опубликовать подробный отчет о его результатах (как это делается в таких случаях во всём цивилизованном мире).
 
Поскольку расследование Комиссии не может быть свернуто без серьезных электоральных потерь, реальными вариантами остаются или досрочные выборы, или формирование коалиции с БЮТ, где результаты расследования могут очень пригодиться. Впрочем, досрочные выборы могут стать и способом свёртывания работы Комиссии, поскольку, если нет парламента, то некому и расследовать – здесь всё будет зависеть исключительно от позиции ПР. Судя по последним заявлениям представителей БЮТ и ПР, выбран последний вариант развития событий, тем более, что с нового года, когда украинцы в полной мере почувствуют экономический кризис и новую волну увольнений, всем будет уже не до того, кто входит в коалицию.
 
2. Международный резонанс
 
Если Комиссия Коновалюка продемонстрирует неопровержимые доказательства незаконной торговли украинским оружием с Грузией под эгидой В.Ющенко, это может окончательно похоронить надежды последнего на поддержку со стороны Запада на выборах 2009 года и в последующем. Тем более что на Западе происходит серьёзная переоценка всех обстоятельств «пятидневной войны», а Саакашвили уже открыто признал, что именно Грузия была агрессором. Европа не просто разочарована – она явно обозлена на Грузию, которая под властью Саакашвили сумела спровоцировать обострение отношений между ЕС и Россией в то время, когда Германия и Франция ищут путей примирения с Москвой. Учитывая, что нынешний украинский режим во многом легитимирован Западом, доказательство того, что Украина незаконно поставляла оружие в Грузию, для команды с Банковой было бы равноценно катастрофе.
 
А ещё европейцы трепетно относятся к тем ошмёткам международного права, которые остались после восьмилетнего правления Дж.Буша-младшего с его военными кампаниями в Афганистане и Ираке, тюрьмами в Гуантанамо и проч. А поскольку подозрение относительно причастности Украины к незаконной торговле оружием с каждым днем лишь крепнет, это и стало одной из причин отказа в ПДЧ столь потенциально нечистоплотному союзнику, как ющенковская Украина.
 
3. Разворовывание американских денег
 
В газете «Известия» было сообщение о том, что именно поставляли украинцы в Грузию и по какой цене. Среди прочего, со ссылкой на документы, находящиеся в распоряжении Комиссии, Украина поставила в Грузию два пулемета "Максим" (по 200 долларов за штуку) 5-й категории износа, пулеметы "томпсон" 1928 года в количестве 2 штук; 2 ППШ; 2 немецких пулемета MG-34 (участники Второй мировой); 2 ручных пулемета Дегтярева; 1140 пистолетов системы "наган"; 695 знаменитых мосинских "трехлинеек" образца 1891 года. Кроме того, совершенно очевидно, что и остальное вооружение (современное) продавалось по сильно заниженной цене.
 
Скорее всего, два кума (Ющенко и Саакашвили) решили немного обогатиться на «освоении» денег американских налогоплательщиков и, будучи по природе мелкими лавочниками, действовали по традиционной схеме «откатов», уценок, продажи по цене выше рыночной и т.д. и т.п. Американцы же могут простить многое (например, преступления против человечности), но только не попытку на них нажиться. Так что, когда Комиссия докажет соответствующие факты, у Ющенко возникнет много проблем с поддержкой его Соединёнными Штатами в качестве их ставленника в Украине.
 
Выводы:
 
 
1. Количество уже циркулирующей информации о промежуточных результатах расследования незаконных поставок в Грузию позволяет предположить, что шансы закончить эти расследования достаточно высоки - даже несмотря на противодействие президентской стороны.
 
2. Свёртывание деятельности Комиссии обернётся значительными электоральными потерями для ПР и будет активно использоваться оппонентами (БЮТ, антиоранжевыми политическими силами) для демонстрации непоследовательности ПР в своих действиях.
 
3. Сворачивание Комиссии будет однозначно негативно воспринято в России и поставит под вопрос искренность руководства Партии регионов в налаживании украино-российских отношений.
 
4. Команда Ющенко постарается приложить максимум усилий (включая противозаконные методы, как-то запугивание силовыми структурами причастных к этому делу) - дабы не допустить продолжения расследования.
 
5. Если результаты расследования будут полностью подтверждены, может возникнуть новая для Украины ситуация: есть объективные доказательства причастности практически всего руководства государства к преступлениям, но дело не доходит до суда.
 
6. После проигрыша Ющенко на выборах 2009 года и потери им неприкосновенности, он и его команда вовсе не обязательно будут привлечены к уголовной ответственности. Скорее всего, после окончания своего президентства Ющенко под любым благовидным предлогом выедет с семьёй за рубеж.
56
Поставить лайк: 85
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/skandal-s-torgovley-oruzhiem-v-kontekste-politiki