Странная избирательная кампания
13.10.2008
Напечатать
А
А
А
Ситуация в Украине продолжает удивлять обозревателей и непосредственных участников политического процесса. Дата выборов уже объявлена, но избирательная кампания еще не началась. И мало кто из политиков испытывает энтузиазм по поводу происходящего.
Вполне очевидно, что аппарат президента В.Ющенко вообще не был заинтересован в создании какой-либо коалиции в парламенте. Более того, с начала октября В.Ющенко был абсолютно уверен в том, что никакая коалиция в украинском парламенте создана не будет.
4 октября президент заявил, что дает политическим силам дополнительное время на создание новой коалиции до 7 октября, и выразил уверенность в том, что уже сейчас у него есть «полное право сегодня распустить парламент». Затем в телеобращении 8 октября он заявил, что парламентский кризис будет разрешен с помощью досрочных выборов, и лишь 9 октября появился указ об их проведении. Таким образом, уже с самого начала предвыборной кампании был придан значительный элемент интриги.
Аппарат президента считал, что он в достаточной мере контролирует поведение основных политических субъектов и не допустит формирования коалиции БЮТ и Партии регионов. Поэтому президент дал парламентским партиям возможность продемонстрировать свою несостоятельность и неспособность создать новую жизнеспособную коалицию. При этом есть веские основания сомневаться в том, что В.Ющенко и его окружение действительно видят в проведении досрочных парламентских выборов 7 декабря 2008 г. средство разрешения парламентского кризиса.
По версии В.Ющенко, он не только назначил дату выборов, но и досрочно «прекратил полномочия парламента» [1]. Эта формулировка означает непризнание президентом любых решений, которые могли бы быть приняты Верховной Радой в срок между подписанием президентского указа и началом работы законодательного органа в новом составе. Поскольку по действующему законодательству выборы будут считаться несостоявшимися при явке избирателей менее 50%, ряд депутатских фракций были склонны пересмотреть закон о внеочередных парламентских выборах, устанавливающий порог явки избирателей, чтобы исключить возможность длительного блокирования работы парламента. Однако в течение 8-9 октября никаких решений принято не было.
Таким образом, выборы назначены. Формально избирательная кампания началась 11 октября. Но нет ни денег на выборы, ни готовности различных политических групп согласиться с решением В.Ющенко. По крайней мере, правительство и БЮТ заявляют, что на нарушение законодательных норм они не пойдут. И поскольку расходы на выборы не учтены в бюджете на текущий год, выборы 7 декабря состояться не смогут. Этот демарш Ю.Тимошенко можно рассматривать и как элемент кризисного позиционирования, и как завуалированное начало избирательной кампании. При этом, если сначала элементы неопределенности пытался создавать секретариат президента, то теперь эту игру подхватил правительственный лагерь. По версии БЮТ, впрочем, весьма спорной, поскольку полномочия депутатов, избранных на прошлогодних досрочных выборах вступили в силу лишь 23 ноября 2007 г. (дата принятия депутатами присяги), решение президента о роспуске нынешнего парламента носит преждевременный характер и должно быть оспорено в суде [2].
Намерения президента
Относительно линии поведения В.Ющенко в условиях нынешнего политического кризиса высказывалось несколько предположений:
1. В ходе избирательной кампании можно ожидать активного использования административного и организационного ресурсов с целью мобилизации сторонников пропрезидентских или лояльных президенту политических проектов («Наша Украина», блок Яценюка, блок Л.Черновецкого). На фоне общей усталости избирателей от политики, более высокая активность этих групп может обеспечить им непропорционально высокий процент голосов, что опосредовано снизит долю голосов, полученных Блоком Юлии Тимошенко, Партией регионов и другими участниками избирательной кампании. Если бы президент сместил парламентские выборы на конец декабря, можно было бы предположить, что ввиду низкой явки избирателей выборы признают несостоявшимися. Вместе с тем, если президент пойдет на переговоры с целью продлить на несколько дней сессионные заседания парламента и «закрыть» вопрос о финансировании выборов, вариант переноса выборов под новогодние праздники еще может быть использован.
2. Секретариат президента может поставить под сомнение легитимность полномочий правительства и премьер-министра. Не исключено, что может быть искусственно создана ситуация, позволяющая предпринять попытку смещения Ю.Тимошенко с поста премьера и замены ее другой, более лояльной в отношении президента кандидатурой. Формально правительство подает в отставку лишь после признания результатов голосования на следующих парламентских выборах. Но как быть, если досрочные выборы будут признаны несостоявшимися? Ответа на такую коллизию действующее законодательство не дает, а ожидать вразумительного решения от Конституционного Суда не приходится.
3. В случае непризнания президентом законодательной функции парламента (хотя такое непризнание и лишено сколько-нибудь законных оснований), могут быть созданы условия для фактического введения «президентского правления». Причем провозглашать его формально не обязательно. К примеру, издавая указы на основании решений СНБО, президент может попытаться перехватить функции исполнительной власти. Другим важным резервным рычагом можно считать возможный выход из состава правительства министров от «Нашей Украины». Дальнейшее разрушение конституционно-правовых основ деятельности высших государственных органов будет подталкивать к конституционным экспериментам, включая назначение В.Ющенко референдума по президентскому проекту новой конституции.
4. В течение последнего месяца лидеры БЮТ несколько раз меняли политическую тактику и пошли на серьезные уступки президенту в отмене законов, принятых совместно с Партией регионов в сентябре. Это создает почву для политической дискредитации Ю.Тимошенко и обвинений ее полной беспринципности.
5. Несмотря на неблагоприятную внешнюю ситуацию, аппарат президента продолжает ориентироваться на получение Украиной приглашения к Плану действий по членству в НАТО на декабрьском заседании Североатлантического Совета. Поскольку к тому времени В.Ющенко видит себя единственным легитимным представителем украинской власти, он будет пытаться убедить министров иностранных дел стран НАТО в стабильности и неизменности своего внешнеполитического курса. И если под давлением США позитивное решение все же примут (что, однако, маловероятно), последующие правительства будут поставлены перед фактом и необходимостью приспосабливаться к ситуации.
Политические риски
Политические риски, связанные с проведением внеочередных выборов, касаются нескольких аспектов:
1. Общая дестабилизация системы исполнительной власти означает снижение оперативных возможностей принятия быстрых и гибких решений. Эффективное государственное регулирование становится проблематичным и в большинстве случаев незаконным. В условиях предвыборной политической лихорадки правительство и парламент, считающийся лишенным полномочий, не смогут адекватно реагировать на экономические потрясения и принимать необходимые решения для смягчения последствий финансово-экономического кризиса. Политические партии и группы давления будут вынуждены начать острую конкурентную борьбу за голоса избирателей, обмениваясь серией взаимных обвинений. Такая ситуация, наряду с резким сокращением бюджетных поступлений, создает серьезные угрозы для экономики и социальной стабильности. В этих-то условиях президент и может попытаться начать «регулирование» экономических проблем своими указами и решениями СНБОУ, что вызовет дополнительное напряжение в отношениях с Кабмином. Соответственно, правительство Ю.Тимошенко будет объявлено не справляющимся со своими задачами и обязанностями.
2. Внутренняя дестабилизация создает крайне неблагоприятную ситуацию в переговорах по поставкам газа с Россией. Переговоры отложены на ноябрь, а их возможный результат не поддается прогнозированию. Причем при любом исходе переговоров правительство Ю.Тимошенко окажется в проигрыше. Если повышение цены на газ будет относительно умеренным, оно все равно приведет к скачку внутренних цен и инфляции. Если повышение цены будет значительным, БЮТ вполне может с треском проиграть парламентские выборы. На этом фоне сокращение металлургического экспорта и последствия вступления Украины в ВТО могут привести к дальнейшему ухудшению внешнеторгового баланса, угрожающему платежным кризисом.
3. Выборы означают расшатывание партийно-политической системы. Большинство парламентских партий слабо заинтересовано в проведении выборов именно сейчас. Агитация и конкуренция будут идти в формате «все против всех». Любая коалиция между В.Ющенко и Ю.Тимошенко уже невозможна, равно как между БЮТ и «Нашей Украиной». В этом плане, как признал В.Ющенко в интервью газете «La Repubblica» (08.10.2008), «ореол легенды вокруг оранжевой коалиции» полностью развеян [3].
В определенном смысле украинская политическая система возвращается к исходному состоянию, которое существовало до начала оппозиционной кампании 2002 - 2004 гг. В то же время иллюзии «Нашей Украины» и БЮТ относительно возможности проведения политики «революционной диктатуры» еще не преодолены, что будет существенным препятствием для межпартийных переговоров в новом парламенте.
4. В ходе политического кризиса существенной коррекции могут подвергнуться распределение полномочий и статус различных институтов государственной власти. Потенциально у Верховной Рады есть возможность углубить кризис, инициировав досрочные выборы президента. Но Партия регионов эту инициативу поддерживать не станет и предпочтет наблюдать за метаморфозами «оранжевого» политического романа со стороны.
Крупный капитал также не заинтересован в углублении конфронтации, хотя действия В.Ющенко начинают вызывать все большие сомнения в его способности обеспечить стране хоть какую-то стабильность. Добровольно на внеочередные президентские выборы В.Ющенко не согласится, а для проведения импичмента нужен более глубокий уровень доверия между его оппонентами. Поэтому Украина остается страной с непрогнозируемым настоящим, в которой даже такая ближайшая перспектива, как проведение или непроведение выборов 7 декабря, зависит от множества привходящих обстоятельств.
События сентября - октября продемонстрировали, что ввиду перипетий межпартийной борьбы украинские политики вряд ли сумеют договориться об утверждении новой редакции Конституции и тем более - обеспечить выполнение ее норм. По крайней мере, и БЮТ, и ПР склонны тянуть одеяло на себя, в зависимости от соотношения президентских рейтингов Тимошенко и Януковича.
Что касается В.Ющенко, который, возможно, возглавит список «Нашей Украины», дальнейшее сокращение политического влияния пропрезидентских партий будет неизбежно подталкивать его к авторитарным методам, по сравнению с которыми управленческие приемы Л.Кучмы могут показаться образцом правовой ответственности. Неспособность государства на протяжении нескольких месяцев выполнять свои функции (принять сбалансированный бюджет, принять меры против финансового кризиса, начать хоть какие-то из запланированных государственных программ и т. д.) еще больше дискредитирует нынешнюю политическую элиту, порождает ощущение безысходности и, по мнению экспертов, может закончиться установлением некоего подобия диктаторского режима [4].
Задержка на старте
Прогнозировать дальнейшее исключительно трудно.
10 октября окружной Административный суд г. Киева по иску БЮТ приостановил действие указа Президента «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины VI созыва и назначении внеочередных выборов». Суд временно запретил Центральной избирательной комиссии проводить какие-либо заседания, связанные с организацией внеочередных парламентских выборов. Примечательно, что аппарат президента не нашел более умного способа реагирования, как возбуждение уголовного дела против судьи, который принял соответствующее решение. Как сообщили депутаты БЮТ, 11 октября, представители секретариата президента и Службы безопасности Украины захватили помещение Апелляционного суда [5]. Если президентская сторона перейдет к репрессивным мерам, конфликт может получить более серьезный резонанс, чем прошлогодний судебный казус со списками БЮТ, заполненными с отступлением от требований Центральной избирательной комиссии.
Если БЮТ сумеет надолго задержать финансирование избирательной кампании, В.Ющенко будет вынужден отменить свой указ, как он уже несколько раз делал это в 2007 г. и перенести дату выборов. В этом случае авторитет президента будет окончательно подорван, что будет рассматриваться Ю.Тимошенко как явный сигнал для наступления. Если деньги на избирательную кампанию найдут, развитие внутриполитической ситуации и в ходе избирательной кампании, и после выборов представляется столь же неопределенным, как и в 2007 г. По крайней мере, если В.Ющенко выиграет суд и вероятность проведения выборов повысится, Ю.Тимошенко может сама подать в отставку, списав всю ответственность за развал государственного управления на президента, которому до сих пор удавалось ни за что не отвечать.
Перехват инициативы БЮТ так или иначе вынудит остальных участников политического процесса определить свое отношение к происходящему. При этом наиболее важным является не столько торможение работы Центральной избирательной комиссии, сколько фактическое «разблокирование» статуса Верховной Рады. Если останавливающее президентский указ постановление суда хоть немного «продержится», лидерам парламентских фракций волей-неволей придется вернуться к своим обязанностям, преодолевать политическую ангажированность спикера А.Яценюка и констатировать фальстарт избирательной кампании.
_______________________
1. Указ Президента України № 911/2008 Про дострокове припинення повноважень Верховної Ради України VI скликання та призначення позачергових виборів. 09.10.2008. - http://www.president.gov.ua/documents/8411.html
2. Гугушвили Н. Звонок для Президента // Время новостей. № 186, 08.10.2008.
3. La Repubblica: НАТО должно остановить Кремль. Интервью В.Ющенко.
08.10.2008. - http://korrespondent.net/worldabus/608882
4. Стоякин В. Политики затевают рискованную игру // «24», 3 октября 2008 г. - http://gazeta.24.ua/news/show/id/68210.htm
5. БЮТ: Представители Ющенко и СБУ захватили Апелляционный суд. 11.10.2008. - http://korrespondent.net/ukraine/politics/612234
20
Поставить лайк: 196
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/strannaya-izbiratelnaya-kampaniya