ссылка

СНБОУ и кризис

Увеличить шрифт
А
А
А

Скандальное заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) 10 февраля 2009 года по вопросам энергетической безопасности продемонстрировало не только уровень дискуссии о жизненных проблемах страны, но и некомпетентность всех ключевых топ-менеджеров Украинского государства. Вместе с тем это заседание вновь привлекло внимание к месту СНБОУ в политической системе.

 
Важной особенностью СНБОУ является его неоспоримая легитимность – в отличие от того же Секретариата Президента, существующего «на птичьих правах». Положение о деятельности СНБОУ закреплены в Конституции. В условиях жёсткой конфронтации между Президентом, Кабмином и Верховной Радой СНБОУ становится тем инструментом, который позволяет главе государства контролировать Кабинет Министров и частично руководить им.
 
В начале своего правления В.Ющенко уже пытался сделать из СНБОУ некий «противовес», структуру параллельную Кабмину (была даже попытка создать «карающий меч революции» - Национальное Бюро Расследований). Правда, полномочий хватило больше на дестабилизацию работы правительства, чем на созидательную часть. Разрушительный потенциал СНБОУ, продемонстрированный в 2005 году Петром Порошенко, не мог долго оставаться неиспользованным. Тем более что 2009-й - это год выборов, а в условиях невозможности отстранить Ю.Тимошенко от власти Секретариату Президента снова нужен таран, разрушитель. Порошенко на своём примере показал, что можно довести Кабмин до состояния полной неработоспособности, но расплачиваться за это придётся и должностью, и надолго испорченной политической карьерой.
 
Дестабилизация государственных институтов является на сегодняшний день центральной задачей Секретариата Президента Украины. Появившаяся 13 февраля в «Украинской правде» статья В.Балоги очерчивает общую идею на этот счёт – сыграть на страхе украинцев перед кризисом, предложив систему общественной безопасности («страну как страховую компанию») во главе с Ющенко, имеющем дескать навыки «управления кризисами, заботливость к переживаниям и надеждам «кризисного украинца». Однако до дня выборов ещё далеко. Поэтому, чтобы схема сработала, всё оставшееся время должно быть посвящено ухудшению экономической ситуации, блокированию работы Кабмина и Верховной Рады в экономической сфере.
 
В условиях всеобщей дезориентированности действующих лиц украинской политики СНБОУ и его аппарат «назначены» на роль «второго Кабмина», который в грядущих схватках станет «центром принятия решений».
 
Открытым, однако, остаётся вопрос о выборе «политического тарана», готового пожертвовать собой ради призрачных надежд В.Ющенко (как это в своё время получилось с П.Порошенко). Неивестно, готова ли стать «жертвенным агнцем» Р.Богатырёва. Вряд ли она шла на должность главы СНБОУ ради по-настоящему активной политической игры на грядущих президентских выборах, где всё упрётся, по мнению того же Балоги, в попытку нового передела: «Именно за Тимошенко сегодня стоят новые «голодные группы», которые только и ждут стартового выстрела, дабы вступить в гонки по перераспределению экономических активов и собственности».
 
Многие политологи усматривают в появлении Раисы Максимовны во главе СНБОУ не её якобы неодолимую обиду на руководство Партии регионов, а как раз наоборот – знак тесного сотрудничества группы соглашателей из ПР и руководства СП. Именно СНБОУ должен был стать той площадкой, на которой предполагалось выстроить новую конфигурацию власти в рамках «широкой коалиции».
 
Это объясняет и перетекание кадров из ПР в аппарат СНБОУ, наблюдавшееся некоторое время назад. Сама же Р.Богатырева должна была выполнять роль зиц-председателя с политически значимой должностью, но без реальных полномочий и возможности проводить собственную политическую линию (которую она, по правде говоря, уже давно и не проводит).
 
Сейчас для Р. Богатырёвой вопрос встаёт очень остро. Или – или. Или полностью вложиться в «проект Ющенко» и поставить на кон своё политическое будущее (которое, несмотря на исключение из ПР, перед ней ещё может открыться), или уйти в отставку, переждать тяжелое время, занявшись созданием давно анонсируемой ею собственной политической партии. Впрочем, возможен и третий вариант: команде СП может понадобиться на должности главы СНБОУ кто-нибудь другой из числа тех, кто тесно интегрирован в президентскую команду (кто-нибудь из замов Балоги, руководителей СБУ, МИД, Минобороны) и готов рискнуть ради возможных будущих дивидендов. В таком случае ближе к лету можно ожидать отставки Богатырёвой и выхода на арену потенциального «политического самоубийцы» (кого-нибудь вроде Кислинского из СП).
 
По некоторым данным, уже сейчас аппарат СНБОУ стал одним из ключевых центров принятия решений, и львиная доля провокаций, исходящих со стороны Ющенко, готовятся либо в самом аппарате, либо в аффилированных структурах под чутким руководством ющенковских политтехнологов. Курирует эту работу Степан Гавриш (напомним: в 2006 году №7 в списке блока «Не Так!»), который в последнее время перестал скрывать свою роль в управлении СНБОУ: в СМИ практически отсутствуют комментарии на острые политические темы за авторством Богатырёвой, зато Степан Богданович раздаёт комментарии налево и направо, хвастаясь при этом, что чуть ли не носит в кармане список новых членов команды Президента. Кстати и тот «донос» (относительно заявлений Тимошенко 10 февраля), который Ющенко распорядился разослать по всем внешнеполитическим ведомствам мира, также представлял собой материалы брифинга первого заместителя СНБОУ С.Гавриша.
 
СНБОУ может стать ключевой структурой и в случае решимости Ющенко пойти на вариант продления своих полномочий при помощи силы. В случае дефолта, возобновления действия Указа о роспуске Верховной Рады (для ещё большей дестабилизации ситуации), выражения вотума недоверия правительству (ПР обещает всё же сделать это ближе к весне) СНБОУ останется единственным законным коллегиальным органом государственного управления, в который к тому же входят руководители всех ключевых силовых ведомств и глава МИД. Наконец, Ющенко может разбавить нынешний состав СНБОУ каким угодно количеством новых людей, символически отменить тем самым парламентскую систему и навязать лелеемый им новый вариант Конституции.
 
Одним словом, Совет национальной безопасности и обороны ещё, видимо, сыграет свою роль в том, как развернётся политический и экономический кризис в Украине.
38
Поставить лайк: 192
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/snbou-i-krizis