ссылка

«УДАР» и «Украина – вперед!» на пути к политическому Олимпу

Увеличить шрифт
А
А
А

Партия «Удар» В. Кличко, и «Украина – вперед!» Н. Королевской являются новичками в украинском политическом поле. В этом у них много общего. Даже несмотря на то, что в рядах этих политических сил хватает опытных политиков, все равно построение новой организационной структуры - это всегда сложный процесс. Роднит эти силы и еще одно обстоятельство – крайне неопределенные источники финансирования, которые многие обозреватели связывают с провластными силами (то ли Партией регионов, то ли «группой Фирташа»). Главные же отличия между ними: перспективы прохождения в парламент и ориентированность программ. Вне зависимости от принадлежности социологических компаний, все они уверенно предсказывают попадание «Удара» в парламент с примерным рейтингом в 10%, в то время как «Украина – вперед!»  балансирует на границе 4-5%. Если говорить о программах, то главный предвыборный тезис Кличко - привнесение в украинскую политику европейских принципов открытости и честности. (1) В противоположность ему Королевская делает ставку на экономическую составляющую своей программы (2).

1. «Удар» В. Кличко

Оппозиционность «Удара» и отдельные попытки работать совместно с Объединенной оппозицией нашли свое отображение в программе политической силы. Так, если в программе Объединенной оппозиции сказано, что нужно оставить только 7 налогов, то в программе «Удара» для пущей ясности дается  расшифровка их. Опять же, аналогично программе «объединенных» Кличко предлагает создать независимое Антикоррупционное агентство с целью проведения «антикоррупционной люстрации» - после независимой проверки всех чиновников, правоохранителей, судьей и прокуроров. Кстати, когда инициаторы подобной идеи подойдут к ее практической реализации (что не факт!), всегда интересно, кто же именно будет тем «гением чистоты» на которого будет возложена столь высокая миссия. И что еще интереснее – как именно это может быть реализовано в правовом поле, если следственные действия по проверке проводят правоохранительные органы, а окончательное решение о виновности или невиновности выносит суд, то есть те государственные институты, которые оппозиционеры по положению считают неблагонадежными?

Как и лидеры Объединенной оппозиции, Кличко пытается погреться «в лучах славы» проектов, которые уже сейчас реализуются властью. Если оппозиция хочет «освоить» тему сельского Интернета, то Кличко обещает введение электронного документооборота буквально за год. И, в общем-то, у подобной активности «Удара» на этом направлении есть реальные перспективы, поскольку глава Госагентства по науке, инновациям и информатизации В. Семиноженко недавно заявил, что уже закончены все подготовительные процедуры, для того чтобы электронный документооборот заработал с 1 января 2013 года.

Кроме того, в сфере экономики Кличко предлагает классический набор реформ «а-ля Грузия»: сократить количество госучреждений и их функций, реализация концепции «единого окна», уменьшить время регистрации нового бизнеса до 30 минут. Хотя в большинстве стран мира уже давно реализуется принцип, по которому для открытия бизнеса его даже не надо регистрировать, – соответствующий государственный орган просто извещается, если, конечно, он не требует каких-то особых лицензий.

Другое дело, что украинские оппозиционеры, обожающие приводить в пример «эффективные грузинские реформы», всегда забывают о двух моментах: размеры государства и сопутствующие факторы (как, например, разгоны оппозиционеров, экспроприация денег тех, кто пытается финансировать оппозицию, что хорошо видно на примере бывшего футболиста киевского «Динамо» и итальянского «Милана» К. Каладзе).

По-своему интересно звучит вопрос об усилении роли граждан в осуществлении прямой демократии. В частности, предлагается внедрить механизм, согласно которому 150 тысяч человек могут заставить рассматривать какой-либо законопроект в первоочередном порядке. Кроме того, предлагается дать гражданам возможность через референдумы отменять почти любые решения органов государственной власти и местного самоуправления.

В остальном программа до боли похожа на типичный набор «европейского демократа»: больше прозрачности расходования бюджетных средств, меньше монополизма, стимулировать собственников брать на работу молодежь, предоставить возможность продавать землю, повысить минимальные зарплаты, пенсии и т.д. Удивительно то, насколько скромно представлен в Программе блок, касающийся здоровья и спорта (хотя тут как раз можно было ожидать каких-то новых реальных идей от Чемпиона). Результат такой программы – размытое поле целевого электората, чей портрет составить по такой программе практически невозможно. По степени абстрактности и «новаторства» программа Кличко сильно напоминает тигипковскую «Сильную Украину», что не удивительно, учитывая, что на местах многие нынешние функционеры «Удара»  -  выходцы именно из «Сильной Украины».

2. «Украина – вперед!» Н. Королевской

Сугубо политтехнологический характер проекта Королевской, главной целью которого является «быть красивым», благотворно сказался на ее предвыборной программе. Несмотря на ее лаконичность, она выполнена на редкость целостно, достаточно подробно и без явного социального популизма. Поскольку Королевская везде себя позиционировала именно как специалист в области экономики, то соответственно и программа политической силы посвящена данному вопросу, о чем говорит и ее название – «Новая экономика – новая страна».

Правда, начинается программа несколько странно для Королевской, которая успешно «сделала свой бизнес» уже в независимой Украине: «Украина последние 20 лет проводила либеральные реформы… Такая модель экономики не может обеспечить высокий уровень жизни… Роль государства в экономике должна быть усилена». Пожалуй, первый раз за долгие годы хоть кто-то (кроме коммунистов, которые занимают в этом вопросе последовательную позицию) прямо сказал, что в невысоком уровне жизни украинцев прямо виноваты именно либеральные реформы. Это, кстати, единственная программа, в которой хоть упоминается о том, что надо что-то делать не только для развития экономики, но и для создания положительного имиджа страны, который в современном мире влияет и на политическое, и на экономическое развитие страны.

В отличие от программ иных политических сил в программе «Украина – вперед!» вспомнили о необходимости возродить систему ПТУ и техникумов «в соответствии с потребностями развития производственного потенциала страны с участием производителей». И это актуальная для Украины задача, ибо количество «экономистов» и «юристов» в стране уже превысило любые разумные пределы, а работать на заводах практически некому.

Три ключевых приоритета экономической программы – высокотехнологический сектор, малый и средний бизнес и современное сельское хозяйство. В теории все верно: инновационная составляющая структуры доходов ведущих стран – доминирующая, продовольственная тематика становится не менее важной, чем энергетическая, а слова о поддержке малого и среднего бизнеса - это традиционные посулы кандидатов от различных политических сил. Правда, не совсем понятно, как именно Королевская планирует реализовать один из тезисов для высокотехнологической сферы: «Перенос в Украину высокотехнологичных иностранных производств». Реалии рыночных отношений говорят о том, что производства выносить лучше туда, где меньше сопутствующие расходы и более дешёвая рабочая сила. Страны Азии в этом смысле все еще остаются идеальными площадками, с которыми Украина вряд ли сможет эффективно конкурировать уже хотя бы потому, что украинцы не захотят работать за те же деньги, за которые согласны работать без выходных китайцы.

Из программы «Украина – вперед!» так и не понятно, как Королевская относится к вопросу продажи земли. Единственное, что указывает на этот вопрос – лозунг «Сохранение украинской земли в украинских руках», который все-таки оставляет данный вопрос открытым.

В то же время пункт «Приоритеты новой экономики» недвусмысленно говорит о том, что в понимании Королевской «новая» украинская экономика не будет иметь ничего общего с общими рынками и прозрачностью границ для капитала, рабочей силы и товаров (то есть всего того, что лежит в основе ВТО и ЕС). Немало места в программе уделено вопросам защиты отечественного производителя и развитию внутренней инфраструктуры, но почти ничего не говорится о конкуренции на внешних рынках.

Как и во многих иных программах заложена идея электронного правительства как панацеи от всех проблем: «Тотальная дерегуляция. Мы поменяем чиновников на компьютеры и отберем у них саму возможность получить взятку». Между тем хотя е-правительство (электронное правительство – автор) действительно уменьшает возможности получения взяток, однако это ставит целый ряд иных проблем, о которых кандидаты почему-то не говорят – например, безопасности таких систем от внешних вторжений и корректировки данных.

Программа Королевской -  единственная из всех предвыборных программ, в которой практически не представлена внешнеполитическая позиция политической силы. Хорошо это или плохо, сказать трудно. Но политтехнологам Королевской удалось выдержать заданную идею – представить именно экономический проект политической силы под названием «Новая экономика – новая страна» и отказаться от попыток объять необъятное.

В преамбуле к программе «Новая экономика - новая страна» говорится о том, что она будет полностью подкреплена пакетом законопроектов, из которых 15 уже зарегистрированы в парламенте. Еще 10 инициатив находятся в разработке. Всего в пакете будет 25 экономических законопроектов. Правда, ни один из них на сайте политической силы «Украина – вперед!» не размещен, а посему узнать так это или нет не представляется возможным.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что при всей специфичности и искусственности политического проекта Н.Королевской ее предвыборная программа – одна из наиболее четких и внятных. В ней нет явных ляпов и невыполнимых или абсурдных идей, характерных для тех, кто называет себя «официальной оппозицией» и кто как раз и должен был бы предлагать альтернативные пути решения существующих проблем.

[1] http://klichko.org/ua/about/viborcha-programa

[2] http://ukraina-vpered.com/ru/prohrama-partiji.html

Фото: glavred.info

2321
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору