Тимошенко и Европа
В пятницу 11 ноября бывшему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко было предъявлено новое обвинение в сокрытии валютной выручки на сумму более 165 млн. долларов. Речь идет о начале 1990-х, когда экс-премьер возглавляла компанию «Единые энергетические системы Украины», занимавшуюся поставками газа из России на Украину.
Ряд новых обвинений, «свалившихся» на Ю. Тимошенко уже после ее осуждения, преследуют главную политическую цель (для ее основного оппонента – президента Украины Виктора Януковича) – полностью «закрыть» Ю. Тимошенко. То есть ликвидировать ее как политического оппонента власти и списать на бывшего премьера все возможные грехи.
И создается впечатление, что в достижении желаемой политической цели действующую власть ничто остановить не может - ни неудачи в евроинтеграции, ни увеличивающееся давление международных правозащитных институтов, ни опасность стать бо́льшим «автократом» и «деспотом», чем второй президент Украины Леонид Кучма.
Причина такого внимания к персоне Ю. Тимошенко проста. Во-первых, она и ее партия – главные конкуренты В. Януковича на выборах в Верховную Раду в 2012 году и президента в 2015 году. Во-вторых, она фактически была автором «оранжевой революции», вырвавшей у В. Януковича победу на президентских выборах в 2005 году, когда власть, казалось, была уже в руках «сине-голубых». Их лидер это хорошо помнит.
К тому же судебный процесс, как и ожидалось, повысил популярность Ю. Тимошенко – она сегодня и каждый день практически ключевой ньюсмейкер. А В. Янукович может похвастаться только непопулярными реформами. К осени рейтинги В. Януковича и Ю. Тимошенко сравнялись на отметке в 15%-17%.
«Регионалы» планируют использовать отсутствие лидера партии «Батькивщина», чтобы частично переманить к себе актив этой политической силы и сыграть на растущих противоречиях внутри партии. Так, со времени заключения Ю. Тимошенко заметно усилилась и активизировала свою деятельность группа Наталии Королевской и Сергея Соболева, организующих протестные акции по всей стране и претендующих на лидерство в партии. Второе крыло «Батькивщины» представляет группа Турчинова-Кожемякина, фактически оставшаяся во главе партии в отсутствии лидера.
Для украинской политики ослабление «Батькивщины» (электоральное или административным путем) означает освобождение места для умеренно националистического лидера, который бы возглавил оппозиционно настроенный электорат Центра и Запада Украины. Пока на эту роль претендует лидер партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк с уровнем поддержки, немного уступающим числу сторонников Ю. Тимошенко. Но для него это – потолок. За два года, с момента основания партии и начала попытки стать президентом, А. Яценюк задействовал практически весь свой политический ресурс и путем ослабления Ю. Тимошенко (здесь сыграло свою роль и ее крайне неудачное второе премьерство) добился лишь незначительного роста собственного рейтинга.
В определенной мере «портят» рейтинг А. Яценюку ультранационалист Олег Тягнибок со своей «Свободой» и Виталий Кличко и его «Удар», отвлекая на себя голоса избирателей.
Если избирательная реформа в стране удастся и порог для партий на выборах в 2012 году поднимут до 5% (пока это наиболее ожидаемый результат), то ни «Свобода», ни «Удар» в Раду не пройдет.
Таким образом, фронт противников В. Януковича будет представлен лишь партией А. Яценюка («карманным оппозиционером», по мнению экспертов) и дезориентированной «Батькивщиной», что позволит президенту, как и во времена Л. Кучмы, управлять «парламентским болотом». Правда, стратегические решения, для которых требуются более 300 голосов парламентариев, принимать будет сложнее. Но это вопрос переговоров.
Что же касается роли Ю. Тимошенко в украино-европейской политике, то учитывая потребность Европы в поддержании Украины в «перманентно-подогретом» надеждами состоянии (Россия-то не дремлет), скорее всего, будет найден компромиссный вариант – заключение Соглашения об ассоциации без реальных обязательств, касающихся вступления Украины в ЕС. После того, как Греция и еще ряд стран начали реальное рассмотрение процедуры выхода из еврозоны, а Турции фактически был дан прямой отказ о включении ее в ЕС, никто из европейских политиков (за исключением отдельных мечтателей в Еврокомиссии и Европарламенте) не рассматривает расширение ЕС в ближайшей перспективе. По крайней мере, до того момента, когда кризис закончится и удастся ликвидировать все его последствия.
При этом буквально все здравомыслящие политики Украины (от оппозиции до правительства) утверждают, что дело присоединения к ЕС – процедура длительная, 7-10 лет. Но даже эти сроки - нереальны.
Все годы после принятия Декларации о суверенитете украинцев пичкали «мечтой о Европе», что все на Украине будет как, скажем, во Франции или в Германии. Ну на худой конец – в соседней Польше.
На практике оказалось, что все не так просто. Даже за годы правления Виктора Ющенко не удалось совершить прорыв на европейском направлении. Скорее наоборот – Украина получила и закрепила статус нестабильного государства.
А вот при В. Януковиче страна реально подошла вплотную к созданию Зоны свободной торговли с ЕС. К слову, В. Янукович – более проевропейский политик, чем В. Ющенко. Хотя бы потому, что делает больше в области евроинтеграции, чем говорит об этом.
Идеология официальной власти, таким образом, построена на будущем присоединении к ЕС и интенсификации евринтеграционных процессов уже сегодня. И по-другому поступать в настоящее время президент и его политическая сила просто не могут. Если В. Янукович вдруг скажет: «Мы не идем в Евросоюз» или «Непонятно, когда придем», то он потерпит поражение еще на одном направлении своей политики, что может привести и к поражению на парламентских выборах 2012 года. Но этого допустить регионалы никак не могут, да и не хотят.
Сложность ситуации заключается еще и в том, что украинская сторона продолжает упорно настаивать, чтобы еврочиновники ей назвали конкретную дату присоединения своей страны к ЕС.
Это как с датой построения коммунизма в СССР. Первый Секретарь ЦК КПСС «волюнтарист» Н.С. Хрущев объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» - заявил он и тем самым ударил под дых официальной идеологии начала 1980-х годов – коммунизма нет, а очереди есть.
То же самое происходит и сейчас – называя конкретную дату, украинское правительство или Евросоюз скуют себя невыполнимыми обязательствами. Но и украинское общество не может уже довольствоваться общими фразами о «светлом европейском будущем». Граждан Украины и так кормили ими на протяжении 20 лет.
Сейчас Евросоюз ни морально, ни материально не готов к присоединению 46-миллионной Украины. Ему, наоборот, нужны деньги России и Китая. Украине также нужны немалые деньги для худеющего на глазах бюджета страны.
Компромиссным вариантом может стать подписание «пустого» по содержанию Соглашения об ассоциации и Договора о создании Зоны свободной торговли (что не влечет членства в ЕС). Однако правительство Николая Азарова «выжало» далеко не все из сложившейся экономической ситуации в Европе для украинских производителей. Во-первых, созданы условия повышения квот для агропромышленников. Во-вторых, для расширения участия украинских транспортников в европейских грузо- и пассажиропотоках. И эти благоприятные условия необходимо реализовать в практических делах.
Поэтому В. Януковичу было бы выгоднее снять излишнее напряжение в вопросе евроинтеграции и не требовать от ЕС большего, что он сможет дать Украине в настоящее время.
Конечно, радикальным решением проблемы может стать переворачивание ситуации с ног на голову – прекращение выполнения требований ЕС (по «демократизации», освобождению Ю. Тимошенко и т.п.) и выставление собственных претензий, в том числе и обвинение во вмешательстве во внутренние дела суверенной Украины. Но в таком случае вступление страны в Европейский союз можно было бы считать оконченным.
Однако В. Янукович, скорее, предпочтет более мягкий вариант – частичное исполнение требований Европарламента, что уже выразилось в готовности пересмотреть реформу избирательного законодательства вместе с оппозицией. Это лишь затянет переговоры и в конечном итоге покажет слабость действующего президента – он будет вынужден уступать ЕС шаг за шагом, пока не выполнит всех требований. А учитывая все, что с октября 2011 года Евросоюз успел сформулировать в качестве «домашнего задания» для президента Украины, он в конечном итоге будет вынужден каким-либо образом освободить из мест не столь отдаленных и Ю. Тимошенко.
А это уже, как говорится, станет финалом политической драмы «Страшный сон регионалов».