ссылка

У той самой террасы

Увеличить шрифт
А
А
А

Зинаиду Серебрякову не назовешь забытым художником, хотя ее персональных выставок на родине действительно было мало. Между выставкой художественного объединения «Мир искусства» в Москве 1910 года и выставками 1965-1966 годов, когда ее картины вернулись на родину (и более 20 полотен приобрел Русский музей),— огромный промежуток не только во времени, но и в развитии самой культуры. 

19 сентября, в день кончины знаменитой представительницы объединения «Мир искусства» Зинаиды Серебряковой (умерла в 1967 году в Париже), в Харькове состоялся вечер памяти этой знаменитой русской художницы. Вечер прошел в «харьковском дворике» (как продолжение одноименного проекта, о котором мы уже рассказывали), возле террасы, которую художница арендовала для жилья со своей семьей в 1919—1920 годах.
 
Это дом по улице Краснооктябрьской, 25. В дореволюционные времена улица называлась Конторской.
 
Из имения Нескучного, которое сожгла одна из многочисленных в то время на просторах развалившейся империи банд, — в этот «скучный» и, кажется, уже тогда готовый развалиться дом Зинаида Серебрякова переехала, остановившись в трех комнатах, вместе с матерью, Екатериной Николаевной Лансере, и четырьмя детьми. Муж художницы, инженер-путеец Борис Серебряков, отбыл искать работу, вроде бы в Оренбург. (С Борисом Зина Лансере познакомилась в имении Нескучном. Детская дружба выросла в большое чувство. Несмотря на кровное родство — он был ее двоюродным братом, на разницу вероисповедания — он был православный, она — лютеранка, в 1905 году они все-таки поженились.) Б. Серебряков, возвращаясь в Харьков, заразился в поезде сыпным тифом и по возвращении сгорел за четыре дня. Похоронен близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе в Харькове. Прожив по кончине супруга в Харькове еще два тяжких нищих года, Зинаида уехала в Питер, а в 1924-м  - в Париж, до конца дней сохранив верность покойному супругу.
 
Чуть забегая вперед, скажем, что во время памятного вечера его участники и зрители оставили подписи под коллективным обращением к городской топонимической комиссии с обоснованным предложением о переименовании улицы Краснооктябрьской в улицу имени Зинаиды Серебряковой.
 
Акцию провел известный в Харькове литератор и культуролог Михаил Красиков, и трудно не согласиться с ученым-энтузиастом в том, что Серебрякова — одно из самых ярких имен, представляющих Харьковщину на мировом уровне — как биографически, так и своим творчеством, его уровнем и содержанием. Ведь здешняя земля, а именно имение Нескучное, его людские образы и пейзажи, достойно представлены в творчестве Серебряковой. 
 
 
Дворик на улице Краснооктябрьской. Вечер памяти З. Серебряковой. 19 сентября 2011 года
 
Несколько десятков подписей было собрано также под письмом, ходатайствующим об установлении на старом доме (принадлежавшем в ту пору художнику Костенко, впоследствии уехавшему в Петербург) мемориальной доски Зинаиде Серебряковой. На вечере был также провозглашено «Неформальное общество друзей З. Серебряковой», ставящее целью популяризацию творчества художницы и увековечение ее памяти на Харьковщине.
 
Но мемориальная доска — дело нескорое, «программа-максимум», а для начала на углу дома со стороны улицы в этот вечер открыли доску, даже две, выполненные в современных материалах.  
 
 
М. Красиков устанавливает корзину с гвоздиками у мемориальных художественных плакатов З. Серебряковой. 19 сентября 2011 года
 
Мемориальный художественный плакат — это своеобразное «ноу-хау» М. Красикова. В Харькове такая настенная уличная вывеска появилась впервые. Хоть плакаты и не столь долговечны, как доски из гранита или металла, но они подвижней, активней, современней, в них можно отразить больше информации. Если так можно сказать, эти художественные плакаты «живей», чем мемориальные доски.  
 
 
Сходство лиц. Виолончелистка Ю. Курьянинова у мемориального художественного плаката З. Серебряковой. 19 сентября 2011 года
 
Зинаиду Серебрякову, родившуюся в знаменитой творческой семье Бенуа-Лансере, сравнивали с Боттичелли и Ренуаром. Дед, Николай Бенуа, был архитектором, дядя, Александр Бенуа, — выдающимся художником, мать Екатерина Николаевна — художником-графиком, отец Евгений Лансере — скульптором, мастером малой пластики. Зинаида родилась в 1884-м, а ее отец умер от туберкулеза в 1886 году, поэтому она воспитывалась в семье деда. Серебрякова была одной из первых российских женщин-художниц, получившей известность еще в молодости своими работами, написанными в семейном имении Нескучное под Харьковом. Серебрякова почти что стала академиком Императорской академии художеств — впервые за 160 лет существования к этому титулу представили женщину. Однако присвоить это почетное звание не успели — помешала революция.
 
Авторитетный критик и художник А. Бенуа писал о своей племяннице: «Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить её… Автопортрет Серебряковой несомненно самая… радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…» 
 
 
Знаменитая серебряковская веранда и лестница к ней. 19 сентября 2011 года
 
Харьковский дом оказался увековеченным, в первую очередь повезло старенькой веранде, сохранившейся почти такой, какой и была сто лет назад. Живы и три комнатушки, и деревянная лестница, ведущая к ним.
 

 
Почти серебряковский ракурс. Терраса сегодня. 19 сентября 2011 года 
 
На террасе, которую мы видим на фото, написано несколько картин Серебряковой. В частности, «Карточная игра» и знаменитая «На террасе в Харькове» (1919 год), которая изображена и на одном из угловых художественных плакатов. 
 
 
З. Серебрякова. «На террасе в Харькове». 1919 год

На втором мемориальном плакате воспроизведен фрагмент автопортрета «За туалетом», принесший известность художнице, — он был в свое время прямо с выставки куплен В. Третьяковым.
 
 
 
З. Серебрякова. Автопортрет «За туалетом». 1909 год
 
Что сказать о самом красно-кирпичном старом доме? Верно замечено: сегодня его угол безвкусно обложен современным кирпичом, навешена пластиковая дверь, тут открыта некая таинственная конторка. Мы ленивы и нелюбопытны: ни в конторке, ни в смежном доме ничего ни о какой Серебряковой слыхом не слыхали. Абсолютно ничего...
 
Теперь узнают. Никогда не поздно просветиться. Во всяком случае, жители близлежащих домов этой старой-престарой улочки Харькова все же вышли послушать занимательное действо серебряковского вечера.
 
А в дворике в тот вечер выступили искусствоведы А. Денисенко и В. Пухарев, краевед В. Берлин, актеры творческого молодежного центра - театра «Апарте» (руководитель Инна Мищенко) и студенты театрального факультета Харьковской государственной академии культуры, музыки, барды. Присутствовавшие на памятном вечере имели возможность посмотреть на большом экране более 350 репродукций картин художницы и фотографии семьи Серебряковой—Лансере—Бенуа. 
 
Выступили также скрипачка Валерия Рыбалко, исполнившая «Еврейскую мелодию» харьковского композитора М. Карминского; «Сарабанду» И. С. Баха исполнила виолончелистка Юлия Курьянинова; певческий ансамбль Трехсвятительского храма (руководитель Марина Михайлова) исполнил Гимн Божией Матери «Достойно есть» карталино-кахетинского распева; внук известного императорского фотографа Алексея Иваницкого, заснявшего последствия известного крушения Царского поезда под Харьковом, Алексей Александрович Иваницкий рассказал о знакомстве его известного деда с художницей (Серебрякова не раз бывала на хуторе Заячьем в Змиевском уезде Харьковской губернии, где располагалась дача Иваницких).
 
 
 
Выступает  А. А. Иваницкий. 19 сентября 2011 года
 
Кандидат искусствоведения, фольклорист, заведующая кафедрой Харьковской государственной академии культуры, заслуженный работник культуры Украины Вера Осадчая спела русские песни (в частности, про «бел-горюч камень»), звучавшие, по всей вероятности, в селе Нескучном, в ХІХ — начале ХХ веков входившем в Белгородский уезд Курской губернии, а ныне - в Харьковский район Харьковской области. 
 
 
Поет Вера Осадчая. 19 сентября 2011 года
 
Студенты театрального факультета (кафедра мастерства актера) Харьковской государственной академии культуры Дарья Кушнир, Сергей Макаренко, Карина Антоненко, Екатерина Гайван, Анна Гуляева (руководитель Наталья Литвиненко) прочитали литературную композицию по письмам Зинаиды Серебряковой и ее матери Екатерины Лансере, написанным в доме на Конторской, 25, а также по воспоминаниям Галины Тесленко, работавшей вместе с художницей в Археологическом музее Харьковского университета и часто бывавшей в ее квартире. Студенты также исполнили две композиции по стихам Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Николая Гумилева.
 
В исполнении молодых артистов творческого центра «Апарте» прозвучала лирика А. Блока. Актерами этого театра также был показан фрагмент из спектакля «Небо в алмазах» по произведениям А. Чехова. Вечер завершился выступлением барда Владимира Фоменко. Устроители акции высказали благодарность ректорату политехнического университета, предоставившему технику для проведения вечера, а также членам мусульманской общины, давшим стулья и кресла из находящейся в соседнем дворе мечети.

В рамках движения «Харьковские дворики» планируется также установка мемориального художественного плаката и на доме, где жил И. Бунин, а также проведение в мае 2012 года акции «Бунинская весна».

44
Поставить лайк: 150
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/u-toy-samoy-terrasy