В канун Дня знаний мэр Киева Леонид Черновецкий подписал решение Киевсовета о переименовании одной из улиц в Соломенском районе столицы. Улица, носившая имя Моисея Урицкого, теперь названа в честь «митрополита» Василия Липкивского. Почему слово «митрополит» мы ставим в кавычки, читатель поймет несколько позже. Заметим лишь, что Леонид Михайлович на протесты Украинской Православной Церкви по поводу нового названия не обратил ни малейшего внимания.Еще в апреле архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан рассказал общественности, что представители епископата, духовенства и мирян Киевской епархии «со скорбью встретили решение назвать улицу именем главы церковного раскола в Украине начала ХХ столетия». Но нашему мэру, многолетнему члену скандальной секты Сандея Аделаджи, причина этой скорби непонятна. И что такое «лже-митрополит» он не знает. В их с Аделаджей организации, в принципе, любой может однажды утром проснуться, почувствовать себя «пророком» или «апостолом» и на этом основании учить и благословлять.
Впрочем, судьба киевской улицы безразлична не только мэру и его команде. Уверен, большинство нынешних киевлян понятия не имеют, кто такой беспощадный председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий и кто такой лидер «самосвятов» Василий Липкивский. И, похоже, не хотят знать.
Интернет и городские средства массовой информации быстро, с попугайским однообразием затараторили, что Липкивский был когда-то борцом за «незалежність». И этого оказалось достаточно. Раз так – заслужил. Как пел Высоцкий: «И граждане спокойно засыпают». Никто не спрашивает подробностей, не ищет истины. Иногда кажется: узнают, что какой-нибудь маньяк хвалил независимость, и ему тоже начнут отливать мемориальную доску. Невежество, лень, безразличие – пути к духовному рабству.
Помните, в сказке «Волшебник Изумрудного города» все жители и гости обязаны были носить зеленые очки. Почему? А городом правил Гудвин, Великий Обманщик. Он не был настоящим волшебником, и его город не был изумрудным. Но власти Гудвин хотел. И потому заставлял носить очки, чтобы горожане видели окружающее в нужном ему изумрудном свете.
У власти всегда так. Если не может сказать правду, она принуждает верить лжи. А у тех, кого обманывают, то есть у нас, горожан, всегда есть два выхода. Либо тупо и лениво соглашаться (ведь поиск правды требует усилий, «напрягает», да и больно могут сделать), либо сорвать очки и увидеть мир таким, каков он есть, и не позволять больше себя обманывать.
К чему это я? А вот к чему. По Киеву при почти полном безразличии киевлян, которых, кстати, никто и не спрашивает, продолжает шествие «идеологическое» переименование улиц.
Бульвар Ивана Лепсе стал бульваром Карпатской Украины. Улицу Щорса назвали именем командира Сечевых стрельцов, первого главы Организации украинских националистов Евгения Коновальца. А недавно я заметил, что знакомая с детства улочка между Центральным вокзалом и бульваром Шевченко (бабушка называла его по-старому – Бибиковский) тоже переименована. Называлась она улица Коминтерна, и мне, маленькому, рисовался некий грозный «товарищ Коминтерн» с маузером. Теперь это улица Симона Петлюры.
Конечно, городу не нужны «коминтерны» и «урицкие». Однако нужно знать, почему они не нужны. Как необходимо знать правду и о «новых героях». Вот что, например, писал Евгений Коновалец своему наставнику митрополиту Андрею Шептицкому: «Все йде добре. Щасливий початок 1933 року створив умови, за яких наша визвольна акція кожного дня набирає все більшого розвою і сили. Час випробував нашу дружбу і співробітництво з німцями, випробувавши, показав, що ми обрали єдино правильну орієнтацію».
О каком «счастливом событии» идёт речь, догадливый читатель уже понял. Остальным подскажем – о приходе к власти Адольфа Гитлера. Вроде бы сегодня в Европе это имя еще не рекомендовано к почитанию. Что же мы, стремящиеся в Европу, не послушаем своих наставников? А может кто-то в условиях нынешнего разгула политкорректности предложит назвать именем «пана Адольфа» какой-нибудь киевский проспект?
Или вот Петлюра. На Украине уже вовсю учат в школах и вузах – герой однозначный. Потому что добивался главного – любой ценой оторвать украинские земли от русских, белорусских и других исторически и кровно близких. Выше этого стремления нынче у нас ничего не признают. Однако некоторые «детали» геройской жизни от сограждан скрывают. А неполная картина есть ложь. К примеру, в марте 1919 года соратники Петлюры в городе Проскурове (ныне Хмельницкий) за день вырезали несколько тысяч человек «неарийского происхождения». Выкалывали глаза, насиловали. Действовали исключительно холодным оружием. Сторонники Петлюры заявляют: главный ничего не знал. И виновного «атамана» наказал. Однако есть свидетели – никакого наказания не было, всё сплошная инсценировка. И еще в Берлинском архиве есть несколько сотен документов, доказывающих, что Петлюра имел непосредственное отношение к зверским деяниям. Так может, не такой уж однозначный у нас герой? И может, не стоило улицу клеймить таким именем, да еще и памятник планировать в центре столицы (есть и такой проект).
В общем, киевлянам опять надевают «идеологические очки». Вместо коммунистических красных – «жовто-блакитные», хотя и красных, кровавых пятен на них полно. Не отмываются.
Почему это опасно и губительно? Потому что незнание правды лишает понимания, где добро, а где зло. А значит, всё может повториться. И еще в «идеологических очках» киевляне никогда не смогут понять подлинное значение своего города. Что это, прежде всего, город-святыня. Что по замыслу, возникшему в XIX веке, он должен был стать Русским Иерусалимом. А принадлежал этот замысел (о, ужас!) российскому императору. Но эту правду горожанам Великого Города не дают узнать новые «великие обманщики».
Теперь попробуем выяснить, кто такой Василий Липкивский и почему власти предлагают жителям Соломенки непременно ходить по улице, носящей его имя.
Для начала – краткая информация. В истории Православной Церкви на Украине в новейшее время имели место несколько попыток создать независимую от Московского патриархата автокефальную церковь. Основой стремления к «самостийной украинской церкви» всякий раз были сепаратистские настроения определенной части населения и далекие от спасительных, христианских целей намерения некоторой части духовенства (по сути, это была борьба за власть и карьеру с использованием националистических лозунгов).
Создание первой по счету так называемой «Украинской Автокефальнной Православной Церкви» (УАПЦ) стало возможным в 1920-1921 годах, прежде всего, благодаря стремлению большевиков изнутри разложить единую Русскую Православную Церковь. Именно с этой целью органами НКВД были инспирированы обновленческий раскол в России и автокефалистский на Украине. В связи с тем, что никто из архиереев Русской Церкви не поддержал раскольников на Украине, те решились на неслыханную авантюру и полное попрание канонов Православия. Лже-митрополит Василий Липкивский был «рукоположен» не епископами, а священниками и мирянами. (Об этом событии мы еще расскажем подробно).
От этого беззаконного «рукоположения» произошло название раскольников-автокефалистов Липкивского – «самосвяты». Эта псевдо-церковь просуществовала недолго. Не оправдавшая надежд НКВД она как неэффективное средство борьбы с Православием была принуждена к самоликвидации в 1930 году. А Липкивский и другие лидеры раскола, став жертвами тех, кому послужили, были репрессированы.
Но это лишь внешняя канва событий. Чтобы узнать столь необходимую нам правду, чтобы не позволить нынешним идеологам от власти манипулировать собой, не станем лениться и попробуем глубже вникнуть в события почти столетней давности. И тогда нам откроется не только облик Липкивского и других церковных раскольников, но и правда о тяжелейшем времени, когда борьба за сохранение разрушаемой Церкви выдвинула настоящих героев и настоящих подонков.
Сразу после февральской революции 1917 года на Украине поднялась волна национализма, в том числе и национализма церковного. Среди активных участников этого разрушительного процесса был протоиерей Василий Липковский («Липкивским» он стал потом). В том же 17-м его избирают Главой революционного съезда духовенства и мирян. Съезд являлся сборищем разрушительным, лозунги имел самые радикальные, и здесь рядом с Липковским вполне мог оказаться Урицкий и ему подобные (одно дело делали). В июле 1919 года протоиерей Василий Липковский был назначен настоятелем киевского Софийского собора, в котором проходили самочинные украинизированные богослужения с отказом от церковнославянского языка. За активное насаждение «украинизации церковной жизни» и демонстративное непослушание священноначалию Василий Липковский неоднократно подвергался запрещению в служении. И на момент, когда он стал «митрополитом», этот человек также находился под запретом, а значит, был вне Церкви, и деяния его как священника уже были безблагодатны. Чтобы дополнить картину духовной деградации тогдаших раскольников, заметим: обновленцы и автокефалисты выступали не только за отмену традиционного богослужебного языка и переход на язык улицы. Они также отстаивали такие либеральные новшества, как «женатый епископат» и отмену монашества. К примеру, будущий «митрополит УАПЦ» Липковский стал открытым двоеженцем, а «епископ-министр» Бессонов, хороня любовницу, положил ей на грудь свою панагию, а в ноги – монашеский клобук.
Однако от самого начала революционных событий раскольники встретили сопротивление подлинных защитников Церкви, которым сегодня почему-то в столице Украины не открывают памятников и чьими именами не называют улиц.
И тут мы должны упомянуть еще об одном человеке, жившем в Киеве. В свете его святого облика подлинная суть нашего «героя Липкивского», а заодно и всего антицерковного «проекта» автокефалов станет еще более очевидной. Этот человек – ныне причисленный к лику святых Митрополит Киевский и Галичский Владимир (Богоявленский). Он был убит 25 января 1918 года при загадочных обстоятельствах. Его честные мощи покоятся сегодня в Киево-Печерской лавре.
Именно Митрополит Владимир был во главе канонического епископата, решительно осудившего движение церковных националистов-обновленцев. И потому будущий священномученик постоянно подвергался притеснениям с их стороны. В частности, протоиерей Василий Липковский незадолго до мученической гибели митрополита выдвигал ему ультимативное требование оставить Киевскую кафедру и покинуть Украину. Отметим: обычный протоиерей указывает правящему архиерею. Видно, «швондеры» в то время проникли и за церковную ограду.
Что отвечал владыка? Летом 1917 года в ответ на враждебные демонстрации сторонников автокефалии Митрополит Владимир писал: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой Православной Российской Церкви. Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов».
9 декабря 1917 года к митрополиту Владимиру прибывает комиссия от Центральной Рады в составе депутатов, священников и военных с требованием немедленно удалиться из Киева. «Я никого и ничего не боюсь, - ответил владыка. - Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам Ее посмеяться над Нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в Руси там, где оно началось...»
Видя непреклонность владыки, которого раскольники за глаза называли «нікчемною людиною», Василий Липкивский и «прогрессивное священство» решаются на иной поход. Зная, что митрополит Владимир был одним из кандидатов на патриарший престол, ему предлагают стать патриархом Украины. Но в ответ снова слышат: «Посмеяться над церковью я не дам!» Таким образом, фигура митрополита становится главным препятствием созданию «истинно национальной церкви».
Что было дальше, мы помним. В конце января 18-го группа неизвестных выводят владыку за стены Печерской лавры и убивают. Перед смертью он говорит: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром». Потом он благословил убийц и попросил Господа простить их. Но не успел опустить благословляющих рук, как прозвучали выстрелы. На теле убитого были обнаружены раны от разрывных пуль и уколов холодным оружием.
Долгое время считалось, что смерть Митрополита Владимира – дело рук большевиков. Однако сегодня ряд историков утверждают: оснований для подобных выводов нет. Зато известно, что у владыки были постоянные разногласия с националистической властью Украины и священниками-раскольниками, которые её поддерживали. Известно также, что тогда же в 1918 году началось следствие по делу об убийстве владыки. Проводилось и внутреннее церковное расследование. В списке «самостийныков» и «революционных попов», привлекавшихся к ответственности по делу о «недостойной священнослужителей травле покойного митрополита», фигурирует и Василий Липкивский. Однако в безумном вихре гражданской войны все было сметено и забыто.
Печалит ещё вот что. Нынешний наш Предстоятель Блаженнейший митрополит Владимир служение в Киеве начал с инициативы канонизации своего тезоименитого предшественника. И в 1992 году митрополит Владимир (Богоявленский) был причислен к лику святых. Но ведь еще в 1918 году киевские власти постановили «передать участок земли в 600 саженей для постройки на месте убиения митрополита Владимира церкви-часовни и основания в будущем просветительско-филантропического учреждения». Но сегодня, спустя почти сто лет, ни градоначальники, ни священноначалие даже не поднимают вопрос об увековечивании памяти единственного архиерея в истории Церкви, последовательно занимавшего Московскую, Петроградскую и Киевскую кафедры. И в это же время имя Липкивского стала носить киевская улица. Что стоит за этим для кого-то незначительным фактом? Думается, одно: активно заявившая о себе при президенте В. Ющенко политика отделения от единого Русского мира, отказа от подлинного, а не выдуманного исторического прошлого и расшатывания канонического единства Церкви продолжается и при президенте В. Януковиче.